Районы морского нагула нерки р. Озерной

Виктор Бугаев
Многие годы для выяснения мест нагула тихоокеанских лососей в море применяли, и до сих пор применяют, мечение.  Это массовый общедоступный метод для выяснения мест происхождения помеченных рыб. Последующий возврат меток из районов воспроизводства позволял выяснять места расположения родных водоемов (Hartt, 1962, 1966; Kondo et al., 1965; и др.).

Несмотря на большой размах исследовательских работ по мечению в 1960-х годах, знания  о распределении и миграциях локальных стад нерки были скудны. Мечение не позволяло  изучать распределение нерки различных локальных стад, выяснить их состав и взаимоотношения в районах нагула и зимовки. Активный морской промысел также представлял серьезное затруднение для применения метода из-за того, что многих меченых рыб повторно вылавливали в море и оставалось неясным, к какому нерестовому водоему они принадлежат (Коновалов, 1971). 
 
Одновременно с мечением, развивался и паразитологический метод идентификации комплексов стад тихоокеанских лососей в морской период жизни, который имеет ряд преимуществ перед мечением. Таким способом Л. Марголису (Margolis, 1963, 1965) удалось получить более полные сведения по распределению камчатской и бристольской нерки в северной части Тихого океана и Беринговом море. Что особенно важно, примененный им метод позволил получить первые данные о распределении неполовозрелых рыб, проживших менее двух лет в море, поскольку мечение рыб этих возрастов почти не дает положительных результатов из–за их поголовной гибели. Однако паразитологический метод не позволяет дифференцировать рыб отдельных стад нерки.

Комплексный чешуе–паразитологический метод представляет собой дальнейшее совершенствование паразитологического метода. Впервые апробирование комплексного метода идентификации удалось провести в 1961–1966 гг. при изучении морского периода жизни нерки р. Озерной. При этом, исследованиями были охвачены районы зимовки и нагула. В результате, нерка р. Озерной, в силу ее относительной однородности и достаточной численности, была изучена лучше всех остальных стад этого вида, нагуливающихся в северо–западной части Тихого океана (Коновалов, 1971).

Выполненные работы, до сих пор, можно считать эталонными для азиатских стад нерки, т. к. с тех пор и по настоящее время, подобного уровня исследований лососей этого региона никто не проводил. Итоговые результат работ С. М. Коновалова (1971) представлены в генеральной схеме распределения различных возрастных групп нерки р. Озерной (оз. Курильского) в северной части Тихого океана, которая понятна любому, даже не искушенному, читателю  (рис. 102).
 
Молодь нерки р. Озерной около 2–3 месяцев пребывает в море недалеко от родной реки (рис. 102). Далее, в Тихом океане молодь мигрирует в юго–восточном направлении в район зимовки. Весной с прогревом воды полярный фронт перемещается на север. Одновременно озерновская нерка с одним морским годом жизни (.1) покидает места первой зимовки и в течение лета мигрирует довольно широким фронтом на северо–запад в прикомандорский район Тихого океана и Берингова моря. Исключение составляет небольшая часть этой возрастной группы (.1), которая летом созревает и мигрирует на север. Общая протяженность районов нагула озерновской нерки, прожившей одну зиму в море, равняется примерно 760 км с севера на юг и 1100 км с востока на запад (Коновалов, 1971).

Зимовальная миграция проходит в юго–восточном направлении, и вторую зиму озерновская нерка проводит примерно в том же районе, что и первую (рис. 102). Протяженность зимовальной миграции приблизительно соответствует таковой нагульной, и к началу второй нагульной миграции рыбы проходят путь с момента выхода в эстуарий около 2600–3700 км. Весной районы концентрации нерки этой возрастной группы (.2) занимают акваторию, несколько большую по сравнению с акваторией, на которой обитают рыбы, проводящие первую зиму в океане.

Весной озерновская нерка в возрасте (.2) разделяется на две группы: одна идет на нерест в этом же году, вторая остается в море до следующего года. Обе совокупности рыб мигрируют на запад и северо–запад к берегам Камчатки приблизительно одними и теми же путями. По всей вероятности, половозрелые рыбы начинают нерестовую миграцию несколько раньше нагульной неполовозрелых. Неполовозрелые рыбы начинают миграцию вслед за половозрелыми и уже в июле встречаются у берегов Камчатки. Озерновская нерка возраста (.2) остается в районе нагула до поздней осени. Расстояние, проходимое рыбами в течение нагульной миграции, равно приблизительно 1000 км и, следовательно, за два года жизни в море озерновская нерка совершает путь в 3600-4700 км (Коновалов, 1971).

Половозрелая нерка в возрасте 2.2 и 2.3 быстро мигрирует к Камчатке и в начале июля уже в большом числе представлена в районе р. Озерной. В это время и даже в первой декаде августа нерка р. Озерной довольно часто ловится в прикомандорском районе Тихого океана вплоть до 56о с. ш. и на восток примерно до 168о в. д.

В течение нерестовой миграции нерка этого стада, прожившая три года в море (.3) проходит расстояние в 600–1600 км. Следует отметить, что не все рыбы, которые заходят в Охотское море, сразу совершают анадромную миграцию. Какая–то часть из них  проделывает сравнительно протяженные миграции на север вдоль западного побережья Камчатки на расстояние до 2000 км от устья родной реки и возвращается обратно.

Таков в общих чертах трехлетний цикл морских миграций каждого поколения озерновской нерки, протяженность которых в общей сложности составляет 5200–7300 км. Если принять, что бристольская нерка в среднем проходит 1100 км при нагульных и зимовальных миграциях, то максимальная протяженность ее миграций при трехлетнем морском периоде жизни равняется 9200 км (Коновалов, 1971).

Очевидно, возможность совершения столь далеких миграций и распределение в течение каждого года на большой акватории обусловливают достаточную обеспеченность популяций пищей и свойственный нерке быстрый темп роста.
Нагульные и зимовальные миграции, совершаемые каждой возрастной группой озерновской нерки, соизмеримы по протяженности и происходят примерно в одном и том же направлении. Однако направление первой зимовальной миграции обратно нерестовой, тогда как вторая и третья зимовальные миграции противоположны по направлению нагульным миграциям.

В мористых районах, повсеместно, основной пищей нерки разных возрастов являются эвфаузииды, гипереиды, мелкие рыбы и молодь головоногих моллюсков (Андриевская, 1975; Foerster, 1968; Favorite, 1970; French et. al., 1976; Карпенко, 1998).

В заключение, следует отметить, что исследователи (Семко, 1954; Крогиус, 1960, 1965; Бирман, 1985; Welch, Parsons, 1993; Ricker, 1995; Бугаев, 1995; Bigler et. al., 1996; Карпенко, 1998; Ерохин, 1998 и др.) уже давно сходятся во мнении, что горбуша, как наиболее массовый и короткоцикловый вид, может оказывать в море определенное влияние на рост и динамику численности другие видов лососей – прежде всего кеты и нерки, а также, в некоторых случаях,  чавычи и, вероятно, в меньшей степени – кижуча. Динамика численности и рост лососей в море тесно взаимосвязаны.

Влияние численности камчатской горбуши на размеры нерки р. Озерной отмечала еще Ф. В. Крогиус (1960, 1965), которая показала, что в годы высокой численности западнокамчатской горбуши (нечетные годы) темп роста нерки р. Озерная в море был ниже, чем в годы ее более низкой численности (четные годы). Однако ей не удалось показать наличие достоверных корреляционных связей с численностью горбуши.

Уже значительно позднее, было продемонстрировано влияние численности западно– и восточнокамчатской горбуши на длину и массу тела половозрелой нерки р. Озерной (Бугаев, 1995; Bugaev et al., 1996, 2001; Бугаев, Дубынин, 2002; и др.).



Рисунок: Распределение различных возрастных групп нерки р. Озерной  в северной части Тихого океана (по: Коновалов, 1971):
1 – распределение молоди осенью в год катадромной мигации; 2 – распределение нерки после первой зимовки в океане; 3 – после второй зимовки в океане; 4 – после третьей зимовки в океане; 5 – распределение нерки осенью; 6 – зимой.


Литература.

Бугаев В.Ф., Маслов А.В., Дубынин В.А. 2009. Озерновская нерка // Изд–тво «Камчатпресс». – 156 с.