Аргентинский фестиваль Музыка и размышление

Надя Коваль
Приезд прославленных музыкантов Марты Аргерих и Даниэля Баренбойма в аргентинскую столицу стал событием исключительной важности не только для огромного числа почитателей их творчества, но также имел существенное значение для меня лично. Являясь безусловной поклонницей Аргерих, я смогла убедиться в том, что мои эмоции, которые с некоторых пор считала безвозвратно утерянными, оказались растраченными не до конца. Стоило мне только увидеть Марту, аккуратно ступающую по паркетному настилу сцены Оперного Театра «Колон» в скромной и неброской (как всегда) концертной одежде – чёрной шифоновой юбке и в блузке с длинными рукавами – из моих глаз покатились слёзы.  Видеть и слушать одну из самых лучших пианисток нашего времени – событие экстраординарное, а кроме того, повторю слова одного из коллег-журналистов: «Марта вечная, но не бессмертная».
73-летняя Марта Аргерих вернулась в родной город в 2014 году после восьмилетнего отсутствия.  В 2006 году она приезжала в Буэнос-Айрес на фестиваль, носящий её имя, однако концерты в Театре «Колон» были отменены из-за конфликта между профсоюзом театра и городскими властями. Тогда она так сильно обиделась и оскорбилась, что со всей серьёзностью заявила, что никогда больше не вернётся. К  счастью, этого не случилось. На пресс-конференции, организованной перед концертами, никто из присутствующих благоразумно не упомянул о тогдашнем инциденте.
Визит Марты Аргерих в Аргентину был связан с её участием в фестивале «Музыка и размышление» вместе с пианистом и дирижёром Даниэлем Баренбоймом. При этом маэстро подчеркнул: «Мы могли бы сыграть с Мартой и в Берлине, как мы это сделали совсем недавно, или в любом другом месте. Но нам доставило особое удовольствие сделать это в Буэнос-Айресе». Баренбойм тоже родился в этом городе. И хотя официально были объявлены концерты «двух наиболее блестящих фигур в современном музыкальном мире», мне показалось, что Марте просто очень захотелось увидеть родную публику. О том, что Аргерих не могла не вернуться в свой город, красноречиво говорили её глаза: пока оркестр играл вступление к фортепианному Концерту № 1 Бетховена, она с нескрываемой любовью смотрела в переполненный зал, переводя взгляд с партера на ложи, а потом на самый верх – на галерку. При этом она делала лёгкие движения головой, следуя за музыкой оркестра и по обыкновению поправляла свои длинные, ниже плеч волосы. На протяжении своей карьеры Марта никогда не меняла причёску, оставаясь с копной густых, пушистых волос. Вот только сейчас они стали практически полностью седыми.
Сколько раз я слышала Первый концерт Бетховена? Затрудняюсь сказать точно. Наверное, десятки раз и в самых различных исполнениях. И хотя я больше люблю Второй концерт, должна признаться, что всегда с интересом слушаю Первый, особенно «Рондо» третьей части. Так вот, Аргерих способна играть так, как будто преподносит произведение впервые. Она не просто создаёт новую встречу с произведением, она творит атмосферу встречи с композитором. Какими словами можно описать её игру? Громкие эпитеты использовать не хочется. Просто повторю высказывание известного дирижёра Антонио Паппано: «Аргерих играет просто и естественно».
В отличие от Баренбойма, репертуар Аргерих достаточно узок. Некоторые даже упрекают пианистку в том, что она исполняет «одно и то же», например Концерт для фортепиано Шумана. (Зато как!) Это верно: репертуар Аргерих никогда не рос вширь, зато он неизменно углублялся в качественности и силе передачи эмоций. В Буэнос-Айресе ей аккомпанировал West-East Divan Orchestra под руководством Даниэля Баренбойма. Оркестр был создан в 1999 году Баренбоймом и его другом – писателем палестинского происхождения Эдвардом Саидом. В его составе играют молодые музыканты Палестины и Израиля. Коллектив был задуман как некая «над-музыкальная» формация, которая имеет своей целью показать путь к диалогу и возможности мирного сосуществования двух наций.
Во втором отделении концерта Аргерих и Баренбойм исполнили Сонату Моцарта для двух ф-но (K. 448), Вариации на оригинальную тему Шуберта, (D. 813) и «Весну священную» Стравинского в переложении для ф-но в четыре руки. На пресс-конференции Даниэль Баренбойм сказал: «Я дирижирую «Весной священной» уже 70 лет, и не было ни одной репетиции или концерта, где кто-нибудь из музыкантов не ошибся бы в ритме. С Мартой этого не происходит. Она не ошибается ни с одной восьмушкой!» И это понятно: ведь Марта Аргерих – это сама музыка.