История кино. Светлуха

Юрий Язовских
Через несколько лет после перестройки в наш лексикон прочно вошло слово "чернуха" — с 1988-го года на советских киноэкранах один за другим стали появляться фильмы о неприглядных сторонах нашей жизни: "Интердевочка", "Авария — дочь мента", "Маленькая Вера", "Воры в законе" и другие. Даже Эльдар Рязанов снял картину про бомжей: "Небеса обетованные". А после развала СССР в потоке этих фильмов захлебнулось все наше кино.

Разумеется, без "чернухи" в кино обойтись нельзя — в любом кинематографе были фильмы, которые рассказывали о негативных социальных явлениях (за исключением  Индии). Но все-таки большая часть кинокартин во все времена была о другом: любви, дружбе, семье, детях, смысле жизни... Огромный кинопласт составляли комедии и приключенческие картины. Среди этих фильмов иногда встречаются картины совершенно особого жанра — с названием которого у меня возникли проблемы. Дело в том, что в русском языке нет такого слова, которое могло бы адекватно описать состояние зрителя, возникающее при просмотре этих фильмов.

В качестве наиболее характерных примеров подобного кино я назову три зарубежных картины: "Наверное, боги сошли с ума" (1980, ЮАР), "Средиземное море" (1991, Италия) и "Сказочная жизнь Амели Пулэйн" ("Амели", 2001, Франция). По жанру их можно определить как комедии, но все-таки это поверхностная характеристика, которая отнюдь не исчерпывает их содержание. Да, картины очень смешные. Но дело не в этом — разве мало смешных фильмов?

Суть в том, что все три картины оказывают на зрителя воздействие, которое можно назвать полной противоположностью "чернушным" фильмам. Если там все плохо и мрачно, и во время просмотра иногда кажется, что создатели ленты на тебя помои выплеснули, то здесь возникает совсем иное ощущение. Из глубин заплесневелой человеческой души вдруг выбирается нечто светлое и доброе - и зритель вдруг понимает: жить — хорошо! И люди вокруг замечательные! Если после просмотра не включать телевизор, не ездить на работу в общественном транспорте и, собственно говоря, — не работать, то такое светлое солнечное настроение может продлиться довольно долго. Я не могу подобрать нужного слова в русском языке, чтобы охарактеризовать ту атмосферу, в которую погружают зрителя эти фильмы. Это какая-то стопроцентная "светлуха" — если бы такой термин был в русском языке. Но его нет, и аналог ему найти сложно. Как о какой-нибудь гадости написать — так слов у нас без счета. А если про что-нибудь светлое и хорошее — попробуй, подбери! 

Почему столь разные фильмы получились "светлушными"? Во-первых, они смешные и юмор там очень добрый. А во-вторых, и это главное — люди, живущие в пространстве этих фильмов, не такие как вокруг нас. Я бы персонажей этих фильмов разделил на нормальных людей, приятных, хороших и замечательных. Однозначно отрицательных героев там нет в принципе. И это самое главное.

Поначалу это мое заявление может показаться странным. К примеру, в "Наверное, боги сошли с ума" периодически появляются террористы, в "Средиземном море" во время Второй мировой войны итальянцы высаживают несколько солдат для оккупации маленького греческого острова (Греция в 1941 году была захвачена Германией, Италией и Болгарией), а в "Амели" главный герой работает в сомнительном порномагазине. Тем ни менее, плохих людей в этих картинах нет. И это самое поразительное! Создателям удалось создать такую атмосферу в своих фильмах, что даже потенциальные негодяи и аморальные личности выглядят вполне по-человечески.
 
К примеру, террористы в "Наверное, боги сошли с ума" Джэми Юса захватывают детей. В обычном фильме с участием террористов у зрителя сразу бы появилось желание, чтобы этих мерзавцев перестреляли как бешеных лисиц! А в этом "светлушном" кино вполне достаточно, чтобы их арестовали. Никто из злодеев не убит благодаря находчивости главного героя, и зрители нисколько не возражают против такого исхода (да если  приглядеться к ним — ну какие эти партизаны злодеи?). Добро победило не зло, а просто победило.

И если уж бандиты-партизаны не выглядят преступниками, то главные персонажи "богов" люди во всех отношениях замечательные. И белые, и черные, и тем более — бушмены. В этом фильме западная цивилизация получила возможность поближе познакомиться с бушменами: племенами пустыни Калахари — людьми мирными и весьма своеобразными (у них еще несколько десятилетий назад не было понятия собственности). Возможно, что бушмены представляют собой совершенно самостоятельный вид человечества и отличаются от африканских негров примерно так же, как и негры от эскимосов. 

"Средиземное море" замечательного режиссера Габриэля Сальватореса — самый необычный фильм на военную тематику. То, как итальянцы "воюют" на греческом острове, можно назвать осуществлением человеческой Мечты. Итальянское командование летом 1941-го высаживает 8 солдат для оккупации небольшого греческого острова, а потом забывает про них. В итоге получается, что солдаты оказываются в Раю — ведь это Греция, где есть море, солнце, вкусная еда, и отсутствуют мужчины, которых депортировали немцы, а женщины есть....

Вместо войны солдаты несколько лет наслаждаются жизнью (лишь одному женатому герою там плохо: он все рвется домой к жене, что выглядит крайне странно). И как в случае с «Богами» в фильме нет ни одного отрицательного персонажа. Лишь приплывший на остров турок оказывается "нехорошим человеком", но только потому, что он чужой в Раю. А все греки и итальянцы на острове — просто братья-сестры ("одно лицо, одна порода" — как говорят в фильме). И неважно чем они занимаются — они все замечательные. Проститутка Василиса — очень достойная женщина. Пастушка, которая крутит любовь сразу с двумя солдатами (братьями), от чего ее живот странным образом увеличивается - воспринимается как абсолютно невинное создание — вроде тех коз, которых она пасет. Солдат, влюбляющийся в ослиц (именно так!) - милейший парень. В Раю не может быть плохих людей.
 
Что сказать про "Амели"? - Если вы посмотрели фильм, и он вам не понравился...  Есть такая популярная японская процедура — называется "харакири". Очень вам рекомендую. Правда вы могли смотреть фильм дублированным: в этом случае у вас есть смягчающее обстоятельство - полный дубляж испортил картину напрочь. "Амели" следует смотреть только в переводе Петра Карцева или в оригинале с субтитрами. Если же фильм понравился, то вам ничего объяснять не нужно.

Это настолько светлый фильм, что Париж в нем выглядит как самый восхитительный город на планете. И люди в нем под стать городу. В этом фильме лишь один персонаж несколько не соответствует сказочному Парижу - хозяин продуктовой лавки, да и тот виновен лишь в том, что третирует своего помощника. И совершенно не замечаешь, что два главных героя - как бы помягче сказать — патологические мечтатели, что по критериям нашего Института судебной психиатрии имени Сербского наверняка является симптомом какой-либо душевной болезни. Но во время просмотра "Амели" переживаешь за них как за родных: встретятся они, наконец, или нет!?... И когда в финале двое влюбленных едут на одном велосипеде, то зритель счастлив не меньше героев!

Какие еще кинофильмы можно отнести к "светлухе"? Несомненно, вторую часть "Наверное, боги сошли с ума" (1989), фильм братьев Коэнов "Большой Лебовски" (1998), а из советской классики: "Кавказскую пленницу" (1966), "Джентльменов удачи" (1971), "Покровские ворота" (1982) и "Любовь и голуби" (1984).