Бриллиантовый мир Макса Пембертона... ч. 1

Николай Бичехвост
 
Мне нет прощенья,
нет прощенья за даром прожитые дни.
Упрямо требуя отмщенья,
Толпятся в памяти они…
             Гарольд Регистан

Будучи в солдатской шинели и перетянутый ремнем на службе в стылом морском Калининграде, мне тогда врезались в память эти романтические стихи! И остался запал от них - сей лейтмотив и страстное познание старинного Романа Приключений на мою следственно-прокурорскую жизнь!

Может поэтому и сейчас, мне, седовласому, как и в жгучей юности, не дает покоя увлечение малоизвестными книгами старого остросюжетного жанра!
        А в них торжествует плеяда героев смелых, любящих отчий, родимый  край и обожаемых женщин, неутомимо идущих только вперед! За честью, отвагой и мужеством!
      Представьте, каким задорным ветром приключений и странствий в те застойные болотные советские времена манили нас имена и деяния зарубежных  писателей-корифеев Эмилио Сальгари, Г.Р. Хаггарда, Луи Жаколио, Андре Лори, К.Фалькенгорста, Макса Пембертона…
   Они учили нас с мальчишества верной дружбе и благородству, стойкости и братству. Учили нас с пацанячих лет отвечать  за свои  слова и поступки. Многих - на всю оставшуюся  и очень непростую жизнь!..

Как тут не вспомнить слова из песни В. Высоцкого "Баллада о борьбе":

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

- Ведь книги этих романтиков у нас почти у нас не издаются! – возмущались и   чуть ли не плевались мы, молодые студентики. - Ну, две-три! А молодежь мира   с жадностью поглощает их отважные многотомные сочинения…

Счастливчиков читать в Союзе в оригинале захватывающие зарубежные романы таковых авторов было, ну кот наплакал. Изредка на стихийных подпольных сборищах-рынках мелькали из-под полы с опасливой оглядкой (нет ли поблизости «ментов»?) скудные машинописные копии - тусклые перепечатки старинных романов… Набираясь опыта в «добыче» раритетов классических приключенцев, мы, студентики, сбегали с лекций, и часами морозили «хвосты» у скупочного букинистического магазина купеческого Саратова. Зачем? А поджидали очередную ковыляющую жертву - бабулю либо ветхого дедулю с авоськой старых дореволюционных книг, пыхтящих в магазин для их копеечной сдачи.

...Мигом выторговывали мы у этих живых раритетов приглянувшееся старинное издание, награждали ошеломленных дедков мятыми рублями, и тут же рассматривали то растерзанный комплект старинного «Журнала приключений», брошюрки о похождениях Ната Пинкертона, либо выпуски храброй «Розы Бюргер - бурской героини»... Другие, дрожа от холода и нетерпения, лихорадочно листали подшивки «Вокруг света» с умопомрачительными иллюстрациями, кто-то замирал над захватывающими рассказами «Мира приключений»…
И мчались мы вечерами в снимаемые полуподвальные стылые клетушки или чердаки со сквозняками, дабы в благословенной тишине погрузиться в манящий мир старого колониального или авантюрного романа!

Кто из вас, мои дорогие читатели, прошел этот благословенный миг, тому он остался незабываемым на всю оставшуюся жизнь!
И теми радостными приобретениям-находкам мы жили не один день, пока госпожа удача не преподносила нам, неугомонном, следующий, довольно редкий подарок, а чаще… пшик на постном масле…

Так, ничего не ведая в те заскорузлые годы об известном английском писателе Максе Пембертоне, я однажды удачно выторговал дореволюционной журнал путешествий и приключений «Природа и люди». С информацией в нем об этом знаменитом английском писателе  детективных, приключенческих и прочих тайн! И я не ошибся в выборе своего будущего кумира!

Как оказалось, этот сэр сочинил затем более 50-и исторических, авантюрных и прочих романов, рассказов и пьес! Это было для меня сногсшибательное открытие, ибо даже маститые самодовольные знатоки на мой вопрос о нем, мямлили что-то невразумительное под заиндевевший на морозе нос.

Как известно, маститый издатель П.П. Сойкин к вышеназванному журналу раскопал золотую жилу – и начал издать великолепный сериал «Библиотека романов. Приключения на суше и на море»! А нем–то и печатались отличные приключенческие, детективные, фантастические многотомные сочинения мировых классиков этого жанра!
Эта сногсшибательная для юношества серия была необычайно популярна от горных аулов до медвежьих углов России.

Помните,как в детстве мы зачитывались романами «Библиотеки приключений»! Но не всем известно, что хитромудрый Сойкин является "крестным отцом" этой неумирающей коммерческой серии.

Не случайно, что ныне выпускаемая серия «Бухта приключений» группой уважаемых энтузиастов как Мамонов, художник Павел Парамонов и других корифеев, публикует в ней захватывающие романы из дореволюционного журнала «Природа и Люди»,  «Азия в огне», «Драма в Андах»... И, главное, печатает ряд никогда не издававшихся в России авантюрно-исторических романов, взяв на себя немалый риск по переводу зарубежных романов! 

   ....Знаете, в те жухлые советские времена масла в огонь о Пембертоне подлила мне шикарная реклама о его книгах, которую я студентом прочел взахлеб, чуть ли не взвизгивая, как молодой щенок, почуявший верный след вкусной поживы! Вот она из старинного журнала!

"М. Пембертона можно смело назвать английским Ж.Верном: в ряде увлекательных приключений он, подобно Ж.Верну, высказывает свои научные соображения, прозревая будущее открытий современной техники. На этой канве и развиваются у него романы, напоминающие по легкости языка и по интересу содержания произведения знаменитого французского романиста.
Обилие приключений на суше и на море, увлекательная завязка, чарующие картины природы до такой степени поглощают внимание читателя, что он не может оторваться от чтения романов М. Пембертона!»

Дело в том, что в то время для имперской России редчайшим было собрание сочинений М.Пембертона, выпущенное солидным издателем П.Сойкиным в 1902-1904 годах в четырех томах. Это были в роскошных переплетах иллюстрированные романы под названиями: "Подводное жилище", "Кровавое утро", "Железный пират" и "Морские волки".

Наиболее популярным его произведением является роман «Железный пират». Этих грабителей океанов невозможно было поймать, ибо их современное судно было оснащено мощнейшим суперсовременным двигателем. Это был крутой бестселлер в начале 1890-х годов! И Пембертон им начал свою успешную писательскую карьеру. Шутка ли, его непотопляемый бронированный корабль-пират мог обгонять быстроходные суда флотов мира, против него были бессильные мощные военные суда и он, ха-ха!, терроризировал океанские воды. Предтеча терроризма вступал в свои права, о чем предвидел и предостерегал будуЩие поколения Пембертон!

…Так или иначе, в те далекие  молодые годы раздобыл я на пару ночей потрепанного «Железного пирата». Вместе с героем романа сыщиком М. Холлом вышел на след кровожадного капитана Блэка, таинственного "золотого корабля", виновного в исчезновении богатых торговых и пассажирских судов.
Я переживал за погибшего Холла, но с его другом Стронгом, пустившимся в плавание, чтобы завершить расследование, прошел через все страшные испытания... Вступил в единоборство с капитаном Блэком.
 Смертельная схватка не раз приводила к роковой черте, не раз храбрые парни оказывались на краю гибели, но справедливость, в конце концов, восторжествовала…
Так  началось мое близкое знакомство с остросюжетными повестями Макса Пембертона, напечатанными еще с дореволюционной буквой «Ъ».

Взахлеб прочитал я его роман «Морские волки», в котором проходимец Мессенджер рискнул ограбить транспорт с золотом, и его дерзкий замысел почти сработал. Но шторм помешал пустить ко дну его корабль у берегов Испании, где действовала банда беспощадных пиратов под предводительством роковой женщины…

Проглотив те  произведения Пембертона, я и мои книгочеи-друзья, стали в тупик. 
- А где и еще можно почитать его авантюрные сочинения, - вопрошали мы себя.
- Неужто не порадовал журнал «Природа и Люди» своих читателей другими творениями  Пембертона?- чесали лохмы мы.

Итак, скооперировав свои скудные студенческие гроши и познания, мы начали упорно рыть кучи дореволюционной литературы в поисках зерна.  Бурлил молодой задор, была масса времени, жажда поиска и познания…

 Наверное, не ошибусь я, что те литературные разыскания  с 1970 года до сих пор остались на моем столе самыми полными среди фанатиков-книгочеев. Ибо  нынешние издательства ограничиваются ныне перепечатками старинных  романов Пембертона, не утруждаюсь познакомить читателя с его известными до 1917 года,(которых было немало) либо  вовсе не переведенным  сочинениями.

 К примеру, только в 1996 (!)году  вышеуказанные произведения были переизданы нашим издательством "Терра ", которое в свой двухтомник М.Пембертона включило еще два его романа: историческое повествование из эпохи наполеоновских войн «Беатриса в Венеции», и «Бриллиантовый корабль".

 А в годы студенчества провел я немало часов в недрах душных книгохранилищ, листая с восторгом журнал "Мир Приключений" в поисках перлов Пембертона. Да осилит дорогу идущий!- тихо восклицал я, задыхаясь от бумажной пыли, находя на полках и другие творения Пембертона!

«В два часа мы успели досыта насмотреться всяких ужасов в укреплениях мрачного замка Ротберг, и старый проводник мой решил сделать некоторый перерыв, дав вздохнуть полной грудью на укреплениях, откуда открывался чудный вид на долину; а затем открыл обитую железом дверь, находящуюся в толстой, массивной стене позади нас и провел меня в башню «Железной девы»…

Вот так интригующе влечет нас за собой автор в одноименном рассказе, опубликованном в очередном номере "Мира приключений". Редакция тут же отмечает, что М.Пембертона считают даровитейшим учеником Жюля Верна. Интересно, что с этим рассказом редакция публикует в номере «Борьбу миров» мэтров Г.Уэльса и   Э.Сальгари «Сокровища президента Парагвая».

А  загадочный рассказ о «Железной деве» автор завершает философскими словами: «Их свезли вместе, живого и мертвого, сделавшихся жертвами человеческой жестокости тех далеких веков, которые мы считали уже навсегда забытыми…»

А вот ещё находка моя!
«Они беседовали о сокровищах, сидя в гостиной «Трех Тонн» в Гревценде – все старые моряки, для которых сто фунтов в год составляли богатство, превосходящее все их желания. Главным предметом их вдохновения и красноречия были деньги, контрабандой вывезенные из Африки во время войны…».
Это я с воодушевлением поглощал рассказ Пембертона «Золотые слитки», разысканный мною в очередном номере "Мира приключений"… Дабы быстрее кинуться в отыскание других его захватывающих рассказов.

«Приключение в Испании»,  таким сюжетом порадовал меня автор в  сем  журнале, изданном в 1910 году. Интерес читателей к авантюрным рассказам Пембертона не утихал, так как в этом же году  были помещены его «Таинственные шаги», «Спасение», «Наводнение», «Негр»… И я упивался их сюжетами.

А первооткрыватель романов Пембертона журнал «Природа и люди» никак не хотел сдавать своих позиций!
Вот, держу в руках  журнал сей с повестью Пембертона, «Как я плавал в Америку на подводной лодке» (это публикация  от 1909 года!) 
  Далее на страницах журнала за 1910 год встречаю «Рассказ водолаза»  с редкостным портретом автора. Листаю  пожелтевшие  листы  о каверзном эпизоде из франко-русской войны «Сади Скрипач», увлекаюсь рассказом «Капрал Джим»…
 
     … В то время мы, мы, студенческая шушера, на лекциях по нудному научному коммунизму или прогнившему колхозному праву, оживленного перешептывались.
- Братцы, кто же был этот таинственный и одаренный Пембертон? Может, кто знает о его житие-бытие?..

И тут одни умники баяли, что будто он давно почил в бозе, наделал долгов и сделав себе харакири в духе итальянского романиста Эмилио Сальгари. Вторые, закатив глаза, утверждали о его гибели от сифилиса, как славного писателя-француза Мопассана, а третьи, разохотившись, успоряли, что он закончил жизнь в доме для умалишенных, как путешественник перкати-поле, французский писатель Густав Эмар…

Махнул на всех балоболок рукой я, наслушавших их басен! И начал с того, что запросил ряд фундаментальных российских библиотек о жизни и творчестве Макса Пембертона. Загвоздка получилась (нет, не в крупных деньгах за эти услуги!) А то, что получил я от них информацию из капитальных трудов, изданных на английском языке…. В коем я был ни бум–бум! Ладно, преодолел я и этот порог… И открылось немало невероятного и увлекательного!

И тут во всей красе предстал предо мной, стоящего под социалистическими знаменами Советского книгоиздательства, неизвестный дотоле мне сэр и рыцарь империалистической Британии великолепный Макс Пембертон!

Продолжение  ЗДЕСЬ   http://www.proza.ru/2014/08/20/1499