Помидорный город

Соловьев Мо Хара
Когда-то здесь было море, и я в это верю.
Тогда в далеком 2008-м проснувшись в палатке на берегу стал я называть Тагарское озеро лиманом.
Назвал – не промазал. Сильно уж утренние прохлада-запахи походили на моё Крымское детство.
Лиман после снился и звал. Уверен – почти у каждого читателя есть такие же особые отношения с какой-нибудь далекой точкой на карте.
В дорогу собирался-переживал. Шутка ли везти за 1600 км. дошколенка внучку аллергика (пусть и со старшей дочерью). Но Тагарское лечит болячки  не хуже моря – недаром в 1968 году среди многих соленых озёр региона Хакассии – Красноярск, профильный санаторий поставили именно  здесь.
Курорт жив до сих пор. Ценник от 2500 за сутки (с питанием без лечения) до 4000 руб. (с лечением). Звонок главному врачу еще из Иркутска решил многое. Оказалось «без лечения» – это жилье-столовка + санаторный пляж.
«Купаться за сутки трижды, - выдавал «разведданные» эскулап, - Насыщаться в естественной ванне… Иначе эффекта не будет, а так лучше любого моря…»
Ну? И какой Россиянин будет платить санаторию, если можно поиграться в автотуриста-дикаря?
Байкальских палаток решил не брать. Забронировал «квартиру посуточно» в Минусинске, выхватил две недели из житейского графика и вперед!
1600 км. до места делил на два этапа с ночевкой в Канске. Гостиница «Медведь» на самом въезде в город температурами напомнила  крематорий. В номерах обязательные вентиляторы (иначе не выжить) и 3000 рублей за 3 койко-места. Утром пожалел, что не проехал чуть дальше – Канск оказался вполне жилым городом с «квартирами посуточно»» за 1000 р.
Вечеров после вторых 800 км. нас встретил Минусинск. Двухкомнатное жилье оказалось на девятом этаже за 1500 р. Ученый «крематорием» Канска, переживал, но вентилятор оказался на месте, а вечерняя прохлада из окон четко пахла морем. Сориентировался по карте и понял – мы всего лишь в каких-то пяти километрах от маленького тагарского «лимана».
Утром уже купались. Кемпинга на берегу не оказалось – одни дикие палатки. Отсыпанный когда-то деятельным частником пляж зарос травой, но это оказалось не так и плохо – ноги-обувь всегда чистые.
Вода теплущая. Озеро в диаметре пару километров (пловцы-спортсмены батерфляят и кроллят вдоль-поперек). Рыбы и бекарасов – нет (соль как-никак). Чутка водорослей, но они там, где глубже. Про грязи врач не упоминал, но местные поголовно выписывают по телу черные узоры, таская «нефтяную» жижу ведрами. Кстати чужаков там видно сразу и не только по номерам на авто. Минусинцы вылитые европейцы и все улыбаются. Вежливы. Сразу вспомнил 2008 год – еще тогда я удивился отсутствию «наших» компаний с ночным ревом и обязательными разборками.
Город в дневном свете тоже казался нам иркутянам подозрительным. На лицах обязательные улыбки. Все позитивно. Первые покупки и первый шок – краснючие рыночные помидоры оказались вызревшими местными и это в начале июля! «Южная широта», - смеялись нашему удивлению мясистым ароматным гигантам. Оказалось при СССР здесь селекционировали томаты. Кстати сельское хозяйство «на ять!» - поля распаханы до горизонта – Кубань и только. Техника вся новая – загляденье. Пчеловоды таскают улики с поля на поле. Кто ел мед из растения эспарцет? А? Мы ели!
Молочка (творог-сметана и пр.) сразу напомнили аграрную Болгарию, равно как и помидоры с местным репчатым луком – салаты – не оторвешься. Гастрономические изыски завершил ароматный хлеб из старой части Минусинска. Оказалось в здании на улице Оборонной (старая Итальянская) булочная была еще до Революции.
Время пронизывало Минусинск щадящее. Театру больше 130 лет. Краеведческому музею с городскими часами 120. В старом городе дореволюционные названия улиц расположились под новыми.
Музей "залег" в двух корпусах, надежно запрятав экспонаты тысячелетий. Динозавры и бронзовый век. Седла кочевников и фигуры хакасов-тувинцев, победившие на музейной выставке Европы еще в 1911 году. Павильон ритуальных камней кочевников за тысячелетия. Экспозиция причудлива-продумана и после обязательного периода СССР заканчивается достижениями края, с макетом негласной эмблемы Минусинска – помидора-победителя выставки 2011 года. Вес 2 кг.134 гр. Впечатления от гиганта оказались сильнее "белогвардейского" ответа хранительницы: «Не могу знать» моему каверзному вопросу в зале Революции…
Однако две недели срок невеликий  и хотя время здесь неспешно – подошли к концу и они. Со смешанным чувством покидали мы ставшую родной двушку на девятом, где лифт отключают (как и в СССР) в 23-00. Ухоженный двор с розовыми фламинго-лебедями, что заботливо создают и раскрашивают Минусинцы, чей город хранит собственную историю лишь приобретая.
Надпись на доме центральной улицы: «Дело Ленина живет и побеждает» и стелла «Всесоюзная Комсомольская стройка» рядом с ТЭЦ завершат этот портрет. 
Старый Театр Драмы сообщит не прощанье афишкой, что его 132 сезон окончен, а гигантские руки на выезде из города протянут тебе огромный помидор в натруженных человеческих ладонях с надеждой, что нечаянный гость еще вернётся…

Июль 2014 г. Иркутск.