Настоящая золотая молодежь...

Алексей Анатольевич Карпов
Возвращаясь из поездки в село Головановка, где находится крестьянско-фермерское хозяйство Алексея Бирюкова, мы некоторое время ехали молча, находясь под впечатлением от увиденного. Было ощущение, что при помощи машины времени побывали в недалеком будущем — времени истинного расцвета российского сельского хозяйства.

Наш редакционный водитель Юрий Васильевич, обычно невозмутимо-флегматичный, говоря о фермере Бирюкове и его команде, неожиданно разразился эмоциональной тирадой:
- Вот кого надо называть золотой молодежью, а не тех, которые по ночным клубам тусят! Представляешь, какой могла быть Россия, если бы в каждом селе были такие фермеры!
- Юрий Васильевич, а ведь ты сейчас отличный заголовок для статьи выдал! - рассмеялся я.
- Да что ты, этот Алексей — высокой золотой пробы парень! Я и представить не мог, что у нас в Балаковском районе применяются подобные технологии!.. Фантастика — больше нечего сказать! - резюмировал Юрий Васильевич.

Подавляющее большинство горожан и в самом деле весьма смутно представляет, как работают и выживают современные производители сельскохозяйственной продукции. Информацию о них мы черпаем в основном из телевизионных сюжетов, где рассказывают о достижениях самых продвинутых агрокомплексов и фермерских хозяйств. Иногда для контраста демонстрируют картинки с владениями бывших колхозов... с пустующими руинами ферм и полями заросшими бурьяном. Начинку фермерской жизни, как правило, не показывают, а зря, ведь истина находится, как раз  посредине.


А ОН... ПРАВДА ФЕРМЕР?!
Впервые Алексея Бирюкова я увидел несколько лет назад, когда его пригласили выступить на расширенном совещании, с участием тогдашнего губернатора Павла Ипатова, профильными министрами и главами окрестных районов. На фоне других выходящих к микрофону кряжистых дядек с красными обветренными лицами он казался выпускником МГИМО. Его аристократическая внешность, грамотная и правильно выстроенная речь, тогда у многих вызвала недоверчивые усмешки: он,  правда, что ли фермер?! Да ладно!..
Оказалось, правда. Парень, не заглядывая в шпаргалку, азартно  и со знанием дела сыпал цифрами и незнакомыми на слух марками аргентинской сельскохозяйственной техники, которая сейчас работает на полях его растениеводческого хозяйства. Когда глава КФХ Бирюков стал рассказывать о применении им новых технологий, не требующих традиционных земледельческих приемов - вспашки и боронования земли, то в зале прошел гулкий ропот... Мол, как же так можно, землю не пахать? Да что этот вьюноша может знать о сельском хозяйстве?!
Тем не менее, речь молодого фермера все слушали с повышенным вниманием и интересом. К тому же результаты урожая, собранного в хозяйстве Бирюкова впечатляли и вызывали всеобщее уважение. Местные чиновники, довольные выступлением и произведенным на гостей эффектом, улыбались и жали докладчику руку: ай молодца, спасибо, уважил - всех удивил! Знай наших! 
 

«АРГЕНТИНСКИЙ ПИРОГ»

И вот спустя годы, мне довелось вновь встретиться с индивидуальным предпринимателем Алексеем Бирюковым. Он заметно возмужал, в волосах появилась седина, но в глазах сохранился все  тот же юношеский азарт и задор.
- Давайте я отвечу на все ваши вопросы, а потом покажу достопримечательности нашего хозяйства,- предложил Алексей.

Из множества вопросов-ответов и сложилась колоритная картинка о самом герое публикации и главном деле его жизни.

Оказалось, что Алексей городской житель и коренной балаковец, окончил БИТТиУ, обучаясь на факультете информационных технологий. Свою трудовую карьеру он начал в организации, занимающейся химической обработкой сельскохозяйственных посевов. В 27 лет решил попробовать себя в сельском хозяйстве, взяв в аренду 1000 гектаров земли. В настоящее время земельные угодья хозяйства выросли почти в восемь раз, а численный состав сотрудников, включая бухгалтера и сторожей, составляет 45 человек.

Наш район находится в зоне рискованного растениеводства, где в среднем за лето выпадает 360 миллиметров осадков, это тот случай, когда судьба урожая во многом зависит от вовремя прошедшего дождика или обилия выпавших снежных осадков. Надо было каким-то образом минимизировать риски, поэтому я стал рассматривать способы эффективного земледелия в сложных климатических условиях. При изучении технологии выращивания зерновых культур, применяемых в разных странах мира, меня заинтересовал опыт аргентинских сельхозпроизводителей.

Там при выращивании зерновых не применяется обработка почвы: во время посадки используются специальные сеялки, регулируемые диски которых позволяют делать бороздки нужной глубины. В эти бороздки через специальное устройство и закладывается семенной материал. Дозировка семян контролируется специальным вакуумным устройством. К примеру, при посадке кукурузы на погонный метр земли предусмотрено 4 зернышка, то есть соблюдается  идеальное расстояние между растениями.

Уборка урожая тоже имеет свои особенности: комбайн срезает только колосья, оставляя стебли не скошенными. Благодаря этому, почва имеет постоянное удобрение в виде перегнившей соломенной мульчи, которая сохраняет драгоценную влагу, а в российский условиях не скошенные стебли злаков — это дополнительный и, кстати, очень эффективный элемент снегозадержания. Такой метод повсеместно используется не только в Аргентине, но и в Бразилии, странах Северной и Южной Америки.

- Я дважды ездил в Аргентину, где перенимал опыт выращивания зерновых культур, закупал необходимую сельскохозяйственную технику, учился обращаться с ней.  Там же подсмотрел замечательный способ  хранения зерна, который не требует особых затрат, зато идеально оберегает его от вредителей и заболеваний. Аргентинцы хранят зерно в огромных пластиковых рукавах, герметичность которых позволяет сохранить зерно в идеальном состоянии в течение одного года. Такие рукава-зернохранилища они размещают прямо на полях, так как воровство зерна исключено местными нравами и традициями.

Пластиковые рукава — многотонное одноразовое хранилище, по мере необходимости их разрезают, а специальный погрузчик собирает содержимое до последнего зернышка. Стоимость одного такого рукава 28 тысяч рублей, но такой метод менее затратный, чем хранение зерна на традиционных зерноскладах.
Пока Алексей рассказывал об  инновациях аргентинского растениеводства, которые уже на протяжении пяти лет успешно применяются в его хозяйстве, я обратил внимание на периодично раздающийся громкий птичий крик, но ни одной птицы по близости так и не увидел.

- Это уже наше ноу-хау, -  улыбнулся Алексей, - динамики воспроизводят крик грача, попавшего в беду. Поэтому птицы по большому периметру облетают территорию тока.
Затем Алексей предложил мне совершить небольшую экскурсию по автопарку хозяйства. Несмотря на то, что основная часть техники используется на протяжении пяти, а некоторая и четырнадцати лет, выглядит она так, будто только что сошла с конвейера.

Это благодаря уходу и заботе наших механизаторов, - заметив мою искреннюю заинтересованность, поясняет Алексей. - Возраст сотрудников хозяйства колеблется от 25 до 45 лет, все они люди мотивированные, иностранную технику освоили быстро, свое дело знают и любят! В этом плане мне повезло, - не без гордости отметил мой собеседник, и принялся рассказывать о чудесных возможностях  иностранной техники.
- А что в России аналогов такой сеялки не производят? - поинтересовался я.
Производят, но модели российских сеялок, пока еще  не довели до ума, зато вот опрыскиватели «Туман-2» - очень хорошо себя зарекомендовали, - Алексей показал на механизмы, больше похожие на луноходы. Между прочим, их в Самаре производят, отличные машины! Благодаря тому, что применяемые нами технологии не требуют вспашки земли, у нас нет потребности в мощных тракторах, поэтому обходимся такой вот легкой техникой. Есть 6 комбайнов «Кейс», но в данный момент все они находятся в полях. Мы туда сейчас поедем, покажу процесс уборки пшеницы.


ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ САНКЦИИ — ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ СИГНАЛ...
Во время экскурсии по технической площадке разговор зашел о недавнем запрете ввоза в Россию некоторых видов продовольственных товаров из западных стран.
Российские ответные санкции — это всего лишь сигнал западным партнерам о смене курса взаимоотношений, - отмахнулся Алексей. - Россия давно могла бы обеспечить продовольственный рынок исключительно своими товарами, но это искусственно сдерживалось. В современной экономике нет проблемы производства, зато есть огромные проблемы в рынке сбыта. Но специфика экономических международных политико-экономических связей такова, что для их поддержания нужен взаимный товарообмен. По принципу: мы вам — газ, нефть, а вы нам... так и быть — фрукты, молоко, мясо, рыбу... Все это мы могли бы производить сами, но торгово-экономические связи не могут быть односторонними, поэтому отеческое сельское хозяйство было в какой-то мере принесено в жертву. Да это везде так, - улыбается Алексей. - В той же Аргентине — замечательный климат, нет зимы, быки круглый год пасутся на зеленых пастбищах. Да они всю планету могли бы накормить своей буйволятиной, но внутри страны есть свои ограничения: вот столько можешь произвести, а больше — не моги!!! У них закрытый рынок, все что нужно — производят внутри страны, даже свои компьютеры мастерят.

А вот Европа прогнулась под Америку и... потеряла огромный рынок сбыта, наверное, надолго, потому что конкуренты, пришедшие на их место, за год укрепятся на позициях и больше их не сдадут. Россия сейчас входит в пятерку мировых экспортеров по зерну, а при желании могли бы быть на первом месте, но пока не дают развернуться.
На мой вопрос: почему сейчас фермеры с небольшим коллективом, справляются с объем работы целого колхоза, в котором трудилось все население села, Алексей ответил лаконично.
Техника была другая, народ нужно было чем-то занять-трудоустроить. Сейчас в современных животноводческих комплексах всю компьютеризовано: сидит человек, нажимает кнопки, и происходит автоматическая подача кормов, механическая уборка помещений. Тоже самое в растениеводстве: раньше комбайнер сидит в «Ниве» напялив защитные очки — жара, пот, стерня летит. Не работа, а трудовой подвиг с элементами насилия над организмом. А сейчас комбайнеры работают в комфортных условиях: прохлада кондиционера в кабине, производительность труда высокая, обед из трех блюд подвозят в контейнерах, как в ресторане! Зарплата достойная, учитывая, что у нас сезонная работа, мы выплачиваем всем сотрудникам хозяйства круглогодичную зарплату, в среднем по 15 тысяч рублей. На току у нас все механизировано и компьютеризировано, со всем объемом работы справляются два человека, а раньше женщины все зерно деревянными лопатами перегружали...

Поездка в поля, в которых стадия уборки подходила к завершению, подтвердила все вышесказанное фермером Алексеем Бирюковым: никакого аврала, весь процесс уборочной отрегулирован, как идеальный механизм. Комбайны, завершая круг, выгружают содержимое бункеров в КАМазы, и на крейсерской скорости уходят по волнам золотого поля к синему горизонту...
Хороший урожай зерновых в этом году? - интересуюсь я.
Очень хороший! - улыбается Алексей. - Без хлеба не останемся, а надо, то и с Аргентиной поделимся!