Встреча сорок лет спустя

Александра Румянцева3
"Сейчас выйдет. Время уже подойти. Да где же она?"-такие разговоры слушала пожилая женщина, стоя за углом магазина. Выйти из-за угла она не решалась: Слезы застлали глаза. Но стой не стой. а выйти надо. Женщина вышла из-за угла. Глазам предстала картина: около десятка немолодых уже людей повернувшись в одну сторону что-то высматривали и переговаривались. Они, явно, кого-то ждали.
  "Нормальные герои всегда идут в обход,- громко произнесла женщина, подходя к группе, стоящей у школьного крыльца.
  Ожидающие , как по команде, повернулись, и над площадью пронесся единый дружный вопль. Это ученики приветствовали свою старую учительницу, свою классную руководительницу, которая приехала на встречу выпускников.
  "Всех узнаете?-вопрос шел от статного мужчины в строгом костюме и светлой рубашке-Говорите честно"
 Женщина смотрела на этих взрослых седеющих мужчин и женщин. Нет, она их не узнала сразу. Приглядевшись, старая учительница начала разглядывать в этих взрослых веселых людях своих бывших учеников. Главным признаком  были глаза. Они были по-детски веселыми и очень добрыми. Это были глаза ее любимых учеников, первых выпускников в ее долгой педагогической деятельности. Женщина стала называть их имена. Она не ошиблась ни разу, но мужчина в костюме долго казался незнакомым. Но, присмотревшись,старая учительница узнала и эти глаза.
  "Леша, это ты? А я думаю, чей-то муж,"- смущенно сказала она.
  "Чей-то муж, это точно,-засмеялся мужчина.-Я это, Анна Ивановна. Точно определили"
  А перед глазами учительницы стоял мальчик в белом офицерском морском кителе, в котором он однажды пришел в школу. Мать одна воспитывала троих детей, и одежды много не было. Никто не смеялся над мальчиком, все понимали его положение.
 Вечно что-то изобретавший, конструировавший в мыльницах детекторные приемники, вечно в ожогах и царапинах, мальчик после окончания неполной средней школы ушел и не появлялся в поле зрения ребят. Не видела его и учительница, сорок два года не видела, но глаза помнила.
  Собрались не все. Ждали остальных , дружно приветствовали подходящих. Объятиям и поцелуям не было конца. Когда из подъехавшей машины вышел  невысокий стройный мужчина со строгим лицом и седеющими волосами, все радостно его приветствовали. Он сбежал из больницы, чтобы встретиться с друзьями детства.
Когда-то рыжий, а сейчас почти седой, ходивший в школу в зеленом свитере, мальчик выделялся уже тогда. Он неплохо учился, но сколько нервов это стоило его маме и классной руководительнице, знали только они. Мальчик твердо решил стать начальником.  И стал. В районе- человек известный. Но с одноклассниками связи не теряет. Вот и сегодня удрал из больницы, чтобы встретиться со школьными друзьями..
  Наконец, пришла последняя выпускница, и компания двинулась в кафе. В школу они не попали, в ней шел капитальный ремонт.  В кафе был накрыт стол, все разместились. Встреча началась с рассказов о себе. Слово предоставили Анне Ивановне. Она предложила тост за любовь, за ту любовь, что связывает ее с любимыми детьми, их между собой, их семьи. Второй тост выпили за ушедших их жизни. Их ушло уже немало. Треть выпуска лежит в земле. Ушли молодыми, безвременно. Потом каждому надо было рассказать о себе в пяти предложениях. Предложения составлялись сложно-сочиненные и сложно-подчиненные и рассказы были не короткими. Напрасно ведущая пыталась их укоротить. Ей быстро объясняли правила русского языка, и со смехом рассказы продолжались.   Классная слушала отчеты детей, и на душе становилось все теплее.  Среди ее детей были и рабочие, и инженеры, врачи, учителя, и работники сельского хозяйства. У всех были семьи: дети, внуки. Жили все в разных городах и поселках, многие приехали издалека.
  Когда в заключение вечера Ванечка Умнов сказал, что среди их нет бомжей, лодырей и разведенных в семье и , что классная может ими гордиться, и,что это ее заслуга , старая учительница почувствовала, что жизнь ее прожита не зря. Надо было проехать больше тысячи километров на эту встречу, чтобы услышать такие слова. Они того стоили. Она расплакалась, сама не понимая, от чего. Но она была счастлива.
  Во время танцев она любовалась своими детьми. Да, это были ее дети. Молодая учительница после института взяла пятый  класс и выпустила их в десятом. Сколько пионерских сборов, классных часов, бесед и диспутов она провела с этими детьми, не сосчитать. Она посетила все квартиры. Но главными были походы. Они часто по воскресеньям ходили по окрестным лесам, там играли в пионерские игры. Были и в длительном походе. Вот их-то и вспоминали, присевшие отдохнуть. Разницы в возрасте они тогда  не ощущали , но и вольностей себе не позволяли. Правда, на катке и на санках свою классную ребята запросто могли уронить и в снегу вывалять, в походах во время игр пытать наравне с детьми, где спрятано знамя или клад, но все это с любовью и уважением. Класс был просто потрясающий.
  А потом были песни. Татьяна Лабазова исполняла любимые песни своей учительницы. Голос у Тани необычайно красив и силен. Слушала ее старая женщина и думала, что певицы  с экрана Танюшке и в подметки часто не годятся, а она учит детей музыке, гордится их успехами и не жалеет, что не стала знаменитостью. О детях может говорить без конца и говорит, что это она по примеру своей классной работу так любит.
  А потом по инициативе Людочки Тихой пели пионерские песни. Пришедшая в кафе молодежь удивленно смотрела на пожилых людей дружно и весело распевающих "Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих...", "Картошку" и другие песни детства. И невдомек было этим юным с баночками пива в руках, что люди могут просто так петь любимые песни, а они о таких и не слышали никогда.  А сколько разговоров было между школьными подругами и друзьями, сколько шуток и приколов услышало кафе "Лунный кот" в этот чудесный летний вечер. Старая учительница услышала много нового о проделках своих учеников.
 Разошлись за полночь. Расставаться не хотелось. По дороге узнала Анна Ивановна, что встречаются ребята почти каждый год, но не все приезжают, однако связь есть. Интернет, скайп сближают, сокращают расстояния.  Дома старая учительница расставила цветы по вазам, долго любовалась на красавицы лилии и розы. Цветы всегда великолепны, но эти были особенно дороги: их вырастили в своих садиках ее любимые ученики.