Как я сдавала зачет по Земельному праву

Натали Франсэ
Зачет – это мягко сказано. Это было похоже на экзамен, только гораздо хуже. На экзамене студенты тянут билеты, где указан вопрос или два, на которые, подготовившись, надо дать ответ. У нас на зачете ни билетов, ни времени на подготовку ответов, не было. Это было ни на что не похоже. Вопрос студенту задавался устно, как говорится «с потолка», и сразу же, без подготовки, требовалось дать ответ. Потом еще и еще, вопрос за вопросом. Зачет проходил в форме «дружественной» беседы, тет-а-тет  преподавателя со студентом. Только студенты так не думали. Как они думали, можно только догадываться, но сказать они этого не могли. Больше повезло тем студентам, кто посещал не все занятия. У троих, я точно знаю, были проблемы с зубами. Они их дергали, сверлили, снимали, снова ставили, и даже резали десны. У других «прогульщиков» были другие причины, но думаю, не менее уважительные. Так вот этим «счастливчикам» дали время подготовиться. Некоторые из тех, кто не попал в их число, т.е. самые добросовестные учащиеся, расценили это жест преподавателя, как вознаграждение за пропуски занятий.

Таким образом, мы (я, конечно, в числе «счастливчиков»), сели готовиться. Да, упустила очень важный, можно сказать решающий факт для студента, сдающего экзамен: преподаватель потребовал «счастливчиков» занять первые два ряда парт, взять с собой только чистый лист бумаги, ручку и зачетку. С последним он явно поторопился. Лучше бы это был Земельный кодекс! Таким образом, шпоры, которые я упорно готовила три предшествующих этому событию, дня, остались на последней парте. Какие это были замечательные шпоры, оценила вся группа: и написанные, и напечатанные, и в виде книжечки, и в виде самого Земельного кодекса! Их количество и разнообразие восхищало, удивляло, и самое главное, вселяло уверенность, что с ними обязательно сдашь зачет отлично! Хотя вы, конечно, знаете, что за зачеты отметок не ставят.

Так вот, сели мы значит, за парты, а преподаватель озвучил каждому из нас вопрос для подготовки. И когда я услышала свой, то сразу поняла: интуиция у меня есть, а ответа на вопрос, нет. «Нет» в прямом смысле этого слова, т.е. ни в голове, ни на последней парте. Однако, одновременно с этим, стало немного легче от того, что не надо переживать еще и потому, что заветная шпора оказалась недоступной, о том, как достать шпору, а главное, как воспользоваться ей под носом у преподавателя, и не быть при этом застуканной и, что ещё хуже, с позором выгнанной. В общем, я оказалась в абсолютном «ауте», и черной завистью завидовала тем, кто нагло, но аккуратно списывал, наивно полагая, что это им поможет получить заветный результат. Но, ни тут-то было! Один за одним они «вылетали» из аудитории, с пожеланием преподавателя - пойти подготовиться. Таким образом, набралась уже добрая половина группы. А я все сижу и вспоминаю, как моя интуиция говорила мне, а потом кричала, чтобы я подготовила именно этот вопрос. Сидела и думала: «какая все-таки хорошая у меня интуиция»!

Но тем временем, на моих глазах решались судьбы людей, и не всегда лучшим образом. А я все сидела и чего-то ждала. Впрочем, сидела ещё одна «умница». Я спросила у неё: «Чего сидим», - она ответила: «Слушаю», то есть это означало: «готовлюсь», ведь другого времени на подготовку у неё не было. Но я сидела по другой причине – ждала милости от Бога. И дождалась. Мне стало плохо, совсем плохо, и я попросила у преподавателя разрешения выйти в коридор за стаканом воды. Вода была мне необходима, чтобы остудить свой пыл, раскаленные нервы, и может даже, как результат - спасти себе жизнь. Других намерений выйти у меня не было. Однако, как-то само собой получилось, что, набирая воду из кулера, я спросила у друзей по несчастью ответ на свой вопрос, и к своему удивлению, услышала его. Он состоял всего из двух заветных слов. Да, именно этих слов мне не хватало, для того, чтобы ответить на вопрос, поставленный полтора часа назад, преподавателем. Полтора часа я ждала этого момента, который, как теперь понимаю, и был той милостью от Бога! С неподдельной радостью я села напротив учителя, чтобы поведать свои знания предмета. На дополнительные вопросы отвечала тоже радостно, хотя и косноязычно, но иронично, чем вызвала широкую улыбку у преподавателя. При этом я не упустила момент заметить, что зубы у неё все хорошие, как, впрочем, и она сама, включая её предмет.