2. Второй и третий день

Кот Базилио 2
"ВаййОмер Элогим йегИ ракИа бэтОх гаммАйим вигИ мавдИль бэн мАйим ламАйим" – «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1:6).
    
Слово "ракиа" происходит от корня, означающего «распростирать, расстилать, растягивать, покрывать». Откуда же в русском переводе взялась «твердь»?

Нужно сказать, что рассказ об этой "ракиа", которая стала небесами или небом, довольно туманен и неясен для восприятия современного человека. Поэтому подвергается беспощадной критике и насмешкам со стороны идолопоклонников, называющих себя атеистами. Немало этому способствует неуклюжая защита, со стороны служителей церкви и сторонников библейского мировосприятия, особенно тех, кто пытается связать и примирить  современную науку с библейскими рассказами. Моя же позиция в этом вопросе неизменна.

Во-первых, все то, о чем повествует нам Библия, необходимо рассматривать и анализировать исключительно «изнутри», находясь в рамках и границах самой Библии. А Библия – это не учебник космогонии, космологии, физики, биологии или антропологии.

А во-вторых, научные взгляды, существующие сегодня, могут внезапно и радикально измениться завтра. Сегодня считают, что в рассказе о Шестодневе не следует искать строгой хронологической последовательности, повествование следует своей внутренней, не всегда очевидной логике. Например, события первого дня Творения  несомненно связаны с событиями дня четвертого, события второго дня – с событиями дня пятого, события третьего дня – с событиями дня шестого. И кто может поручиться, что завтра все не изменится, и все не станет предельно ясно и понятно.
    
Русское «твердь», скорее всего, происходит из Септуагинты, в которой слово "ракиа" передано греческим словом "стереома", означающим «твердое тело; основа, опора». Почему толковники перевели слово "ракиа" словом "стереома", возможно, мы не узнаем никогда. Есть предположение, что "стереома" происходит от прилагательного "стереос", которое помимо основного значения «твердый» имеет еще значение «объемный» (отсюда стереозвук – объемное звучание). Тогда слово стереома должно означать не твердое тело (твердь), но объемность или объем. Но также не исключено, что уже ко времени толковников какой-то нюанс понимания слова ракиа был утрачен, и люди, недопонимая Слово Божие, связали значение его с широко распространенными в окружающем языческом мире представлениями  о «небесной тверди».
    
Скорее всего, слово "ракиа" нужно понимать как некую границу, образованную Всесильным внутри вод. Причем понятие ракиа отражает не физическую плотность объекта, а его протяженность в пространстве. В следующем стихе говорится, что Бог сделал "ракиа". Глагол "асА", означающий «делать, производить, приготавливать», в отличие от глагола "барА" – «творить» (из ничего), говорит нам, что "ракиа" сделана Всесильным из материала, который уже имелся в наличии.
    
«"Ракиа" – облицовка чего-то и разделяющая кромка – есть дальнейшее выявление в Мире начала отделенности. Ракиа разделяет разные миры, в том числе мир материальный от миров духовных. Свою ракиа имеют и Земля, и Космос, и вся наша Вселенная. Во Второй День ракиа устанавливается "внутри вод", вод уже известных, с определенным артиклем (г;аммайим) – вод тег;ом, первозданной пучины. Эту ракиа, которая разделяет не в пространстве, а по сущности вод, создает Свет, к которому обращено Слово Бога. Под действием Света и при помощи ракиа воды тег;ом разделяются на какие-то "воды и воды", "майим ламайим"…» (Б. Берман).
    

     "ВаййАас Элогим эт гаракИа ваййавдЕль бэн гаммАйим ашэр миттАхат ларакиа увэн гаммАйим ашэр мэАль ларакиа вайгИ хэн" – «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (Быт. 1:7).
    
Единые воды Бог при помощи "ракиа" разделил на две части: на воды, которые выше (меаль) "ракиа" и воды, которые ниже (миттахат) "ракиа". Классический комментарий к Пятикнижию «Сончино» объясняет выражение «воды от воды» следующим образом: «Верхние воды принадлежат духовным мирам и не проявляются непосредственно в материальном мире. Нижние воды – воды материального мира: реки, моря, дожди, туманы, облака и т.п.».


     "ВайикрА Элогим ларакиа шамАйим вайгИ Эрев вайги вОкер йом шэнИ" – «И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт. 1:8).
      
Глагол "кара" с предлогом "ла" – "кара ла" означает «добавил функцию, призвал исполнять функцию» (см.1:5), поэтому выражение "вайикра ла-ракиа"  можно перевести как «призвал ракиа исполнять функцию» неба. Слово "шамайим" состоит из буквы шин и слова "майим". Шин – символ огня (эш). Небеса образуют стихии (первоэлементы) огня и воды (1). Огонь – символ атрибута дин (суд), вода – символ атрибута хэсэд (милосердие). Небо, являющееся обителью Славы Господа, представляет собой  смесь этих двух атрибутов. Это верно как для духовных небес, так и для земного неба, являющегося источником и огня и воды для земли.
    
"Йом шени" – день второй, потом будут "йом шлишИ, рэвиИ, хамишИ, шишшИ" (третий, четвертый, пятый, шестой). И только первый день не назван  "йом ришОн" (день первый), а "йом эхад" – день один.
    
Описание второго дня Творения отличается от остальных тем, что созданное в этот день не получило оценки Всесильного "ки тов" – «хорошо». Общепринятое объяснение (Раши) этого обстоятельства: работа, начатая в этот день, не была завершена до наступления полудня третьего дня. Такой взгляд подтверждается описанием третьего дня Творения, в котором фраза «И увидел Бог, что это хорошо» повторена дважды.
    
Однако существует еще одна причина, о которой говорит Устная Тора. Во второй день Бог создал ГеиннОм  – место, куда помещаются грешники после смерти (2).
    
Геинном или Гегинном получил свое название от  долины Еннома, точнее долины сыновей Еннома (Гей бней Гинном), вполне реально существовавшего и существующего поныне места к юго-западу от Старого города в Иерусалиме. Когда-то там располагалось особое место – Тофет (3), на котором идолопоклонниками (ханаанейцами) сжигались дети в жертву Молоху. Нечестивый царь иудейский Ахаз «совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь…» (2 Пар. 28:3).
    
Позже эта долина превратилось в место, где было принято сваливать городской мусор и всякие нечистоты, трупы казненных преступников и павших в бою, а также непогребенные трупы людей и животных. Возможно, с санитарными целями, в долине постоянно горел огонь. Таким образом, долина сыновей Еннома стала в иудейской традиции символом ада или преисподней – Геинномом. Считается (4), что грешники народов мира, которые совершали преступления своей плотью, например, развратничали, – спускаются в Геинном и наказываются там в течение двенадцати месяцев. По истечении двенадцати месяцев их тела истребляются, души сжигаются, Геинном извергает пепел, и ветер рассеивает его под стопы праведников, как сказано: «И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших  в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Малахия 4:3).
   
И еще созданы были во второй день ангелы Эрелим, Хашмалим, Млахим,  Офаним, Серафим.
    
Имя ангелов Эрелим происходит, скорее всего, от слова "аръэль" – «герой, витязь», которое, в свою очередь, есть вариант имени "ари Эль" – «лев Божий». Считается, что о них речь идет у Исаии в 33:7 «Вот сильные их (эрэллам) кричат на улицах…».
    
Хашмалим – множественное число от "хашмаль". Хашмаль, возможно, означает начищенную и отполированную медь ("нэхаш" – медь, "маль" – начищать полировать) или электрон – сплав четырех частей золота и одной части серебра. У Иезекииля в 1:27 «И увидел я как бы пылающий металл (хашмаль)…». Но, возможно, от слова "хашам" – «испускать лучи, сиять». У Иезекииля в 1:4 «И я видел: … клубящийся огонь, и сияние (гахашмаль) вокруг него…». В Вавилонском Талмуде "хашмаль" расшифровывается как "хаййот эш мемаллелот" – «говорящие огненные животные» (Хагига, 13 b).
    
Млахим – множественное число от слова "малъах", означающего «посланец» или «ангел».
    
Офаним – от "офан"  «колесо». В Книге Еноха говорится, что офанимы вместе с серафимами и херувимами «не дремлют и охраняют Трон Его Славы», т.е. трон Бога. В Библии описаны у Иезекииля 1:15-21 «И смотрел я на животных, – и вот, на земле подле этих животных по одному колесу (офан) перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их – как вид топаза….. А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз…». «От них исходит свет, – говорит «Еврейская книга Еноха» (5), – подобно свету утренней звезды». По семьдесят два сапфира прикреплены на их одеждах, с правой и левой стороны. Они окружены шатрами, чтобы как щитом защитить небожителей от сияния их глаз и ликов.
    
Серафим – от корня «жечь, сжигать, обжигать». "Сараф" может означать «пылающий, огненный», «ядовитый змей» или «летающий дракон». Серафимы – ангелы имеющие человеческий облик, шесть крыльев, соответствующих шести дням творения и шестнадцать лиц по четыре на каждую сторону света. Описаны у Исаии: «Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:2-3).

В «Сефер Гейхалот» говорится: «Размеры серафимов и высота каждого из них соответствуют семи небесам. Размер каждого крыла – как полнота ракиа, размер каждого лика – как восходящее солнце. Каждый из них излучает свет, подобный сиянию Трона Славы, так что даже святые создания, величественные офаннимы и славные керувимы не могут смотреть на этот свет…». Их назвали серафимами, объясняет «Книга небесных Дворцов», потому что они сжигают таблицы с записями Сатаны, на которых запечатлены грехи Израиля.

     «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:9-10).
    
Чтобы воды морей и океанов никогда не выходили из своих границ и не заливали сушу, Всевышний сделал ограждение из песка. Об этом говорит Иермеягу: «Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут» (5:22).

     «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1:11-13).
    
В двух стихах, повествующих о появлении растений на земле, есть одна едва уловимая тонкость, которая в переводе совсем незаметна. Создатель повелел земле произвести на свет «дерево плодовое (дерево-плод), производящее плод по его роду» (эц при осЭ при леминО), но земля произвела «дерево, делающего плод, в котором семя его» (эц осэ-при ашэЭр заръо-вО). Как могло так случиться, что Творение ослушалось своего создателя? Почему не разгневался Творец и не наказал землю? Потому что Бог увидел, что это хорошо. Здесь перед нами первый пример, что Творение задумано и создано Творцом не как автомат или машина, но обладающим собственным творческим потенциалом.
    
«Что же сделала Земля? – спрашивает Барух Берман в книге «Библейские смыслы» и отвечает: Она произвела еще одно, дополнительное разделение, отделила плод дерева от самого дерева, превратила дерево, само вызревающее как плод с семенем, в делающее плод дерево, на котором образуются, созревают и отпадают плоды. В первом случае дерево, чтобы возродиться вновь, скорее всего, должно было все погибнуть. Во втором случае дерево, возрождая себя через плод, остается жить и может плодоносить много раз. С естественно природной точки зрения это целесообразнее, но нам важно не это, а то, что тут изменился сам принцип воспроизводства, по которому родительское дерево живет в одно время с потомством».
    
И тем не менее Устная Тора говорит нам, что самовольство Земли не осталось без наказания (6). Почему? Намеком на ответ на этот непростой вопрос может послужить следующая история. Однажды некий царь отправил послом в другую страну горбуна.
    
«Перед дорогой его самым строгим образом предупредили ни по какому поводу не заключать пари. Как только дипломат прибыл на место, ему предложили пари о том, горбун он или нет. Зная, что он,  несомненно, выиграет это пари и, таким образом,  привезет  царю  сумму  в  миллион  золотых  монет, дипломат согласился и выиграл. Когда он возвратился и предложил царю деньги, тот рассердился: "Глупец! – закричал царь. – Ты не обогатил меня на миллион, ты лишил меня  десяти  миллионов. Я еще раньше поставил десять миллионов на то, что ты  не примешь никакого пари"»(7). 
    
Земля приняла «разумное» решение, но мы ничего не можем сказать, каков был бы мир, если бы Земля в точности исполнила повеление Творца.
    
Еще один важный принцип жизни животного мира мы можем обнаружить в разбираемых стихах. Современная генетика назвала его законом постоянства видов. Этот закон, названный здесь "лемино", предохраняет жизнь через запрет межвидового скрещивания от производства всевозможных мутантов, от деградации и исчезновения. А самое главное, закон этот свидетельствует о невозможности видообразования, т.е. против эволюционного учения.
    
Устная Тора сообщает, что в третий день был создан Ган Эдэн  – «Сад Наслаждения» (8) для награды и пребывания праведников этого мира. Основная награда за выполнение заповедей и воздаяние за добрые дела – в «жизни будущего мира» (олам габа), а Ган Эден – место временно пребывания сразу же после смерти.

(1) Рабби Аба бен Кагана от имени Рава сказал: Взял Святой, благословен Он, огонь и воду и переплел их между собой, и из них было сделано небо. Берешит Раба 4:7.
(2) Мидраш Берешит Раба 4:6.
(3) Тофет,  возможно, происходит от "тоф" – «барабан, тимпан», в которые били, чтобы заглушить крики горящих детей.
(4) Рамбан. Врата воздаяния.
(5) «Сефер Гейхалот» – Книга небесных Дворцов или Еврейская книга Еноха.
(6) А в чем земля согрешила? Рабби Йегуда бен рабби Шалом сказал: Из-за того, что преступила повеление Всевышнего, ибо так сказал Святой, Благословен Он: 'Да произрастит земля дерево плодоносное…' – как плод съедобен, так и дерево будет съедобно. А она сделала не так, но: 'И выпустила земля зелень, траву семяносную и дерево плодоносное' – плод съедобен, а дерево несъедобно. Берешит Раба 5:9.
(7) Рабби Моше Вайсман. Мидраш рассказывает.
(8) Слово "эден"  означает «нега, довольство, услада».