Русские монастыри как фортификационные сооружения

Татьяна Васина 3
Стремление человечества к захвату ресурсов, имеющихся у соседей, издавна заставляло охранять эти ресурсы всеми возможными способами. Как говориться, хочешь жить в мире, готовься к войне. Имея хорошую крепость и запас продовольствия, можно было  отсидеться за высокими стенами, не имея оружия. Но человеческая натура требовала деятельности. И, прежде всего, мести тем, кто нагло лез за накопленным добром. Очень хотелось камнем кинуть, или кипятку за шиворот,  а еще лучше смолы кипящей налить. Поэтому, начав с возведения частоколов вокруг населенных пунктов, человечество стало быстро совершенствовать (не с частокола же кипяток лить!) стены и ограды, научилось строить башни. Так возникла фортификация, наука о сооружении крепостей, фортов, замков и других защитных сооружений.
Напридумывало и построило человечество этих защитных сооружений много. Средневековые феодальные замки и кремли, крепости и бастионы XVIII-XIX вв., приморские крепости, укрепрайоны и протянувшиеся иногда на сотни километров линии обороны ХХ в. – всего не перечислишь. Поговорим о русских монастырских крепостях-кремлях.
Привычный нам облик монастыря-крепости складывался постепенно. Первые русские монастыри времен Киевской Руси были большей частью городскими. Строить свои крепостные стены им было ни к чему – они и так находились за крепостными стенами. Церкви, соборы и службы монастыря обносили в лучшем случае забором-заплотом, а иногда и этого не требовалось – здания монастыря строились вплотную, составляя таким образом ограду монастыря. По традиции монахи вообще не должны были брать в руки оружие. Да и сама мысль о мести, нанесении вреда другим людям была греховной!
Все изменилось с приходом монгольских войск на Русь. Многие монастыри были сожжены, монахи бежали из разоренных городов в леса на север. Меняется само отношение монастырской братии к войне. Необходимость защиты родной земли от безжалостного врага снимает с монахов запрет на применение оружия. Новые монастыри начинают обносить крепостными стенами с башнями. Тем более материал имелся рядом в изобилии. Построить деревянную крепость можно было за один сезон, и она по своим оборонным качествам была отнюдь не хуже каменной.
Конструкции русских деревянных крепостей позволяли ее защитникам не только камнями кидаться и смолу кипучую на ворогов лить. Для прицельной стрельбы лучников, а с появлением огнестрельного оружия пальбы из пушек и пищалей необходимы были площадки на возвышении. Такие площадки-полати делали даже у тына, стены, образованной врытыми в землю вертикально, плотно пригнанными к друг другу заостренными вверху бревнами. Тын дополняли городней, стеной из сложенных параллельно бревен. Применялись также так называемые тарасы - системы деревянных крепостных стен, при которой две параллельные стены через некоторые промежутки соединялись врубленными в них поперечными стенками, а образовавшиеся таким образом клетки засыпались землей и камнями. Въехать в крепость можно было через проездные ворота. Место для крепости подбиралось с учетом рельефа так, чтобы рельеф помогал обороняющимся. Рвы, валы дополняли крепостные сооружения.
Включение монастырей в систему обороны Русского государства происходит в XIV в. В 1370 г. по благословению Сергия Радонежского, настоятеля Троице-Сергиева монастыря, на южных подступах Москвы был основан Симонов монастырь. Именно с южного направления на Москву накатывали волны захватчиков - монголы, ордынцы, крымчаки. Рядом, всего в двух километрах с кон. XIII в. уже существовал Данилов монастырь. К концу XIV в. Москву окружило кольцо сторожевых монастырей: Спасо-Андронников, Новоспасский, Саввино-Сторожевский, Сретенский и уже названные Данилов и Симонов. Ограды и башни новых монастырей были деревянными (сама Москва к этому времени едва успела возвести белокаменные стены Кремля), но при набегах ордынцев и степняков они успевали принять первый удар на себя, тем самым давая время в самой Москве хоть как-то подготовиться к штурму или, как тогда говорили, приступу. В этом москвичей убедили татары еще в 1293 г., когда те пожгли только что возникший Данилов монастырь.
Идея окружения города монастырями-крепостями была не нова. Кольцом монастырей были окружены соперница Москвы Тверь, а так же Новгород и Псков. В XV в. число монастырей-крепостей увеличилось, причем качественно. Монастыри теперь стали строить не только в черте городов и их пригородах, но и на их дальних подступах - на важнейших торговых путях, т.е. на торговых шляхах и по берегам рек. Иосифо-Волоколамский монастырь, например, был поставлен на месте старинного речного торгового пути, вблизи волока, т. е. переправы торговых судов по суше из одной реки в другую. Соловецкий Преображенский монастырь (1429 г.), расположившийся на островах Белого моря, стал форпостом вначале Новгородской Земли, а затем и всего Московского государства. Боровский Пафнутьев монастырь (1444 г.), возник как раз на полпути из Москвы в Калугу, и прикрывал теперь Москву на ее на дальних южных подступах.
Дальнейшее развитие монастыри получили в XVI – XVII вв., когда многие монастырские обители меняют свои деревянные стены на каменные.
Одним из первых это сделал Троице-Сергиев монастырь. Буквально лет за 20, с 1540 по 1560 гг. этот монастырь выстроил каменные стены и башни, заодно расширив свою территорию. Отсиживаться за прочными стенами, сложа руки, его обитатели не собирались. В русских монастырях XVII-XVIII вв. бойницы в монастырских стенах и башнях не только для украшения и для обозрения местности делали. Времена были лихие, поэтому из бойниц и жерла пушек, когда надо было, выглядывали, а при необходимости монахи умело применяли вверенное им оружие. В 1608-1610 гг. в течение 15 месяцев Троице-Сергиев монастырь успешно оборонялся от осаждавших его поляков. Так же как и Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри, Троице-Сергиев являлся обладателем крупнейшего арсенала и специальных военных отрядов.
24 дня успешно оборонялись защитники ярославского Спасского монастыря в апреле - мае 1609 г. от приверженцев «тушинского вора», вынудив их отступить от города.
Безуспешно осаждался шведами Тихвинский монастырь. Предание гласит, что шведы отступали от монастыря 2 раза. В первый раз они отступили после крестного хода совершенного с чудотворной Тихвинской иконой. Второй раз шведы отступили перед чудесно возникшим перед ними видения наступавшего на них могучего войска. Надо отметить, что Тихвинский монастырь обладает не слабыми крепостными укреплениями.
Соловецкий монастырь пережил две осады. Первый раз монастырь попал в осаду, когда восстал против церковных реформ Никона. «Соловецкое сидение» продолжалось 8 лет с 1668 по 1676 год. Закончилось «сидение» печально: восстание было жестоко подавлено.
В 1854 г. во время Крымской войны Соловецкий монастырь был обстрелян двумя английскими фрегатами. Несмотря на выпущенные ими 1800 ядер и бомб крепость практически не пострадала.
Совершенствование артиллерии уже  к концу XVIII в. привело к полному отказу военных от строительства крепостей типа монастырских. Монастырские крепости и кремли начали выводить из штата крепостей, заменяя их бастионными сооружениями. Но вновь сооружаемые монастыри по традиции продолжали себя окружать высокими кирпичными стенами весь XIX в., но эти стены уже не имели прежней толщины и были скорее декоративными, потеряв практический оборонный смысл.