4. Адам

Кот Базилио 2
    "ВаййОмэр Элогим наасЭ адАм бэцальмЭну кидмутЭну… захАр ункевА барА отАм" – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… мужчину и женщину сотворил их». (Быт. 1:26).
   
"Наасэ" – пред нами будущее время глагола "аса"  «делать» первого лица множественного числа, т.е. "наасэ" – «мы сделаем». К кому же обращается Всесильный и с кем Он собирается сделать человека?
    
Мидраш рассказывает, что когда Всесильный продиктовал эту фразу, Моше засомневался: не получится ли так, что противники веры, ссылаясь на эти слова, будут утверждать, что богов множество. (Нужно сказать, что именно так и случилось, и до сих пор критики Библии настаивают на этом).

Однако Всесильный ответил Моше: «Пиши так, как Я тебе велел. Если кто-то захочет ошибаться, пусть  ошибается, ибо тот, кто стремится и жаждет  неправильно истолковывать Тору, всегда  найдет для этого предлог. Я поставил эту фразу  во множественном числе, чтобы  преподать  людям  урок. Важные  персоны  обычно  считают  излишним советоваться с нижестоящими. Поэтому пусть они  обдумают этот стих и увидят, что даже Создатель,  давший  жизнь  верхним  и  нижним  мирам,  совещался  с ангелами, прежде чем сотворить человека» (1). Подобной точки зрения придерживался Раши.
    
Есть удивительный и многозначный мидраш (2) на тему совещания Творца с ангелами о человеке. Решив сотворить человека, Господь поинтересовался, что думают по этому поводу ангелы. И к удивлению не обнаружил среди них единства. Ангелы разделились на сторонников и противников создания человека.

     Первой высказалась Милость: «Пусть он будет создан, ибо станет творить дела милости».
     Но Правда была решительно против: «Его вовсе не следует создавать, ибо он будет полон лжи».
     Справедливость настаивала: «Следует его создать, ибо он будет вершить справедливость».
     Но Мир возражал: «Не создавай его, ибо весь он - ссора!»
    
И тогда, чтобы склонить голоса за создание человека взял и швырнул Творец правду на землю, как сказано: «…и правда сброшена будет наземь» (Дан. 8:12). Но сказано также, что «правда прорастет из земли» (Пс. 84:12). Окончательное слово Создателя звучало так: «Я добр и долготерпелив. Я готов создать человека, невзирая на все его недостатки!».
    
Но почему именно Правду Господь бросил на землю? Почему не Мир? Объясняют так (3):  потому Бог бросает Правду на землю, чтобы разбилась она на кусочки и проросла отдельными ростками. Чтобы ни один человек не мог претендовать, что владеет всей правдой. Поэтому тот мир, в котором мы живем, называют миром лжи. Такова действительность и таковы условия существования мира. Но когда-нибудь отдельные ростки Правды сольются в единую Божественную Правду, и тогда мир будет завершен.
    
Рамбан (4) эту фразу объясняет чуть иначе. В первый день Бог творил (бара) из «ничего», а во все последующие дни Он создавал (яцар) или делал (аса) из четырёх сотворённых основ: огня, воздуха, воды и земли. Творец этой фразой обращается к земле: «Сделаем – я и ты!». Земля предоставила тело, а Творец дал душу. Поэтому подобен земле человек телом, а душою подобен духовным мирам.
    
Но самое оригинальное объяснение следующее: Всесильный фразой «сделаем человека» обращается к самому человеку. Обращается ко мне, к тебе, к каждому в отдельности и ко всем вместе. Мир создан Всесильным немножко недоделанным. Лучшим из возможных, но чуточку недостроенным. Например, вместо готового хлеба – растения пшеница и рожь, вместо тканей – шерсть животных, лен или хлопок, вместо металлов – руда и т.п. Для чего? Для того чтобы у человека была возможность проявить себя, свои творческие способности и стать сотворцом этого мира, довести его до полного совершенства. И тем самым завершить себя. Но… не иначе и только вместе с Творцом этого мира, а не в одиночку и против Него. После сотворения человека Господь не уклонился и не отделился от мира, но продолжает управлять миром только уже не непосредственно, а через человека.

     «Всевышний дал человеку силу быть побудительной причиной изменения самого мира и его творения согласно тому, что он выберет по своему желанию» (рав Моше Хаим Луцато «Дерех Гашем»).
    
Слово "адам" здесь просто «человек», но может означать также «человеческий род» и собственное имя первого человека. Корень означает «быть красным, краснеть, багроветь», прилагательное "адом" – «красный». Слово "адам" можно представить как букву алеф и слово "дам" – «кровь». Еще слово "адам" родственное слову "дамА", означающему «уподобляться, сделаться подобным, равняться, сравнивать». "Адамэ ле-Эльон" – «уподоблюсь Высшему». "ДэмУт"  – «сходство, подобие, образ, вид». Буква алеф в слове "адам" олицетворяет Всесильного и Его Славу, поэтому "адам" можно понимать как Славу Всесильного из плоти и крови, т.е. имя "адам" отражает смысл и назначение человека. Талмуд, трактат Нида говорит нам: «Трое принимают участие в творении человека: отец, мать и Всевышний». Гематрия слова адам равна 45, слова отец (ав) – 3, слова мать (эм) – 41.

3 (отец) + 41 (мать) + 1 (Всевышний) = 45 (адам)

     "Бэцальмэну кидмутэну" – «в образе нашем, как подобие наше».
   
Как же может быть такое? Разве есть у Создателя образ? Есть ли у Него руки, ноги, туловище, голова? Считается, что ничего этого нет, но точно сказать мы не можем. Тело дано человеку, чтобы существовать в этом мире, и оно такое, потому что такой мир. Но справедливо и обратное: мир таков, потому что мы обладаем такими телами. Это одна сторона проблемы. Другая – нам трудно представить разумное существо, устроенное иначе. Зачем разум могучему дубу, если он не может никак им воспользоваться. Поэтому неслучайно существа из духовных миров для какой-либо надобности оказавшиеся на земле, облекаются в тела наподобие человеческих. В Библии масса таких примеров.
    
Писание, характеризуя Творца этого мира, часто использует так называемые антропоморфизмы. Библейские критики довольно потирают руки и рассуждают о примитивном сознании древнего человека. Но все это чушь. Антропоморфизмы используются именно потому, что описать Творца и довести до сознания человека любого возраста и уровня развития, открывшего Библию, некоторые основополагающие идеи в терминах и категориях этого мира невозможно.
    
Из приведенного рассуждения ясно, что «образ и подобие» не относятся к внешнему виду (материальной составляющей) сотворенного человека, а говорят об иных категориях из иного мира. Помните, что все живые существа сотворены были по «закону лемино». Это значит, что животное есть представитель своего вида и несет на себе его идею. Но человек исключительное существо. Над ним не властен «закон лемино». Каждый человек есть представитель самого себя. Создатель не наштамповал целую армию адамчиков: маленьких и больших, толстых и тонких, белых, черных, красных, желтых и голубых. Но все человечество произошло от одного Адама. Говорит мидраш (Мишна (5), трактат Сангедрин, глава 4): 

     «Затем и создан Адам единым, чтобы показать тебе, что губящий одну душу израильскую считается Писанием как бы погубившим целый мир, а сберегший одну душу из Израиля считается Писанием как бы сберегшим целый мир [также он создан единым ради мира людского, дабы один не говорил другому: “мой предок выше твоего предка” и дабы мины (еретики) не говорили: “есть много божеств на небе”, и дабы показать величие Святого (благословен Он!): ибо человек чеканит много монет одной печатью, и все они схожи между собой, а Царь царей царствующих, Святой (благословен Он!) чеканит всех людей печатью Адама Первого, но все они отличаются друг от друга]. Поэтому каждый человек обязан сказать: ради меня создан мир».
    
Сотворение человека в образе и подобии Бога резко выделяет его из всех тварных существ. Растения и животные, подчиненные закону лемино, точно привязаны к жизни в условиях земли и тесно связаны сложными и многообразными связями между собой. Жизнь отдельных видов растений и животных увязана неразрушимыми связями друг с другом таким образом, что попытка удаления или уничтожения одного вида приводит к многочисленным и непредсказуемым изменениям и нарушениям в гармонии флоры и фауны отдельных ареалов обитания. Такие живые суперорганизмы, из которых нельзя вычленить без последствий какую-либо часть в виде отдельного животного или растительного вида, получили название биогеоценозов. И только человек никак не включен в гармонию природы. Человек абсолютно надприродное существо, странник и пришелец на земле. И если завтра вдруг по какой-либо причине человек исчезнет с земли, это не окажет никакого отрицательного действия на природу. Можно сказать так, что природа этого просто не заметит.
         
«Мужчиной и женщиной сотворил (бара) их». Существует множество различных объяснений этого акта шестого дня творения, который явно противоречит дальнейшему более подробному описанию творения человека. Многие уверены, что здесь нам говорится о двуполой природе первого человека – Адама. Мидраш, например, говорит, что спереди Адам был мужчиной, а сзади к нему была присоединена женщина, что-то вроде сиамских близнецов. Такое  толкование  выводится  из  стиха  (Тегилим  139:5)  "Ахор  вакедем цартани" – «Сзади  и спереди (т.е. двойным  существом) Ты объемлешь (связал) меня» (Пс. 138:5). "Цартани" от корня – «плотно укладывать, связывать, завязывать», возможен и перевод «создал», предложенный Раши.
    
Здесь нужно обратить внимание на глагол "бара", который означает творение из ничего, абсолютно нового, прежде не бывшего. Фраза эта означает, очевидно, что человек задуман и сотворен так, что в образе его присутствуют мужское и женское начала вместе. Не гермафродит, имеющий половые признаки мужчины и женщины, но духовный образ человека в гармонии мужского и женского. Изучавшие физиологию человека ничуть не удивятся такому положению, так как известно, что у взрослого мужчины наряду, например, с гормонами мужскими вырабатываются и функционируют гормоны женские, а в организме женщины наоборот. А гормоны – это те вещества, которые неким таинственным образом осуществляют связь в организме человека между телесным и психическим.
    
Это рассказ о творении человека из первой главы книги Бытия. Во второй главе также есть рассказ о Творении и о сотворении человека в том числе, и он несколько отличается от первого рассказа.

Здесь впервые (6) появляется четырехбуквенное Имя Бога, произношение которого забыто или утрачено. Когда-то в эпоху существования Храма один раз в году в праздник Йом Кипур Первосвященник произносил это имя в Святая Святых Храма. Но после разрушения Храма преемственность была прервана, и произношение Имени утрачено. Его составляют четыре буквы: йуд, гей, вав, гей, поэтому это Имя называют греческим термином тетраграмматон, что значит «имя из четырех букв». Традицией принято вместо него в Священном тексте при чтении вслух произносить "Адонай", что дословно означает «мои господа». Чтобы это не забыть масореты под четырехбуквенным Именем  расставили огласовку слова Адонай и получилась некая конструкция. Однажды, возможно не очень осведомленный некто, неправильно прочитал эту конструкцию как Иегова. С тех пор имя Иегова прочно обосновалось в Синодальном переводе Библии и даже возникло религиозное сообщество свидетелей Иеговы. Но надо помнить, что никакого Иеговы на самом деле нет, и никогда не было.
    
Тетраграмматон употребляется в тексте Писания, когда говорится о Боге, как о Том, Кто управляет историческими процессами, определяет события жизни человека и разговаривает с пророками. Под Именем Элогим Бог выступает как Управитель миром через подчиненные Ему материальные силы. Еврейские комментаторы считают, что Всевышний под непроизносимым Именем есть олицетворение меры милости, а под Именем Элогим – меры суда.
   
Грамматически непроизносимое Имя есть глагол в форме будущего времени (имперфект), трехбуквенный корень которого ге-вав-ге означает «быть, существовать». Считают, что Имя образовано от смешения всех временных форм глагола «быть», и его можно условно понимать как  «тот, кто был, есть и будет». Гематрия Имени равна 26 и равна, например, сумме гематрий "эхад"  – один,  единый, и "агава" – любовь.

Различия в рассказах о Творении дали повод так называемым библейским критикам рассуждать о различных первоисточниках, сведенных глуповатым редактором в единый несогласованный текст. Ничего общего с действительным положением вещей, естественно, это не имеет.
    
Полагаю, что все отличия связаны с различной, так сказать, точкой отсчета или наблюдения. В «первом» рассказе о Творении человека, как непосредственного свидетеля и наблюдателя, еще нет. О ходе событий – условных, так как нет воспринимающего разума, сообщает Моше единственный «свидетель» сам Творец ровно столько, сколько считает необходимым для выражения языком человеческим некоторых основополагающих принципов. В центре «первого» рассказа – Творец, Бог. Центром же «второго» рассказа является человек. Процесс творения мы видим как бы глазами первого человека. Строгой хронологии здесь нет. Все события представлены мерой важности их для человека как венца творения. Мое мнение: никаких двух рассказов или историй о сотворении мира нет. «Второй рассказ» есть детализация части «первого рассказа», касающейся происхождения человека.
    
     «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Эзер кенегдО)».
      
"Эзэр кенегдо" – «помощник, соответствующий ему», но дословно: «помощник, который рядом с ним» или «помощник, который напротив него». Комментаторы говорят, что женщина в жизни мужчины играет совершенно особую роль. Она создана была, чтобы стать ему помощником, но помощником необычным – "эзэр кенэгдо". Если мужчина заслужит, правильной и должной жизнью, близкая ему женщина – его жена – становится рядом с ним, плечом к плечу, и таким образом, является ему опорой и поддержкой в жизни. Но если мужчина не заслужит, в силу разных тому обстоятельств, то жена его занимает по отношению к нему оппозиционное положение – напротив. Противодействуя ему, она все равно остается помощником, так как препятствует мужчине в следовании по неправедному и неверному пути. 
    
Все живые существа были созданы парами: самец и самка. Когда Бог привел животных к Адаму, чтобы посмотреть, как он их назовет, Адам обратил внимание на это обстоятельство. Он увидел, что среди живых существ нет существа под стать ему. Вполне возможно, что он обратился к Создателю для разъяснения этого вопроса. Мидраш (7) так описывает происходящее:

     «Каждое  выбранное  Адамом   имя  правильно  отражало  особенности  того животного,  к  которому оно относилось,  и потому осталось за ним  навсегда. Например, Адам понял, что лев - это царь зверей. Поэтому он назвал его арье, взяв буквы алеф, иуд и гей из имени Бога и добавив букву реш, представляющую здесь  слово  руах, "одухотворенность",  ибо  он  знал,  что  пророки  будут использовать образ льва для описания Самого Бога. Он назвал коня  сус,  ибо распознал  его  веселье  и  ликование  в  битве  (от сас -  ликовать).  Зная медлительный  и  унылый  характер  осла  и  его  влечение  к  грубым  земным удовольствиям, Адам дал ему имя хамор (от хамриют - приземленность).
     Наконец, Бог спросил Адама: "А какое имя будет у тебя?"
     Тот ответил:  "Меня надо называть Адам ("землянин"), ибо я  сотворен из земли, адама".
     -  А как Мое Имя?" - спросил  Бог. - А-д-о-н-а-й (Господь),  - отвечал  Адам, - ибо Ты Господин над всеми созданиями!
     Когда  Бог привел животных к Адаму, тот заметил,  что каждое пришло со своей парой.
     - У всех, кроме меня, есть супруга, - пожаловался Адам. - А у меня нет.
     Как  только Бог услышал эти слова, Он наслал на Адама  сон, чтобы дать ему Хаву».

Существует предание, что вместе с Адамом из праха земного Творец создал еще одно самостоятельное человеческое существо – женщину по имени Лилит. Сейчас очень трудно проследить, где и когда возникла эта мифическая история. В Библии один раз упоминается имя Лилит пророком Исаей в 34 главе стих 14: «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать НОЧНОЕ ПРИВИДЕНИЕ и находить себе покой». В оригинале стоит слово "лилит", которое переводчики почему-то решили перевести как «ночное привидение».
    
История Лилит лучше всего описана в апокрифическом сочинении неизвестного автора «Алфавит Бен-Сира». Главный герой Бен-Сира, как повествуется в «Алфавите», сын, рожденный от связи пророка Иеремии со своей дочерью. Однажды Бен-Сира оказывается при дворе царя Навуходоносора, в результате общения с которым на свет появились 22 истории. Одна из таких историй как раз и повествует о Лилит.
    
Как-то маленький сын царя Навуходоносора заболел. Сказал Навуходоносор Бен-Сире:  «Излечи моего сына. Если не сделаешь этого, я убью тебя».
    
Бен-Сира немедленно сделал амулет со Святым Именем, на котором изобразил трех ангелов, отвечающих за лечение.
    
Навуходоносор посмотрел на амулет и спросил: «Кто они?».

     «Ангелы, отвечающие за лечение: Саной, Сансаной и Саманглоф» - ответил Бен-Сира и рассказал следующую историю.
    
Когда Бог создал первого человека Адама, Он сказал: «Нехорошо человеку быть одному». И создал из праха земли женщину, и назвал ее Лилит. Они немедленно начали браниться. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя!». И он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Поскольку ты пригодна только находиться в положении снизу подо мной, а я должен быть сверху тебя». На что Лилит ответила: «Мы равны друг другу, поскольку оба созданы из земли». И никто не хотел слушать другого. Устав браниться, Лилит произнесла Невыразимое Имя и улетела прочь. Адам вознес свои молитвы Творцу: «Владыка мира! Женщина, которую Ты мне дал, сбежала от меня».
    
Тут же послал Создатель этих трех ангелов, чтобы вернуть ее назад. А Адаму сказал: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то сто ее детей будут умирать ежедневно».
    
Ангелы настигли ее у моря, в водах которого будет суждено утонуть египтянам. В этом море они и пригрозили утопить Лилит. «Отпустите меня, – взмолилась Лилит и поклялась, – Я создана для того, чтобы наводить болезни на мальчиков первые восемь дней их жизни и на девочек – первые двадцать дней их жизни. Клянусь, что не буду наводить болезни там, где увижу на амулете ваши изображения или начертанные ваши имена».
    
А Творец после этой истории решил действовать по-другому. Он сделал женщину для Адама из него самого, из какой-то его части. Наибольшую популярность получило представление, что этой частью Адама было его ребро. Но еврейское слово "цэла" означает не только «ребро», но также «бок» или «сторона». Впрочем, значение имеет не то, из какой части Адама сделана женщина, а именно то, что она взята от Адама, из некой его сокровенной (ребро, сокрытое место) части. Поэтому нет никакой первозданной почвы (причины) для ведения споров подобных тем, которые вели между собой Адам и Лилит. Здесь нет места мужскому шовинизму, как это часто хотят представить современные «чертовки» Лилит, прикрываясь демагогией о равенстве полов. Но это есть разумное решение – единственное основание для гармонии в отношениях между полами.
    
Когда Адам проснулся и увидел женщину, он произнес удивительные слова, которые, по неизвестной причине, не попали в Синодальный перевод. Он сказал: "зот гаппаам" – «на этот раз». Что это? Намек на то, что была все-таки другая попытка создания женщины? Возможно, миф о Лилит не так уж и беспочвен.
    
«Она будет называться женою, – говорит дальше Адам, – потому что взята от мужа». Опять в переводе ничего не понятно. В оригинале все становится на свои места. Муж или мужчина – "иш", женщина или жена – "ишша". Женский род в иврите часто образуется от слов мужского рода прибавлением к концу слова буквы гей  с огласовкой "а" – камац. Вообще буква гей есть символ женского начала, а буква йуд – мужского. Таким образом, слово «жена» есть женский род слова «муж». Правда некоторые считают, что "иш" и "ишша" происходят от разных корней.
    
Основу имен «муж и жена» образует слово "эш"  – огонь. Напомню, буква алеф – символ Создателя, буква шин может означать «красота и гармония света» или просто «сияние». Тогда "эш" можно понимать как «божественная гармония» или «божественное сияние». Буква гей – символ творения этого мира (олам га-зэ), тогда как буква йуд – символ мира грядущего (олам га-ба), поэтому жена – божественное сияние этого мира, а муж – божественное сияние мира грядущего. Отсюда вытекает множество мировоззренческих положений о роли и значении мужчины и женщины в мире.
    
Далее идут слова, отвечающие на все вопросы взаимоотношения полов: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Мужчина в тесной гармонии с женщиной составляют единую полноценную личность. Отношение между ними не просто уважение, дружба или даже любовь, они должны прилепиться друг другу, так чтобы стать неразъединимым, нерасторжимым, но, впрочем, и неслиянным, новым существом. И естественно, это никак не возможно между мужчиной и несколькими женщинами или наоборот, а также только между мужчинами или только женщинами.

Повеление Творца  «и прилепится человек к жене своей» есть заповедь моногамии. И никакие другие формы союзов между людьми не заповеданы Создателем и потому ущербны. Это состояние «прилепления» (двекУт – на иврите) важное понятие индивидуальной религиозной практики в иудаизме. Двекут – состояние невыразимого (мистического) единения (слияния) со Всевышним, – цель, к которой стремится истинно верующий. Двекут между мужчиной и женщиной – состояние глубокого взаимопроникновения их личностей, духовное объединение, достигаемое в ходе совместной жизни.
    
Размножение человека – проявление биологической стороны его существования. Как биологические существа, конкретные отец и мать, воспроизведя потомство, больше природе не нужны, они выполнили свою миссию и могут уходить из жизни. Мало того с биологической точки зрения их дальнейшее существование есть балласт, мешающий сохранению и выживанию вида. Так как, например, они напрасно расходуют ограниченные запасы еды. Кроме того человек, чтобы состояться человеком, должен в определенном возрасте оставить родителей и сам воспроизвести свое потомство. Это справедливо и с чисто физической (биологической) позиции и с психологической позиции становления личности. Но так как человек не только животное (биологическое) существо,  для предотвращения падения в эту «животность», ему дана была специальная заповедь, из числа десяти, заповедь отношения к родителям, которая была записана совсем не случайно на той скрижали, на которой были записаны заповеди отношения между человеком и Богом.


Иллюстрация: фреска с потолка Сикстинской капеллы кисти Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 1475 – 1564) «Сотворение Адама».

(1) Рабби Моше Вайсман. Мидраш рассказывает.
(2) Берешит Раба 8:5.
(3) Например, Зеев Дашевский: Герои Танаха в мидрашах мудрецов.
(4) Рабби Моше бен Нахман или Нахманид (1194 – 1204) – философ, каббалист, врач и законоучитель, глава испанского еврейства, автор комментариев к Торе, признанных классическими.
(5) Талмуд: Мишна и Тосефта в переводе Н. Переферковича.–М.: Издатель Л.Городецкий, 2007.
(6) В оригинальном тексте на иврите, но не в синодальном переводе.
(7) Берешит Раба 17:4.