тюремные будни

Маргарита Школьниксон-Смишко
Матильда Якоб возвращается из  отпуска и сразу же получает от Розы задание:

„                13.04.1915
...Перехожу к неотложным просьбам: две бутылочки настой мирты, коробку мыла «молочко лилии»  (по 2 марки за три штуки) от Лозе, бутылочку ландышей от Лозе за 3 марки, коробочку ланолина, коробочку белой мастики и три тонкокожих лимона (ими я отмываю чернила с пальцев) …
                Сердечно Ваша Р.
PS Франц (Меринг) с женой хотят меня навестить, поэтому думаю, лучше Вам пока воздержаться. Сердечно вас приветствую»

Просьбы далеко не исчерпаны и возникают новые:

«                27.04.
Большое спасибо за письмо и вещи. Но с книгами получилось недоразумение. Всё такие, какие я не заказывала и мне не нужны, а тома «Нового времени» не было!..
Теперь опять просьба:
моя расчёска сломалась, купите мне белую с ручкой. Также жёсткая зубная счётка  меня бы порадовала.
Дяде Лео с Вашей помощью я напишу, вы знаете, что я должна с письмами экономить, поэтому пока для него и других родственников *сердечные приветы..
                Обнимаю вас и Мими много раз
                Ваша Р.Л.
Голубой цветочек был всё же Leberbluemchen!“

*Роза имеет ввиду её товарищей по борьбе группы Интернационале

Тюремному начальству не нравятся частые  письма Розе:

«5.05.
Моя любимая фрейлейн Якоб!
Сердечное спасибо за все ваши покупки. Но я должна Вам сказать, что не могу так часто получать письма, поэтому мы должны, к сожалению, немного ограничиться, хотя Вы знаете, что каждая весточка от Вас для меня радость. Кроме того Вы не должны обозначать людей только начальной буквой, это здесь запрещено. Беллетристики у меня пока достаточно, так что итальянские и французские  вещи могут подождать. Польские книги мне запрещены... Начальница в настоящее время отсутствует, но она будет рада, если Вы к ней загляните. А мне всегда радостно знать, что Вы были здесь поблизости, хотя я и не должна Вас видеть.
Если появится фрау Цеткин, не имеет смысла, чтобы она остановилась на южной, потому что там за ней никто не поухаживает. Поместитет её у фрау Розенбаум, которая примет её с  распростёртыми объятьями. Надеюсь, ей разрешат меня навестить.
Места Вашего письма о Мими я перечитываю бесчисленное число раз. Поцелуйте её от меня в  глазки. У меня всё хорошо. Сердечные приветы и спасибо за всё!
                Ваша и Мими Р.Л.

Большое растение называется Schuppenwurz, маленькое зелёное - sonnenwendige Wolfmilch .

И так, Клара Цеткин намерена приехать в Берлин! Начинается подготовка к её достойной встрече.

на фото Leberbluemchen