Золотой импрессионизм 32 глава

Игорь Леванов
Глава 32
ЗОЛОТОЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
– Дразнящая, очаровательная, привлекательная, волей Божией у меня появилась возможность поделиться с людьми знанием о золотом рае. Рай – Царствие Небесное. Возможности людей не безграничны, люди имеют тела, которые ограничивают восприятие света, света не того, который радуга. Бестелесная жизнь в Царстве Небесном полностью зависит от света, света Господа. Тело человека не может полностью зависеть от света, для тела нужно питание и многое другое, связанное с телом. Казалось бы, тупиковая ситуация, но у людей есть золото, которое волшебным образом может превращаться во всё что угодно, что нужно телу. Золото – наилучший образ Царства Небесного, все религии используют золото в качестве символа Бога, – сказал святой князь Игорь.
– Отличительная особенность Русской Православной Церкви от других христианских конфессий в золотых куполах. Возможно, есть места, где эта особенность наиболее яркая, – сказала Бастет.
– Обожаемая, дивная, незаменимая, в интернете фотография самого золотого места наиболее часто встречающаяся. Это Нило-Столобенский монастырь на озере Селигер.
– Игорёк, поехали?
В городе Осташкове Игорь остановил машину, раздумывая, куда продолжить своё паломничество.
– Озорная, романтичная, ненаглядная, налево поедешь, на исток Волги попадёшь, направо поедешь, на пристань попадёшь. Там надо оставить где-нибудь машину, дальше катером в Нило-Столобенскую пустынь можно добраться. Нило-Столобенский монастырь находится на острове озера Селигер. Два названия – пустынь и монастырь, люди называют, кому как нравится.
– Поехали на исток Волги, посмотрим, как всё начинается.
Исток Волги в семидесяти километрах от Осташкова. Последние тридцать километров дорога из песка, словно тропинкой, вьётся сквозь непроходимый лес. Судя по дорожным знакам, кругом только лоси бродят. Сказочное место.
– Прелестная, зажигательная, возбуждающая, смотри, кот учёный на дубе, – сказал Игорь, обращаясь к Бастет, богине-кошке.
Кот на золотой цепи был не настоящий, а настоящий бегал поблизости, мышей ловил, только золотой цепи у него не было, снял кто-то.
– И русалка на ветвях сидит. Если с не настоящим котом бегает настоящий, значит, где-то рядом есть и русалка, – сказала Бастет.
Только она это произнесла, из чащи вышла настоящая русалка, правда, с ногами, а не с хвостом. Одета она была в старинную русскую крестьянскую одежду. Ясное дело, эта русалка камуфляж девушки надела. Бастет слегка махнула левой рукой, показав, что повернуть машину на поляне нужно вправо, чтобы она была ближе к русалке. Женская ревность, что с неё возьмёшь, даже с богини.
– Что желаете? – спросила русалка, словно золотая рыбка.
Это у простых смертных много неисполненных желаний. У святого и богини особых желаний не было.
– Что вы можете нам предложить? – спросила Бастет.
– Обед, музей, ночлег, стоянку для машин, – ответила русалка.
Чувствовалось, что она что-то не договаривала, стеснялась Бастет.
– Если учёный кот на золотой цепи и русалка здесь, что тогда в музее? Нормальные люди? – задумчиво сказал Игорь.
– Пойдём посмотрим, – предложила Бастет.
В помещении, похожем на теплицу, стояло несколько столиков. На стенах висели разнообразные старинные вещи и предметы. Одежда и вооружение времён Великой Отечественной войны. Не было только табличек «Руками не трогать». Русалка дала меню. Бастет выбрала и заказала.
– Вы тут всё посмотрите, а я пойду приготовлю, – сказала русалка и удалилась.
– Никак не пойму, это противотанковая или противопехотная мина? – спросил Игорь, крутя в руках зелёную, похожую на тарелку, мину с вкрученным взрывателем, надпись на советской мине стёрлась.
– Какая разница, не трогай, положи на место, – строго сказала Бастет, шутя добавив, – под ножку стола.
Русалка принесла борщ, котлеты, компот.
– Спиртное вам не предлагаю, возможно, вы за рулём не пьёте, но если желаете, принесу.
– Спасибо, не надо, – отказался Игорь.
– Смотри, Ольгин женский монастырь напротив, через дорогу, – сказала Бастет.
Она ела и смотрела информацию на планшете. За деревьями действительно виднелся деревянный забор с церковью за ним.
– Удивительным образом святыни соседствуют со своими противоположностями. В Санкт-Петербурге Александро-Невская лавра рядом с Обводным каналом, имеющим в прошлом плохую славу. Эта слава была в конце XIX – начале XX века, когда наблюдался странный всплеск истерических заболеваний. Фрейд не случайно смог создать своё учение именно в это время. В истории человечества есть времена сказок. В смысле, психов из сказок вдруг в реальности слишком много появляется, – сказал Игорь.
Пообедав, расплатившись деньгами, а не жизнями, они отправились дальше. На стоянке машин, у истока Волги, оставили машину возле палатки с сувенирами, пошли к заветной цели. Женщина, торгующая сувенирами, с интересом рассматривала машину с золотым радиатором. Узнав, что после истока Волги они направляются в Нило-Столобенский монастырь, она достала карту из своей машины, показала, как на машине можно проехать в монастырь. Ей просто золотая «Киа Рио» понравилась, вот она и подсказала дорогу.
Отражение золотых куполов и крестов в Волге создаёт впечатление золотой Волги. Впечатление укрепилось, когда они доехали до истока Волги. Над истоком Волги часовня и арка с золотыми куполами, рядом два великолепных собора Волговерховского Ольгинского женского монастыря.
– В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича, при котором произошёл раскол церкви, у истока Волги был устроен Волговерховский мужской монастырь Преображения Господня на горе Фавор. Однако в 1724 или 1727 году монастырь сгорел и не возобновлялся вплоть до конца XIX века. В 1897-м начался сбор пожертвований на строительство новой церкви. 29 мая 1912 года произошло освящение кирпичного Спасо-Преображенского храма. Эта дата и является основанием Волговерховского женского монастыря Святой равноапостольной великой княгини Ольги. Благотворительный фонд святой Ольги собрал средства на строительство храма. Весьма символично, что монастырь у истока Волги освящён в честь святой равноапостольной княгини Ольги, бабушки святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, – сказала Бастет, заглядывая в планшет.
– Изысканная, естественная, заманчивая, смотришь на отражение золотого креста часовни в воде Волги, ещё совсем маленького ручейка, и вспоминаешь множество православных храмов по берегам Волги. Храмы с золотыми крестами и куполами не только в городах – в Ярославле, Костроме, Угличе, Твери, Кимрах, Тутаеве, Рыбинске, но и в маленьких селениях. Золотые кресты и золотые купола храмов словно маяки, указывающие путь нашей жизни, чтобы люди не терялись в болоте повседневности, видели золотой цвет Царствия Небесного.
– Оказывается, автор термина «Золотое кольцо России» – литератор Юрий Бычков, создавший в 1967 году серию одноимённых очерков для газеты «Советская культура» (по другим источникам «Советская Россия»). Серия очерков заставила по-новому людей посмотреть на привычные для нас святыни, увидеть золото, в котором мы живём. «Золотое кольцо России» прочно вошло в наше восприятие мира. Хотелось бы, чтобы «Золотая Волга» стала бы таким же интересным туристическим маршрутом. Сейчас несколько золотых колец России, в которые входят разные города, так что название надо менять, кольцо не одно, а много колец. Колец-то много, а Волга у нас одна, – пояснила Бастет, продолжая заглядывать в планшет.
Повторяющиеся впечатления приедаются, поэтому паломничество позволяет по-новому посмотреть на привычные символы православия. Оказывается, в православии есть золотые шары, можно загадать желание и прикоснуться к золотым шарам в храме Преображения Господня в Волговерховском Ольгинском женском монастыре. Золотые шары ещё не установили на купол храма под кресты. Издали на куполах эти золотые шары смотрятся красиво, воспринимаются только как декоративное украшение.
– Желанная, непредсказуемая, загадочная, дотрагиваешься до золотых шаров и думаешь: всё шаром покати, всё какое-то суетное в этом мире. Этот храм у истока Волги, так что Волга будет начинаться не только с золотых крестов, но и с золотых шаров. Сейчас купол и кресты храма стального цвета.
– Золотые шары похожи на святых в раю? – спросила Бастет.
– Чудесная, романтичная, сказочная, хороший образ, но едва ли люди готовы к такому образу. У людей в этом мире есть аура, только мало кто видит других людей как энергетическую оболочку.
От истока Волги они направились в Нило-Столобенский монастырь. Монастырь на острове, из Осташкова ходят катера, на которых паломники добираются до монастыря. Но катер причаливает не к острову, а к берегу озера Селигер, дальше паломники проходят на остров по деревянному мосту. Возможно, они бы расстроились, приплыв на катере туда, куда можно доехать на машине.
Есть монастыри на острове, такой как Свято- Преображенский Соловецкий монастырь, к нему два часа надо плыть на катере по Белому морю. Русский Пантелеимонов монастырь на полуострове Афон, но добраться можно только на пароме «Святой Пантелеимон» по Эгейскому морю, потому что взять напрокат машину в Греции и приехать по дороге хлопотно.
В Нило-Столобенском монастыре в Тверской епархии, как и везде в Тверской области, установили единую цену – сто рублей для желающих подняться на колокольню. Игорь и Бастет воспользовались этой удивительной возможностью, правда, их не предупредили, что будут звонить в колокола. Оказалось, что паломники совершенно не мешают звонарям.
– Очаровательная, шокирующая, обольстительная, это и есть образ Царства Небесного. Есть много золотых и красивых мест на свете, но мы видим мир относительно себя. Золотое место должно быть доступным для обозрения. Мало видеть красоту и золото издали, хочется к ним притронуться. Необыкновенные золотые фотографии купола храма в Нило-Столобенском монастыре на меня всегда производили впечатление, золотой купол совсем рядом, такое очень редко можно увидеть. Точка зрения, в буквальном смысле, имеет большое значение. Но впечатления от реальности взгляда на золотой купол с колокольни монастыря превзошли все мои возможности передать такое золотое чудо в словах. У меня просто нет золотых слов, а обычные слова не передают эту золотую реальность. Зеркальный объектив фотоаппарата «Никон» не смог запечатлеть всё количество золота. Зеркальные объективы специально сделаны для фотографирования с близкого расстояния. Это золотое впечатление можно сравнить только с видом с горы Моисея в Египте, со Святой Горы Афон в Греции или с Масленичной горы на Иерусалим.
– Люди используют не весь потенциал слов, они просто не осознают возможности слов раскрашивать реальность, например, в золотой цвет, – пояснила Бастет.
– Привлекательная, сказочная, таинственная, попробую изменить эту ситуацию. Можно создать новое направление в литературе – золотой импрессионизм, – сказал святой князь Игорь.
Сказано – сделано, у святых нет разрыва между словом и делом. Реализуя волю Божью, святой князь Игорь создал новое направление в литературе – золотой импрессионизм. На Проза.ру, крупнейшем в России сервере современной прозы, новое направление в литературе – золотой импрессионизм, получил свою путёвку в жизнь.
На Проза.ру святой князь Игорь провёл конкурс «Золотой импрессионизм», в котором приняло участие более тридцати авторов Проза.ру. Некоторые произведения авторов были написаны специально для этого конкурса, раньше часть авторов не задумывались всерьёз о золоте как о литературном образе. Золото в изобразительном искусстве играло важную роль всегда, начиная с древнегреческой живописи по золоту. В литературе были отдельные произведения о золоте, но направление золотого импрессионизма оформилось только сейчас. Как и всё новое, эта идея может вызвать сомнение. Однако напомню, что импрессионистов тоже сначала была лишь небольшая группа, мало кто воспринимал их всерьёз. Людям сложно менять свои стереотипы.
– Феноменальная, чарующая, чудесная, импрессионисты выделили противоположные (комплиментарные) цвета, которые усиливают друг друга. За счёт этого картины импрессионистов обладают особой выразительностью, ярче передают впечатления. Если бы импрессионисты, люди с креативным мышлением, посетили православные храмы, они бы осознали, что комплиментарными являются по отношению друг к другу золотой и все остальные цвета. Обратите на это внимание, когда будете в православном храме. Золотой цвет – цвет символа Бога, а все остальные цвета – это люди во всём их многообразии. Импрессионисты опирались на последние открытия современной им науки в оптике и теории цвета, они использовали семь цветов радуги, отказавшись от тёмных тонов; тени на их картинах также цветные.
– Людям свойственно недооценивать влияние золота, те, у кого много золота, пытаются его скрыть, те, у кого мало, пытаются принизить значение золота, говоря, что и без золота хорошо живут.
– Удивительная, упоительная, фантастическая, в культуре Древней Руси птица Сва-Слава сияет оперением подобно Солнцу. «Матерь-Сва-Слава распускает крылья, бьёт себя по бокам, и вся сияет нам огненным светом. И каждое перо её иное и прекрасное – красное, синее, голубое, жёлтое, серебряное, золотое и белое. И сияет, как Солнце-царь, и по колу идёт за Солнцем, и светится семицветьем, завещанным от славянских богов». Жар-птица из сказок – это, несомненно, отголосок образа птицы-Славы. Цвета оранжевый, зелёный и фиолетовый – составные цвета. Оранжевый цвет – это смешение красного и жёлтого, зелёный – смешение жёлтого и синего, фиолетовый – смешение красного и синего.
– Не знала, что у древних славян было такое глубокое понимание цвета. Даже современная наука далека от этого, – сказала Бастет.
– Роскошная, таинственная, увлекательная, основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник». Знаменитая фраза: «Видеть, чувствовать, выражать – в этом всё искусство» стала центральным положением для многих писателей. Воля Божья приблизить представление о Царстве Небесном к реальности золотого рая. Лозунг золотого импрессионизма: «Золотой блеск – в этом искусство». Человечество на пороге компьютерной революции, возможно, потом название этой революции будет другое, в данном случае не об этом речь. Что люди делали перед революциями? Наслаждались золотой красотой, чтобы сохранить нервы и вписаться в новые требования жизни. Вспомните, стиль барокко появился в XVI–XVII веках, для него была характерна позолота. В России очень много храмов с золотыми куполами построили в конце XIX – начале ХХ века, как раз перед революцией.