от камеры к камере

Маргарита Школьниксон-Смишко
Летом (29.07.1915) участь Розы пришлось пережить и Кларе Цеткин: она была в Штуттгарде арестована и переправлена в Карлсруэ. 30.07. на неё было заведено дело «о попытке предательства страны». Основанием для этого было её участие  26 - 28 марта 1915 г.  в интернациональном когрессе социалистических женщин, в городе Берн и распространение манифеста этого конгресса в Германии.

«31.07.1915
Дорогая Клара!
Только что я прочитала в газете о твоём аресте. Это для меня тяжёлый удар, тем более в моей полнейшей невозможности сейчас что-то предпринять. Напиши мне сразу же пару строк для успокоения. Я хочу знать, как ты себя чувствуешь, какие у тебя условия содержания, хотя бы относительно выносимые, есть ли у тебя там адвокат, который бы занялся твоим делом и тому подобное. Сегодня первый раз я потеряла покой. Дорогая, оставайся ты в хорошем духе, которого мне сейчас не хватает.
                Тысяча приветов от камеры к камере
                твоя Роза»

В середине августа, наконец, Роза получила от Клары весточки:

«                18.08.1915
Дорогая Клара обе твои открытки и письмо сегодня получила. Спасибо тебе за успокоение. Мне кажется, что ты даже обладаешь нужным юмором, а это в нашем положении больше всего необходимо и самое умное. Когда тебя выпустят? Всякой радостью нужно наслаждаться в меру, и я хочу уже скоро увидеть тебя в моём салоне...
У меня всё хорошо; лето, по всей вероятности прошло; я его и не заметила. Сейчас у нас затяжные дожди. Обычно я люблю такую погоду и хожу при ней в поле. Ты заметила, что у нас обеих отрицательное наслаждение: нет партийного съезда! Поблагодарим Маркса за  это его единственное разумное действие...
Что ты читаешь? Я недавно опять читала «Тиля Уленшпигеля». Он чудесен.
                Сердечно тебя обнимаю
                твоя Р.  «

«12.10.1915
Дорогая Клара!
Большое спасибо за частые весточки в последнее время. Они меня в некоторой степени успокоили бы, если бы я вчера от Меринга не услышала, что тебе нехорошо (это рассказал ему твой адвокат). Я могу себе представить, как тяжело действует на тебя  длительный арест и к тому же серая погода! Напиши, как с этим. От Кости мне приходят регулярно известия; похоже, у него хорошее настроение и он рад перемене*. Старец, к сожалению, был недавно тяжело болен; теперь выкарабкался, но ещё очень слаб и подавлен. Он жаловался отсутствию от тебя вестей.. Напиши ему поскорее и ободряюще. Я прочитала его первые 9 глав биографии Маркса; она грандиозно написана и станет безвременным памятником. От Карла (Либкнехта) пока  относительно успокаивающие новости, хотя он тоже в плачевном состоянии и недалёк от опасности. У тебя есть известия от Максима**? Ответь поскорее!                Обнимаю тебя
твоя Роза...»   

* Костя в июле 1915 г. закончил курсы санитаров и вернулся в свой полк в Ульм
** старший сын Клары Цеткин, он находился на фронте как врач