Литва - финансы над обрывом!

Валерий Иванов-Виленский
Политический рикошет, о возможности которого долго и упорно предупреждал Кремль – свершился! Литовская республика, как и другие члены Евросоюза, подпала под ответные санкции России, в результате которых литовские пищевые товары в течение года больше не будут поставляться на российский рынок.
Не вдаваясь в обсуждение известных санкций США и вассалов Вашингтона в других частях света по отношению к России, которая объявила о всесторонней защите русских людей на Украине, остановлюсь лишь на фактической составляющей ответного шага Москвы в отношении той русофобской политики, которую рьяно, с упорством обречённых, проводят вильнюсские политики.
По заявлению министра сельского хозяйства РФ Николая Фёдорова, страны ЕС из санкционного списка поставляли на российский рынок продовольствия на 6,5 миллиарда долларов. Из этого количества долларов, основные потери, если разложить их на страны составляющие ЕС, понесёт Литва и прежде всего её молочка.
По мнению экспертов, только по молочным продуктам убытки литовских производителей составят около 1,4 млрд. долларов, т.е. почти пятую часть от общих убытков остальных стран ЕС, которые они понесут от ответных санкций России. Для полного подсчёта убытков Литвы, сюда необходимо внести конкретные финансовые убытки от запрета ввоза продуктов мясного, овощно-плодового, зернового и рыбного производства, - традиционно поступавших на прилавки магазинов близлежащей Калининградской области, а также Москвы и Петербурга.
Экспорт продовольственных товаров и напитков из Литвы в Россию в 2013 году составил 1,8 млрд. долларов, или 28,2% от всего экспорта в РФ. Всего же доля товаров поставляемых в Россию составляла 19,1%, т.е. около пятой части в структуре литовского экспорта - отмечают аналитики. И это не единственная статья колоссальных убытков литовской экономики, поскольку отсутствие продовольственных товаров вывозимых в Россию и Белоруссию из Литвы и из других стран ЕС, резко сократит работу транспортных фирм, перевозящих их своими большегрузными рефрижераторами.
Это неизбежно приведёт к банкротству ряда предприятий связанных с логистикой. К тому же литовские производители продуктов и предприятия логистики, не работая год с российскими компаньонами на огромнейшем российском рынке, потеряют их, и быть может навсегда. А вот найти столь же ёмкий и богатый рынок для своих пищевых продуктов Литва вряд ли сможет. Да и другие, также ущемлённые производители продуктов питания в странах ЕС, естественно, не будут никак сопутствовать перенаправлению на свои рынки данных литовских товаров, а транспортировка товаров в дальние страны – дело очень дорогое и нерентабельное.
Здесь не могу не заметить, что обязательно найдутся какие-то пищевые, торговые и транспортные фирмы, которые попробуют под видом, скажем, молочных продуктов из Калининградской области, идущих транзитом через территорию Литвы и Белоруссии в Россию, перевозить литовские изделия с поддельными российскими этикетками. У нас такое умеют делать и не боятся в интернете заявлять об этом. Однако для того и существует таможня и прокуратура, чтобы пресекать подобные афёры. К тому же такие дела никак не выручат экономику Литвы в нынешнем году от резкого спада и финансового кризиса. В результате резкий рост инфляции – и это накануне перехода финансовой системы в Литве с 1-го января 2015 года на евро…
Давайте вспомним, принятый на 2014 год бюджет Литовской Республики составил 26,093 миллиардов лит, около 10, 5 млрд. долларов США. Из этих бюджетных денег 6,4 млрд. долл. США составляли поступления от продажи Литвой пищевой и иной продукции, транзитных и прочих услуг России. Процент денежных поступлений в бюджет Литвы от собственного рынка и поступления от продажи продуктов, промтоваров, транспортных и прочих услуг в ЕС и другие страны составлял меньше половины, т.е. 39 %, всего лишь чуть больше трети! Отсюда следует, что реальные потери экономики Литвы от санкций России будут весьма существенными, и компенсировать их за счёт рынков в других странах не удастся.
И в тоже время Центробанк Литвы сообщил, что в нынешнем году планирует перевести в госбюджет свою остаточную прибыль в размере всего лишь 20 миллионов лит. Смешно! Если учесть, что сам Вильнюс в начале этого года уже запланировал напечатать около 100 миллионов материально ничем не подкреплённых бумажных литов (заложенное в бюджет обесценивание литовских денег), для погашения запланированного дефицита бюджета республики, то теперь эта сумма должна быть значительно увеличена, для покрытия много миллиардного дефицита в долларах. Это означает неизбежное значительное увеличение инфляции, которое должно превысить табуированные условием вступления в ЕС 3%. Не помогут и запланированные Евросоюзом 30 млн. евро, выделяемые на развитие экономики Литовской Республики.

И как теперь будет в Литве с переходом на евро? Или политика (как искусство распределения) и идеология (как искусство аксиологизации – волевой оценки сущего) превыше всего! И тогда – «назло маме, отморозим уши».

Не помогут и призывы Вильнюса к Брюсселю о компенсации много миллиардных убытков от этих ответных санкций России, ибо таких просителей теперь очень много в странах ЕС. Руководство Евросоюза объявило о возможности компенсировать лишь 10% убытков всем странам своего экономического сообщества.
Естественно, США, находящиеся в глубоком экономическо-финансовом кризисе, никак не собираются компенсировать убытки своих европейских вассалов – нет у них таких обязанностей перед теми, которых они заставили исполнять свою политическую авантюру с санкциями по отношению к России. Здесь, правда, у прибалтийских вассалов США есть небольшое поле для манёвра, в поисках нахождения резервов для хоть какой-то компенсации своего бюджетного ущерба.
Они смогут найди несколько сотен миллионов лит, прекратив наращивание дотаций на вооружение натовских войск из своих республиканских средств. Но позволит ли это хозяин? Ведь тогда срочно надо будет и менять русофобскую риторику в местных СМИ, под которую так мило было начали выделять миллионы, в пользу натовских генералов. Посмотрим. Но закупку вооружений и выделение средств на содержание ограниченного натовского контингента в прибалтийских республиках придётся резко сокращать по объективным обстоятельствам – денег на это при сложившихся обстоятельствах в республиканских бюджетах уже не будет.
Есть ещё одно важное последствие санкций России для Литвы. Дело в том, что местные финансовые олигархи, которым конечно далеко по объёму их «денежных мешков» от - российских, накапливали свои личные богатства в основном за счёт прибыли от торговли с Россией. Именно эти, практически бесконтрольные для ЕС деньги, крутились литовскими дельцами и приносили им огромные достояния, сколоченные на спекуляциях с российскими олигархами (несмотря на всю русофобскую риторику литовских СМИ и националистических партий). Теперь, санкции России нанесут удар по росту благосостояния этих влиятельных лиц в Литве, и я не думаю, чтобы они спокойно перенесли этот удар поддых. Будем следить за реакцией этих по-литовски упрямых в стяжании, но патриотически беспринципных местных финансовых воротил. Эта реакция может оказаться любопытной!
Но самое плохое время наступает для простых тружеников и граждан Литвы. Не думаю, чтобы в Литве резко снизились цены на продукты питания, от переизбытка их на товарных прилавках. (К тому же и урожай яблок и других сельхозпродуктов нынче очень хороший). Не получат компенсации и пенсионеры, у которых несколько лет назад отняли часть их пенсионных денег. Трудно будет представить себе в сложившихся условиях и обещанный рост минимальной заработной платы рабочим. Трудные времена ожидают этих людей. Кстати, вдруг умолкли литовские СМИ о существенном поднятии жалования государственным служащим, которое намечалось на осень. И лишь только президент Литовской Республики Даля Грибаускайте держит очень симпатичную милую улыбку на своём лице, утверждая о том, что экономике Литвы санкции России практически не нанесут никакого ущерба. Какая хорошая мина, при плохой игре!

P.S. Литва, самая выдающаяся в русофобской истерии в Европе и платит больше всех за газ, о чём свидетельствует данная карта, которую нашёл в «Твиттере» у министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского (см. выше).