Древнерусские Софии - Премудрости Божьи 27 глава

Игорь Леванов
Глава 27
ДРЕВНЕРУССКИЕ СОФИИ – ПРЕМУДРОСТИ БОЖЬИ
– Зажигательная, возбуждающая, обаятельная, древнерусские храмы Софии Премудрости Божией: Софийский собор в Великом Новгороде, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Полоцке. Если верить энциклопедии, в реальности есть и другие, более поздние храмы Софии Премудрости Божией.
– Софийский собор в Вашингтоне, Софийский собор в Лос-Анджелесе, Софийский собор в столице Болгарии Софии, – продолжила Бастет.
Логичнее было бы сначала поехать в Софийский собор в Киеве, затем в Софийский собор в Полоцке. Но ехать на машине из Великого Новгорода удобнее сначала в Белоруссию, а потом на Украину. Отправились в путь.
Приехали в Полоцк и дар речи потеряли. Вместо привычного православного Софийского собора они увидели католической костёл, выкрашенный в белый цвет.
– «Софийский собор – кафедральный собор города Полоцка. Первоначально построен между 1030–1060 годами. Разрушен в 1710 году и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко», – прочитала Бастет в планшете, когда шок от увиденного прошёл. Они остановились возле Софийского собора. Заплатили несколько тысяч белорусских рублей за билет в музей. В этом костёле нет ничего православного, к тому же это музей и концертный зал с органом. В подвале костёла есть фрагменты фундамента первоначальной православной святой Софии, но и этого оказалось достаточно, чтобы найти компромиссное решение.
В музее-костёле их удивило то, что с одной стороны алтарь, а с другой стороны орган, между ними скамейки.
– В Русской Православной Церкви скамеек нет, но в Греческой православной церкви есть прекрасны кресла для верующих. Дело не в скамейках. Как можно сидеть спиной к алтарю? – спросил у смотрительницы музея Игорь.
– В соборе Софии Премудрости Божией нашлось оригинальное решение. Спинки скамеек передвигаются, так что люди могут выбрать для себя сами, куда смотреть во время концерта, – ответила смотрительница музея.
– Не знаю, как в католической церкви, но в православной церкви нельзя поворачиваться спиной к открытым Царским вратам. Если надо выйти из храма, нужно это сделать, двигаясь назад спиной. Как-то нескладно написано про то, что надо идти задом, но, надеюсь, вы меня поняли, – сказал Игорь.
– Собор Софии Премудрости Божьей это не просто здание, оно должно себя в чём-то проявлять. Вся проблема не в том, что человек не может что-то гениальное создать, а в том, что у него в мозгу есть внутренний тормоз. Собор Святой Софии, как таинственный код, открывает способности человека к гениальности, – сказала Бастет (ей тысячелетний опыт это подсказал).
– Женственная, бесподобная, лучезарная, неожиданным для меня оказались в Полоцке памятники Франциску Скорине. Я когда-то слышал это имя, но на этом мои познания закончились. В Полоцке, в музее книгопечатания, узнал, что Франциск Скорина издавал книги на кириллице, но в России всегда говорили, что первым издателем был Фёдоров. На самом деле оказалось, что за пятьдесят лет до того, как Иван Грозный приказал издавать книги в Москве, Франциск Скорина издавал книги на кириллице. В те времена в Европе были десятки типографий, но они использовали латиницу, а нам, как известно, нужна кириллица. Первую типографию, использующую кириллицу, создал этот святой. Свои изданные в Европе Библии Франциск Скорина привёз в Москву, но эти Библии в Москве демонстративно сожгли. В Библии были картинки, но главное было в том, что переписывание книг было хорошим бизнесом, вот и не приняли изданные Библии. Франциска Скорину казнили бы, но он прибыл в Москву в качестве купца, пользовался неприкосновенностью, – рассказал Игорь.
– Вот видишь, собор Святой Софии Премудрости Божьей сыграл свою роль, но современники этого не оценили, – пояснила Бастет.
Из Полоцка отправились в Киев. Кресла в машине, покрытые золотым шёлком, сверкали золотом, когда в машину попадали солнечные лучи.
– Золотой шёлк на креслах придаёт ощущение полёта, полёта над суетой и серостью. Указатель говорит, что впереди поворот на Витебск. Над этим городом летала фантазия Шагала, вместе с его возлюбленной. Картина словно говорит: «Всё гениальное просто» – взял возлюбленную и полетел. Город запоминается благодаря этой гениальной картине, – сказала Бастет.
– Сказочная, чарующая, самая-самая... давай заедем в Витебск. Когда в Советском Союзе решали, где разместить воздушно-десантные дивизии, всего их было меньше десяти, а страна самая большая в мире, кто-то вспомнил о картине Шагала. Одну из дивизий ВДВ разместили в Витебске.
Наступал вечер. Они остановились в гостинице. В номере свалились на кровать.
– Озорная, романтичная, чувственная, давай лететь, как на картинах Шагала, – предложил Игорь.
– Для этого надо снять часть одежды, чтобы дать возможность расправить крылья, – сказала Бастет.
Они так и сделали. Далее Бастет провела рукой по спине Игоря, и он почувствовал свои огромные крылья. Гораздо бо;льшие, чем у ангелов. Он расправил крылья, номер гостиницы оказался маловат для таких крыльев. Полупрозрачные золотые крылья выглядели бесподобно.
– Люди не с этой планеты, они с Фаэтона, развалившегося на куски, и с Марса, рассчитанные на давление в семь десятых атмосфер. Поэтому ломаются, падая на ровном месте, испытывают проблемы с позвоночником, не умеют плавать инстинктивно, как животные, на планете, где воды больше, чем суши. У ангелов крылья меньше, чем надо, чтобы летать. На земле жили птеродактили, которые весили около ста килограммов. С размахом крыльев в несколько метров они свободно летали через Атлантический океан. Я сделала крылья золотого цвета, как ты любишь, – сказала Бастет, снимая часть одежды.
У неё появились огромные крылья, только зеркального цвета. Они сложили крылья, чтобы пройти в балконную дверь гостиничного номера, взмахнули крыльями и полетели. Людям с земли они казались парой аистов. Впрочем, замученные повседневностью они не смотрели вверх.
Американские учёные выяснили, что люди, смотрящие выше линии горизонта, более романтичны. У римских легионов были золотые орлы на древках. Золотые орлы возвышались над воинами, это были символы их доблести. Настроение воинам поднимали. Сейчас в России, в городах воинской славы, сделали высокие монументы с гербом России – золотым двуглавым орлом. Но Игорь и Бастет летели над белорусским городом Витебском, здесь не было золотых двуглавых орлов. Полетав некоторое время, они вернулись в номер гостиницы через балкон, как и улетали. Сменили полёты на занятие любовью.
На следующий день Игорь и Бастет лежали в постели, с улицы доносились возгласы: «Слава ВДВ». Игорь лежал с открытыми глазами, старясь не шевелиться, чтобы не разбудить свою богиню. Она, не открывая глаз, чувствовала по дыханию Игоря, что он уже проснулся. Богиня поцеловала его в щёку.
– Солнышко, завтракать будешь? – спросила Бастет.
– Обожаемая, изумительная, наипрекраснейшая, майор-гипнотизёр говорит людям: «Иисус Христос дал две заповеди. Десять заповедей были за несколько тысяч лет до Него. «Возлюби Бога», это само собой разумеется. А «Возлюби ближнего как самого себя» означает, что на втором месте после Бога должен быть сам человек». Выражение: «Солнышко, завтракать будешь?» – это и есть любовь к себе.
– У него талант людям истины раскрывать. Я, богиня солнца, не догадалась так у себя с утра спрашивать, с сегодняшнего дня начну. Я сама себя спрашиваю: я или он символ солнца?
Колокольный звон развеял утреннюю негу, растянувшуюся до обеда. В номере гостиницы было два стула, шкаф с вешалками, но вся их одежда была на одном стуле. Бастет встала, её совершенное тело без одежды было божественным. Кстати, в музее Ростова Великого есть лаковые миниатюры, на которых Иисус с прекрасными мускулами, как у Аполлона, вернее сказать, Аполлон как Иисус. Просто эти лаковые миниатюры не монахи сделали.
Она разгребла одежду, достала из пиджака Игоря планшет. Взглянула на монитор, женское любопытство непреодолимо. Майор-гипнотизёр отмечал день ВДВ, когда-то он начинал служить в ВДВ. В тельняшке и голубом берете сидел на рулём бронированного автомобиля «Тигр», стоявшего возле Центрального парка культуры и отдыха в Москве. Тельняшка была мокрая после купания в фонтане, глаза блестящие от спиртного, пил за ВДВ.
– Надо майора-гипнотизёра срочно вытащить, через несколько минут этот «Тигр» попадёт в ДТП, – сказал святой Игорь.
– Сейчас достану его из «Тигра».
– Но ты же без одежды, – сказал удивлённый Игорь.
– Без одежды это чепуха, но вот без макияжа неприлично появляться перед настоящими мужчинами, – кокетливо заметила Бастет.
Игорь быстро встал и оделся. Через минуту в толпе десантников появился мужчина с седой бородой. Майор-гипнотизёр увидел святого князя Игоря. Святой жестом позвал его к себе, когда он вылез из «Тигра». Святой князь Игорь показал на противоположную сторону улицы, на храм. Майор-гипнотизёр увидел храм, последовал в храм. Святой растворился так же таинственно, как и появился. Два выпивших десантника устроили тест-драйв «Тигру». Тест-драйв (англ. test drive – «пробная поездка») – поездка на автомобиле для оценки его ходовых качеств и общих потребительских свойств. «Тигр» стукнул три автомобиля, в том числе иномарку. «Тигр» не пострадал, успешно прошёл тест-драйв. Сотрудники ГИБДД остановили «Тигра», выяснили, что его угнали. Хозяин «Тигра» за границей. Но судя по тому, что в следующем году этот «Тигр» снова появился на празднике дня ВДВ, хозяина убедили, что жаловаться на угон нехорошо, тем более что «Тигр» не пострадал. Святой князь Игорь на обратном пути из Москвы в Белоруссию заглянул в магазин, купил продукты к завтраку. Богиня так и не оделась, только макияж навела, брови покрасила своими любимыми голубыми тенями. После завтрака в постели оделись и поехали в Киев.
В Киеве первое, что увидели, огромный памятник: женщина с мечом, она им в сторону Москвы машет. Странный памятник Великой Отечественной войне. Может быть, они его в последнее время развернули?
В храме Святой Софии Премудрости Божией их внимание привлекла икона с надписями, на репродукциях этой иконы надписи прочитать сложно.
– Бесподобная, безупречная, блестящая, такая икона висит в моей комнате, и надпись есть жёлтого цвета на коричневом, белом, голубом. Надпись есть, как положено, но в «Софрино», издавая икону, постарались сделать всё, чтобы надпись была бы незаметной. Это не может быть случайностью.
– Что-то им не понравилось, вот они и сделали надпись незаметной. Икона называется ««Премудрость создала себе дом», «София Премудрость Божия» (Киевская) – один из русских иконописных образов Богородицы. Празднование в честь иконы – 8 сентября по юлианскому календарю, в день Рождества Богородицы». Замечательно, что Википедия считает Киев русским. Но в Киеве так не думают, сама видела, – пояснила Бастет.
– Божественная, великолепная, воздушная, у иконы София Премудрость Божия (Киевская) есть русский вариант – икона «Прибавление ума» («Подательница ума»). Они похожи, только на русской иконе ангелы раздают всё нуждающимся, а на украинской иконе ангелы что-то дают ветхозаветным пророкам. «По преданию, икона была написана в XVII веке после видения иконописцем, страдавшим беспамятством и приступами безумия, Божией Матери и по Её указанию, – и автор исцелился. Оригинал хранился в Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска. Прототипом этой иконы является статуя Богоматери из итальянского города Лорето. Статуи оборачивали красивой материей. Эта связь установлена Андреем Александровичем Титовым в начале XX века». Так написано в Википедии.
– Давай поедем в Рыбинск, сами всё посмотрим. По большому счёту между Софией Премудростью Божьею и «Прибавлением ума» не такая уж большая разница, – сказала Бастет.
– Очаровательная, обворожительная, неотразимая, раз икона София Премудрость Божия киевская, а не Русской Православной Церкви, значит её можно критиковать. Второе название иконы «Семиступная». Апостол Павел сказал: «Бог есть любовь», так что на слово «любовь» нельзя наступать. «Любовь» не может стоять в одном ряду со словами: «вера», «надежда», «чистота», «смирение», «благодать», «слава». Любви достаточно самой по себе, всё остальное части любви. Обычно, когда нет любви, её пытаются чем-нибудь заменить. Слова «смирение» и «слава» противоположные. Благодать – это любовь Бога к нам, – стал рассуждать святой князь Игорь.
Игорь был изумлён красотой иконы Оранта (от лат. orans – «молящийся») – один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI век) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры пять метров сорок пять сантиметров). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению, – Нерушимая стена. Это самое большое мозаичное изображение, сохранившееся с византийских времён.
Игорь достал из сумки фотоаппарат и стал фотографировать.
– Фотографировать нельзя, – сказала подбежавшая сотрудница музея.
– Гутарьте на украинской мове, – ответил им Игорь. – Шикарная, фантастическая, божественная, безобразие, совсем украинский язык забыли, – сказал Игорь, обращаясь к Бастет.
Он убрал фотоаппарат. Собственно, почему нельзя фотографировать? Такие же золотые мозаики в Айя-Софии в Стамбуле разрешают фотографировать, только когда видят вспышки, турецкие полицейские говорят, что фотографировать надо без вспышки.
– Заманчивая, лучезарная, ненаглядная, удивительная мозаика Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора, XI век. В смальте какая-то необъяснимая тайна. Приеду в Дмитров, всё в квартире покрою золотой мозаикой. У меня будет возможность фотографировать, когда вздумается, – сказал Игорь Бастет, когда они вышли из Софийского собора.
Из Софийского собора направились в Михайловский Златоверхий монастырь, сверкающий золотыми куполами.
– Обворожительная, обаятельная, обольстительная, Михайловский Златоверхий монастырь один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в тридцатые годы и заново построенный в середине девяностых годов соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713) и колокольню (1716–1719). Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция. Возведённый в 1108–1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу – небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей, – сказал святой князь Игорь.
– Золотые купола – отличительная черта Русской Православной Церкви. В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол. Удивительным образом золотые купола к мужчинам притянули женский монастырь, – сказала Бастет.
Видя последствия беспорядков на Майдане, митингующие бросали в полицейских бутылки с горючей смесью. Святой князь Игорь стал печальным, Бастет искала предлоги, чтобы поскорее увести Игоря из Киева. Игорь Ольгович (в крещении Георгий, в иночестве Гавриил, в схиме Игнатий) – сын Олега Святославича, князя черниговского, погиб 19 сентября 1147 года. Святой Русской Православной Церкви. Память – 5 июня (перенесение мощей) и 19 сентября по юлианскому календарю. Великий князь Киевский и Черниговский (1146).
1 августа 1146 года умер князь Всеволод, брат Игоря. Неприязнь к Всеволоду, по всей видимости, послужила поводом для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам. Игорь, по завещанию покойного брата, вступил на великокняжеский престол; ему присягнули жители Киева. Киевляне тайно предложили престол Переяславскому князю Изяславу Мстиславичу. Под Киевом, у Надова озера, произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева, прежде чем был взят в плен 13 августа 1146 года; был привезён в Киев и посажен в поруб (холодный бревенчатый сруб без окон и дверей). Его княжение продолжалось две недели. В порубе князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и, согласно его воле, постричь в схиму. Князь Игорь выздоровел, оставшись иноком монастыря.
В 1147 году киевское вече решило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, особенно брат великого князя Владимир Мстиславич, старались остановить бессмысленное кровопролитие. Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери («Игоревский образ»; празднование – 5 июня) Игоря и повлекли его на расправу, убили, а труп, привязав к ноге верёвку, выволокли и бросили на торговой площади. Даже мёртвое тело князя подвергли избиению и поруганию. На другое утро князь был погребён в монастыре Святого Симеона, на окраине Киева. В 1150 году князь Новгород-Северский Святослав Ольгович перенёс мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасо- Преображенском соборе. Через три года после убийства князя Игоря его стали почитать как святого, по его молитве Господь творит чудеса. Именем святого Игоря был назван его родной племянник – князь новгород-северский и черниговский Игорь Святославич, будущий герой памятника литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве», который, как и его святой дядя, был похоронен в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова. Таким образом, святой князь Игорь стал самым известным литературным героем периода древней Руси. Племянник отомстил киевлянам за убийство своего дяди, святого князя Игоря: вместе со святым Андреем Боголюбским они разгромили Киев. 12 марта 1169 года Киев был взят копьём (приступом). Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли «мати руских городов». Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь. Митрополия – Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. Святыни православия перевезли во Владимир. Русь стала Владимиро-Суздальской.
– В Киеве ничего не изменилось за тысячу лет, – печально сказал Игорь.
– Одной «оранжевой революции» уже удавалось свергнуть законно избранного президента, теперь эти беспорядки с непонятными требованиями митингующих, – сказала Бастет.
Они хотели посмотреть Десятинную церковь.
– Ошеломляющая, привлекательная, роскошная, церкви всегда платили десятину. Почему именно десять процентов? Бог создал мир за семь дней, и один из дней должен быть посвящён Богу. Делим всё на семь, одна седьмая должна быть отдана церкви – четырнадцать процентов с копейками. Копейки, наверно, можно оставить себе на чай или свечки в храме купить. Кто-то неправильно процент посчитал?
– В Америке многие звёзды шоу-бизнеса не могут позволить себе такую роскошь, как венчание. Один из венчающихся должен заплатить десять процентов со своего годового дохода в церковь, рядом с которой живёт. Поэтому когда вы видите руководителя со свечой в храме на праздничной службе, это значит, что он заплатил церкви десять процентов со своих годовых доходов. Конечно, он заплатил гораздо больше, и не своих денег. Не будет же он Бога обманывать! Каббала в иудаизме объясняет, почему нужно платить десятину. Но наша религия называется христианство, а не иудаизм, – ответила Бастет.
Они покинули Киев. Игорь и Бастет проехали российско-украинскую границу, машина мчалась по трассе Киев – Москва; колокольный звон сообщил святому князю Игорю, что майор-гипнотизёр попал в сложное положение. Святой чувствовал, что время ещё терпит. Доехали для ближайшей автозаправки, остановились на стоянке. Игорь взял планшет, задумался, глядя на планшет.
– Что случилось, может быть, я могу чем-то помочь? – спросила богиня.
– Нужно, чтобы священник нарушил требования церкви.
– Свобода воли, она и есть свобода воли, но мы знаем, что абсолютной свободы не бывает, можно повлиять на выбор человека, – сказала богиня. Это задело её самолюбие, она не привыкла отступать от трудностей.
– Дети для того, чтобы в старости скучно не было. Писателю Игорю нужно, чтобы дочь обвенчалась со своим молодым человеком до того, как расписались в загсе. Требование церкви: показываешь свидетельство о браке, в книге записей венчаний делают запись, только после этого венчают.
– Необычная ситуация, – согласилась Бастет. – Всё равно надо помочь.
– Самое интересно, что в этой тупиковой ситуации никто не виноват. Дочь хотела, чтобы венчание было именно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Всё спланировала и подготовила: загс, два часа на прогулку по городу, венчание, затем праздник в кафе и свадебное путешествие на Кипр на следующий день. Но жених опоздал на три часа, он не виноват, его начальник дал микроавтобус на свадьбу, от которого он не мог отказаться. Микроавтобус сначала опоздал, потом попал в пробку.
– Все правы, в итоге нужно, чтобы священник нарушил требования церкви. Нужно на священника надавить, – предложила богиня. Она хоть и стала православная, но тысячелетняя прошлая жизнь давала себя знать.
– Небесный покровитель должен помогать, но главное, чтобы человек чувствовал, что в трудную минуту ему помогут. Посмотрим, как майор-гипнотизёр сам договорится со священником, если потребуется, вмешаемся. Как вмешаемся, посмотрим по ситуации, – сказал Игорь, успокаивая слишком эмоциональную богиню.
Майор-гипнотизёр сначала договорился с работниками загса, они согласились подождать, заключить брак, когда подъедут. Священник ответил, что он не может перенести венчание, у него служебная командировка, которую он не может отложить. Майор-гипнотизёр договорился, что священник обвенчает до заключения брака. Опоздавшая свадебная процессия подкатила к церкви. Священник совершил таинство венчания. После венчания поехали в загс, с согласия работников загса вклинились между другими заключающими брак. Майор-гипнотизёр отнёс свидетельство о браке в церковь, в книге записей венчаний женщина вписала номер свидетельство о браке. Священника уже не было, он уехал.
Святой князь Игорь и Бастет так увлеклись этой мелодрамой, что не заметили, как прошло несколько часов. Всё это время машина стояла на стоянке автозаправки. Убедившись, что всё хорошо, они поехали дальше.