От Сочи до Анапы райская земля 25 глава

Игорь Леванов
Глава 25
ОТ СОЧИ ДО АНАПЫ РАЙСКАЯ ЗЕМЛЯ
«От Сухума и до Сочи райская земля» – слова из песни. По этой райской земле прокатилась война, следы войны встречаются повсюду. Только Чёрное море и ласковое солнце остались прежними, их война не коснулась. Песня написана давно, судя по тому, что название города заменили с Сухуми на Сухум. Это особенности языка грузинского и абхазского. Когда-то это были правильные ассоциации, Симоно-Кананитский Новоафонский мужской монастырь, как и все монастыри, – символ райской жизни, сверкает своими райскими золотыми куполами. Когда-то Россия здесь построила этот монастырь, а сейчас всё наше черноморское побережье осталось без монастыря. Но это не мешает государству хоть немного денег вложить в культуру, в создание и раскрутку песни «От Сочи до Анапы райская земля». Для тех, кто нечасто бывает на Чёрном море, напомню: это города Сочи, Адлер, Лазоревское (всего сто сорок километров побережья), Туапсе, Новороссийск, Геленджик, Анапа. Подумаешь, нет песни, и так сойдёт. Сойти-то сойдёт, до тех пор пока нет проблем. Песня о райской земле подобна жидкости для отмывания стёкол автомобиля: пока нет снега, пыли и грязи, и так видно, но как только они появляются, без жидкости «светлого будущего» не видно. Когда не видно, нельзя управлять автомобилем.
Золотую «Киа Рио» оставили в начале подъёма в монастырь. Паломники и туристы брали камушки и поднимались по крутой дороге, ведущей от моря к монастырю. Во время строительства было недостаточно камней, так появилась традиция относить камни к Симоно-Кананитскому Новоафонскому монастырю. Гиды объясняли туристам: «Камни – это символический груз души, который люди оставляют в монастыре и назад возвращаться налегке. Вы сами в этом убедитесь».
Вокруг монастыря великолепный сад, посаженный монахами. Но в самом монастыре всё как в иудейской пустыне – только солнце и монастырь. Отдохнув в тени монастыря от трудного подъёма, успокоив сердца и дыхание, они вошли с благоговением в храм. Внутри, сразу при входе, их встретила великолепная фреска «Бегство в Египет».
– Единственная, желанная, интригующая, эта фреска привлекает внимание каким-то неясным скрытым смыслом. Смотри, Бастет, как они стремились к тебе, – поделился Игорь своим впечатлением.
– Место недалеко от Нового Афона абхазы с давних пор называли Мысра. Мысра по-абхазски означает Египет, – пояснила пожилая женщина, стоявшая рядом.
– «Мыс» – он и есть мыс, в русском языке такое слово есть, «Ра» – это египетский Бог солнца. Название Египта в абхазском языке более поэтично, чем у самих египтян, – удивилась Бастет.
– Восхитительная, грациозная, драгоценная, русские монахи действительно бежали со Святой Горы Афон в Греции. Симоно-Кананитский Новоафонский монастырь Абхазской православной церкви расположен у подножия Афонской горы в Абхазии. Гору назвали по имени монастыря.
– Основан в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители святого Пантелеимона, но во время войны монастырь не строили. Перед Русско- турецкой войной 1877–1878 годов по решению русского царя пятьсот монахов со Святой Горы Афон из Греции, как пишут в исторических источниках, нашли место, похожее на греческий Афон в Абхазии и основали монастырь. Как мы видим, никто ничего не искал, взяли в Мысра (Египте) создали монастырь. Получилось как в Евангелие, бегство в Египет. Так написано в интернете, – прокомментировала Бастет.
– Изумительная, возбуждённая, волнительная, возможно, это часть секретного плана. Можно предположить, если бы во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов захватили западную часть Константинополя, то эти пятьсот монахов переселились бы в храм Святой Софии в Константинополе. А деньги, которые потом потратили на Новоафонский монастырь в Абхазии, пошли бы на восстановление храма Святой Софии, – сделал вывод князь Игорь.
– Очень интересная версия. Без этой версии теряется логика; получается, что просто страны перепутали. Хотели сделать в Константинополе, а сделали в Абхазии. Сейчас в этом самом крупном монастыре на Черноморском побережье несколько монахов. Монастырь в чужой стране, что не помешало Лужкову покрыть все купола монастыря золотом, а в нашем Соловецком монастыре золотых куполов нет, – сказала Бастет.
– Изумительная, чарующая, великолепная, храм покрыли не золотом, а нитридом титана, но это наша с тобой тайна. Лужков предчувствовал, что остаток жизни проведёт не на Соловецкий островах, а где-то в тёплых странах. Надо признаться, золотые купола на фоне голубого Чёрного моря смотрятся бесподобно.
Спускаться к морю действительно было легче без камней в руках и тяжести на душе.
В Новом Афоне уникальное сочетание веры: золотых куполов Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря, природы – солнца, тёплого Чёрного моря. Словно большая иллюстрация к учению, признанному православием в XIV веке, – исихазму. Исихазм – созерцание Господа, позволяет более смело смотреть на жизнь. Формулировать новые идеи для созерцания. Верующий человек становится более смелым под защитой золотых куполов монастыря:
1. Взгляд с моря на золотые купола монастыря потрясает до глубины души. Плавая в море, не имея твёрдой почвы под ногами, начинаешь осознавать, насколько важна для души человека твёрдая основа – вера православная.
2. Взгляд из монастыря на море позволяет почувствовать, насколько человек слаб и беззащитен перед стихией природы и стихией людских страстей. Вера православная словно скала защищает и даёт уверенность человеку.
3. Плавая в море, начинаешь чувствовать, как золотой нательный крестик сам тянется к золотым куполам монастыря. Море даёт бо;льшую свободу для движения тела, чем земля.
4. Плавая в море и созерцая золотые купола монастыря, начинаешь осознавать, насколько глубоко ты погружаешься в море и насколько глубоко ты погружаешься в веру православную.
5. Плавая в море, начинаешь осознавать насколько важно, чтобы маяком твоей жизни были золотые купола храма, а не другие огоньки из суеты жизни.
6. От золотых куполов монастыря на поверхности моря блеск золота словно от лунной или солнечной дорожки. К сожалению, мне не удалось это сфотографировать. Это отражение до глубины души проникает в человека, нет даже слов, чтобы выразить свои переживания.
7. Солнце так же согревает и покрывает тело загаром, как православная вера согревает и очищает душу. Эта начинаешь осознавать, загорая на пляже и наблюдая за золотыми куполами монастыря. Это становится личным переживанием, а не чужим книжным знанием.
8. Созерцаешь солнце как образ энергии Господа и чувствуешь, как в организме появляется всё больше эндорфина – гормона счастья, гормона радости. Так же как и остальных загорающих на пляже.
Они вернулись в отель на берегу Чёрного моря. Когда-то здесь останавливался Антон Чехов. Такой же вид на чудесное море из окна рождал у замечательного писателя великие произведения.
– Иверская, или Анакопийская гора, – гора в Новом Афоне. На вершине горы находятся развалины Анакопийской крепости, остатки Анакопии VI века, столицы Абхазского царства. Крепость стояла на самой вершине горы. Ранее здесь, окружённые мощной крепостной стеной, находились две башни, осадный колодец и храм, построенный, вероятно, в VI–VII веках. Храм издавна знаменит тем, что в нём на протяжении многих веков, начиная с VII века, хранился нерукотворный образ Пресвятой Богородицы, неизвестно, как и когда попавший на вершину горы. Средневековые рукописи рассказывают о множестве чудес и исцелений, связанных с этим образом, – прочитала Бастет, глядя в планшет.
– Что было дальше?
– Новоафонскими иноками в 1913 году была построена ныне разрушенная часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В этой часовне и хранилась икона, переданная из Свято-Пантелеимонова монастыря (Старый Афон, Греция). В честь иконы гора названа Иверской, – продолжила чтение Бастет.
– Женственная, лучезарная, ненаглядная, рядом с монастырём похоронен апостол Симон Кананит. На месте его захоронения после казни стоит храм. Первое чудо, показанное Иисусом Христом, превращение воды в вино на свадьбе в Канах. Под солнцем растёт виноград, превращающийся потом в вино, бесконечное продолжение чуда Господа. Всё это благодаря солнцу. Храм с золотыми куполами, конечно, не движется, он направлен на восток. Вращается отражение солнца в золотых куполах. Это создаёт впечатление, что храм вращается вокруг солнца. Прелестная, обаятельная, феерическая, смотри, что я нашёл в интернете. Свечи перед иконами зажигают по семи причинам:
1. Вера наша есть свет. Бог есть свет.
2. Святые – это олицетворение света.
3. Свет – это укор нам за наши тёмные дела и мысли.
4. Олицетворение света Евангелия (Новый завет на церковно-славянском языке).
5. Свет устрашает силы зла, которые мешают людям жить.
6. Свет сжигает наши страдания.
7. Наше сердце подобно свече, не может зажечься само по себе, нужен источник света, – прочитал Игорь в своём золотом ноутбуке.
– Игорёк, здесь, на вершине Иверской горы, можно сравнить горящую свечу с солнцем. Возникает непередаваемое впечатление.
– Соблазнительная, утончённая, жизнерадостная, в Новом Афоне, загорая на пляже и рассматривая золотые купола Симоно-Кананитского монастыря, по-другому начинаешь осознавать заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Раздетые, чистые от повседневных одежд, загорающие на пляже, могут почувствовать ласковые солнечные лучи, словно воплощение любви Господа. Внешнее выражение исихазма – это священное безмолвие. Но не все на пляже безмолвствуют, наслаждаясь солнцем, многие пьют пиво, читают книги, разговаривают, упуская возможность безмолвно насладиться любовью Господа. Господь воплотил свою любовь в солнце, пляже, тёплом море. Об отвлекающих вещах церковь напоминает верующим, когда они посещают храмы, но очень часто эти напоминания тщетны.
– Интересное наблюдение, – осветила богиня.
– Манящая, бесподобная, непосредственная. «Будьте как дети и войдёте в Царствие Небесное» – говорит Священное писание. Дети играют на пляже, находят камни с дырками, смотрят на солнце и загадывают желания. Эта примета есть у многих народов, живущих на берегах морей, называется она куриный бог, не знаю, почему такое название. Дети находят на пляже блестящие камушки и рассматривают, насколько они прекрасны в солнечных лучах.
– Это делают не только дети, большинство женщин используют украшения, рассчитывая на то, что это привлечёт в их жизнь любимых мужчин, – ответила Бастет.
Под ногами плескалось Чёрное море, ласковое солнце всё раскрасило в светлые тона золотого рая. Солнце, как Божественная Премудрость, всех уравнивала, как сказано в Евангелие: «Солнце светит праведным и неправедным». Божественная премудрость словно летала в воздухе на берегу моря, возле золотых куполов черноморского монастыря.
По дороге из Абхазии Игорь и Бастет в Москве заехали в музей-заповедник «Коломенское».
– Эта резиденция царей поражает своей необычностью. Удивительным образом первая шатровая церковь на Руси сохранилась, она называется шатровой, в наше время её лучше бы было назвать ракетной. Она похожа на огромную ракету, устремлённую в облака, – восхищаясь красотой, говорила Бастет.
– Заманчивая, искромётная, волнительная, вот именно в облака, в Царство Небесное, а не на другую страну. В нашей стране множество храмов было построено в этом стиле, особенно деревянных, но патриарх Никон приказал снести шатровые церкви, построить те, которые мы видим сейчас. За два года всё сломали, потом Никона лишили сана, сослали в монастырь, где он умер через четырнадцать лет. Но никто не сказал, что его приказ был ошибкой и шатровые церкви можно строить.
Один из пределов храма Вознесения Господня. Они прошли внутрь. Это был самый нижний предел. От необычности храма они переглянулись. Внутри были белые стены и ничего. В центре, где должен быть алтарь, ниша из красного кирпича и одна икона под бронированным стеклом. Они прочитали на стенде: «Державная икона Божией Матери – почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского. Крестьянка слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть белую церковь с повторяющимся требованием найти чёрную икону и сделать её красной. Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы – царские регалии, скипетр и держава. В тот же день, 2 марта 1917 года (15 марта по новому стилю), императора России Николая II вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (расстрелян большевиками в Перми в июне 1918 года).
Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон».
– Изысканная, таинственная, мечтательная, кроме Михаила Александровича были и другие Романовы. Князь Игорь Константинович Романов – русский князь императорской крови, сын великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы, правнук императора Николая I. Он вернулся с фронта, вполне мог бы стать императором. Всё бы снова началось с князя Игоря, как это было в Киевской Руси. Его расстреляли большевики в 1918 году на Урале, потому что считали, что он может захватить власть. Сейчас его могила в Китае, над ней автостоянка.
Они подошли к Державной иконе Богородицы, насколько это возможно.
– Именно в этом храме Вознесения Господня, похожем на ракету, икона воспринимается как зажигание; сейчас Богородица соединит скипетр и державу, возникнет искра, и храм полетит как ракета. Всё убранство этого предела в храме напоминает камин или сопло ракеты, где бушует огонь, – поделилась своими впечатлениями Бастет.
– Стильная, симпатичная, интригующая, о Казанской церкви в Дивеево Серафим Саровский сказал, что она поднимется на Небеса со всеми, кто будет находиться в храме. Он говорил это монахине, она не запомнила название ещё двух храмов. Возможно, святой Серафим Саровский говорил именно об этом храме.
Игорь и Бастет вышли из храма. Несколько раз обошли его вокруг. Храм окружён галереями – гульбищами.
– Эти гульбища вокруг храма словно напоминают слова Господа: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах». Раньше с этого гульбища открывался вид на бескрайную Россию, теперь на бескрайнюю многоэтажную Москву, – поделилась впечатлением Бастет.
– Грациозная, весёлая, энергичная, удивительно, но икону обрели именно в храме Вознесения Господня, который построили в честь рождения Ивана Грозного. Этот храм своей необычностью напоминает о необычном следе в истории, оставленном царём всея Руси Иваном Грозным, – сказал Игорь, когда они отошли от храма и всё величие храма стало видно во всей его красоте.
– Действительно, необычное совпадение.
– Обалденная, обольстительная, кокетливая, Советский Союз первый отправил человека в космос, обогнал Америку на две недели, потому что советские учёные догадались расположить дополнительные ступени по бокам ракеты, как это обычно сделано в православных храмах, большой купол и четыре купола по сторонам. Нет смысла доказывать, что именно купола храмов подсказали идею. Архитектура воздействует на людей на уровне подсознания. Конструкторы во времена атеизма никогда бы об этом не сказали.
Из храма Вознесения Господня пошли в расположенную рядом церковь Георгия Победоносца, сейчас в церкви музей. Золотой иконостас, аналой для икон. Возможно, по православным праздникам в этом храме проводятся богослужения. Всё как в обычной церкви, только местами пол стеклянный. Под полом кирпичная кладка.
– Это полы с обогревом сделаны в девятнадцатом веке, – пояснила смотрительница музея.
– В телевизионной передаче сказали, что единственные полы с подогревом в храме Святого князя Игоря в Переделкино, – удивился Игорь.
– На стекло можно наступать, – сказала смотрительница музея.
Необычно было услышать такую фразу в музее, обычно слышится: «Руками не трогать».
– Увлекательная, страстная, лучезарная, стоя на стеклянном полу в храме, в нескольких десятках сантиметров над землёй, вспоминаешь Вознесение Господне, когда на горе Фавор он поднялся в небо. Непередаваемое на словах впечатление. Я никогда такое в храмах не встречал, – сказал Игорь, обращаясь к Бастет.
– В Москве есть ресторан со стеклянным полом, под стеклом рыбы плавают. Вот если бы храм был с таким стеклянным полом и плавающими под стеклом рыбками, это была бы иллюзия хождения по воде, как это делал Господь. Не простые рыбки – золотые. Тогда бы у людей был выбор: просить об исполнении желания Господа или золотую рыбку, – заметила она.
– Чувствительная, очаровательная, шокирующая, апостол Павел сказал: «Где дух Господень, там свобода». Раз можно сделать, значит, должно быть сделано. Сказано святыми отцами: «Не молись о земном». Если бы под ногами в храме был бы пол с золотыми рыбками, людям было бы легче разделить свои земные и божественные желания. На некоторые молитвы хотелось бы ответить: «А слабо тебе пойти и самому сделать?»
– Игорёк, американские психологи установили: если человек смотрит преимущественно выше линии горизонта, у него возвышенное восприятие мира, если ниже линии горизонта, он больше воспринимает материальную жизнь. Монахини должны смотреть всегда вниз, это противоречит открытиям психологов. Кто прав, психологи или священники? Дорогой, я знаю, что ты знаешь. Просто мужчинам нравится, что женщины покорны, это их представление о покорности, но Бог есть любовь, а не покорность. Золотые рыбки под ногами позволили бы монахиням с удовольствием смотреть вниз.
– Замечательная, удивительная, фантастическая, вот если в спальне у влюблённых будет аквариум с золотой рыбкой, это будет выглядеть подозрительно: неужели им недостаточно друг друга, любви друг друга, и они мечтают о том, что надо попросить у золотой рыбки.
– Люди скажут, что золотые рыбки под ногами в храме отвлекают их от молитвы.
– Обалденная, страстная, таинственная, Господь сказал: «Следуй за мной». Если человек не сосредоточен на молитве, его даже золотая рыбка отвлекает своим предложением исполнить любое желание, значит, он не готов следовать за Господом. Нужно себя не обманывать, люди забывают, что Господь видит всё. Он не камера видеонаблюдения снаружи, душа – частичка Бога внутри человека.
– Ты прав. Нужно никогда не уходить от того, что Бог есть любовь, любовь во всех проявлениях. Поехали быстрей домой в Дмитров, – предложила Бастет.
Игорь не ответил, они сели в машину и поехали.