Тень Бога 20 глава

Игорь Леванов
Глава 20
ТЕНЬ БОГА
В монастыре большие стены и маленький вход, как в квартирах. Чтобы войти, надо заглянуть и пропустить того, кто идёт навстречу. Сразу после постройки монастыря создателю голову отрубили, потому что неудачно место выбрал: по монастырю можно стрелять с соседней горы. Это единственный монастырь, на территории которого есть мечеть. Когда хотели мусульмане разрушить монастырь, то построили мечеть. Мечеть было разрушать нельзя, монастырь сохранился.
– Игорёк, Синайский монастырь Святой Екатерины, уникальное место, здесь впервые на иконах появились черти.
– Креативная, лучезарная, мечтательная, икона – окно в Царствие Небесное, вроде на ней не должно быть чертей. Чертей на иконе быть не должно: «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы».
– Всё началось с того, что Иаков увидел сон. «Лествица Иакова» по Библии: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: «Я Господь…» Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт. 28:12–16). Иоанн Лествичник жил в VI веке, христианский богослов, византийский философ, игумен монастыря Святой Екатерины. Иоанн Лествичник взял за основу «Лествицу Иакова» к Господу и ангелам добавил чертей, – сказала богиня.
– Улыбчивая, упоительная, утончённая, образно это можно представить. Вы загораете на пляже тёплого моря, между вами и солнцем никого и ничего нет. Вы наслаждаетесь солнцем. Тут приходит человек ставит большой зонт и говорит, что вы не можете наслаждаться солнцам, потому что есть зонт (черти). Конечно, есть многое, что можно объединить под единым названием «черти», но когда есть Бог, всё остальное исчезает.
Игорь и Бастет сидели за столиком в кафе, завтракали. Было или нет там слово «кафе», неясно, но люди сидели и ели, возможно, название в данном случае не важно. Монастырь ещё не открылся для паломников. Подошла кошка, как кошки в России, тёмно-зелёная, полосатая. Игорь отломил кусочек хлеба и бросил кошке. Она понюхала хлеб, но есть не стала. Бастет снисходительно улыбнулась, увидев такую доброту.
– Что вы делаете? Котам надо колбасу давать, – сказал по-русски мужчина, сидевший за соседним столиком.
Он подал кошке кусочек колбасы. Кошка молниеносно выхватила колбасу и скрылась между камнями горного склона. Мужчина недоумённо смотрел на свои окровавленные пальцы.
– Это дикая кошка, – пояснила Бастет.
– Обольстительная, одурманивающая, очаровательная, чудеса, да и только, у них тут дикие кошки бродят, а про Россию говорили, что медведи по улицам ходят. Святая Екатерина Александрийская (греч. до крещения Доротея; 287–305) – христианская великомученица. Память совершается в Православной церкви 24 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви – 25 ноября. Согласно житию, она была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию, после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой. Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина в начале IV века. Доротея (греч. «дар Божий») – женское имя греческого происхождения. Любопытно, что другое женское имя – Феодора, состоит из тех же двух греческих корней, только в обратном порядке («Божий дар»). Место захоронения святой Екатерины установили по кольцу, которое было рядом с мощами святой, на этом месте построили Синайский монастырь Святой Екатерины, – рассказал Игорь.
– Имя Доротея ассоциируется с именем Галатея. Пигмалион – в греческой мифологии скульптор, создавший прекрасную статую из слоновой кости и влюбившийся в своё творение. Богиня оживила статую, он на ней женился, и она родила ему детей. Правда, точно не помнят, сколько мальчиков и сколько девочек. Имя жены Пигмалиона не упоминается в древних источниках. Жан-Жак Руссо в своём сочинении «Пигмалион» в XVIII веке назвал её Галатея. Это имя носила нереида из другого известного древнегреческого мифа, и оно часто встречалось в произведениях XVIII века, – сказала Бастет.
– Ошеломляющая, пленительная, превосходная, Сальвадор Дали решил стать как Пигмалион, создать себе жену. Правда, в качестве материала для творения он взял не слоновую кость, а жену друга. Из неё сделал себе жену, назвал её Гала, а когда говорил Галатея, она всегда приносила ему чай. Тея – это чай, – поделился своими соображениями Игорь.
– Интересная версия. Пойдём, монастырь уже открыли, – сказала богиня.
В монастыре Святой Екатерины растёт куст, из которого Бог разговаривал с Моисеем. Люди дотрагиваются до его корней, возможно, их желания сбываются. Правда, его пересаживали, куст поднят в воздух, паломники дотягиваются до нижних корней куста. Загадывают и отламывают, веря, что желания сбудутся. В храме стоит три гробницы Святой Екатерины. Она в каменной гробнице. Россия сначала подарила монастырю красивую серебряную гробницу, но монахи не переложили святую. В России подумали, что нужна не серебряная, а золотая гробница, сделали и подарили. Так и стоят пустые золотая и серебряная гробницы. Гробница расположена в алтаре храма, в алтарь православного храма женщинам входить нельзя. В этом монастыре часть алтаря отгородили, сделали как бы проход через алтарь, вроде как эта часть алтаря уже не алтарь, а часть храма.
Игорь и Бастет сидели в туристическом автобусе, гиды искали затерявшихся паломников.
– Игорёк, в Шарм-эль-Шейхе есть великолепный, только что построенный сказочный город – Тысяча и одна ночь. Сказка не только в новых, сделанных в старинном стиле дворцах, но и том, что внутри и снаружи дворца целые сокровища золота и других товаров в лавках торговцев. В одном из «дворцов» целая картинная галерея по сказкам «Тысяча и одной ночи». Алладин с его волшебной лампой и джином, в этом нет ничего необычного. Алладин на берегу моря, ясно, что Красного моря, этот город стоит на берегу. На картине силуэты сказочного восточного дворца, в котором в данный момент находится зритель. Но самое главное, на картине гора Моисея, в реальности её не видно, далековато для человеческих глаз. В картине виден джин над горой. Это очевидное сравнение потрясло до глубины души, – рассказала Бастет.
– Милая, модная, нежная, получается, что джин – это тень Бога, а черти – это тени ангелов. Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы. Литература не смогла описать Бога, занялась описанием тени Бога, в данном случае это джин. Джин не всегда плохой, даже тень Бога это не противоположность Бога, но своенравный и иногда непокорный.
– Интернет подтверждает твоё очевидное предположение. «Аладдин – главный герой одной из наиболее знаменитых арабских сказок, входящих в собрание «Тысяча и одна ночь». Некоторые современные исследователи полагают, что первоначально эта сказка в сборник не входила, а является более поздним западным наслоением. Антуан Галлан, опубликовавший первый перевод «Тысячи и одной ночи», включил в него историю об Аладдине, однако этой сказки нет ни в одном из арабских рукописных или печатных изданий, поэтому Галлана долго подозревали в фальсификации», – прочитала в интернете Бастет.
– Обалденная, обаятельная, обожаемая, в некотором смысле женщина – тень своего мужчины и, наоборот, мужчина, тень своей женщины. Двоичность восприятия мира людьми сказывается на способе их мышления. В православных храмах изображение ада и чертей иногда встречается сзади слева, левая часть там, где молятся женщины. Правда, эта традиция сохранилась только в некоторых монастырях.
– Это отражение греховности женщин.
– Сладкая, совершенная, солнечная, скорей всего, всё гораздо проще: тем, кто расписывал храмы, мужчины могли сказать, что по башке настучат, если они им чертей на мужской половине нарисуют, – шутя сказал Игорь.
Из Синайского монастыря Святой Екатерины Игорь и Бастет поехали в Каир.
– Игорёк, пока ты был на горе Моисея, я написала пьесу «Два гения», в противовес маленьким людям из «Шинели» Гоголя. Не люблю людям навязывать своё мнение, посмотрят красивую пьесу, может быть, что- нибудь поймут. Пьесу они смогут воспринять как собственные мысли, разделив действие и идеи, заложенные в пьесе, – сказала Бастет.
Она протянула планшет. Игорь с увлечение прочитал пьесу «Два гения».
Действующие лица
Фрейд.
Эйнштейн.
Официантка.
Первая восточная танцовщица.
Вторая восточная танцовщица
Режиссёр-постановщик.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Уютное кафе, оформленное в восточном стиле.
Столик на четверых,
официантка поправляет приборы. Входят два приятеля.
Официантка. Вау, да это же Фрейд и Эйнштейн.
Мужчины занимают места напротив друг друга.
Фрейд. Нас будет четверо, принесите вина и остальное, как лучшим гостям.
На сцене появляются две восточные танцовщицы.
Первая танцовщица (говорит другой танцовщице). Приличные мужчины и без дам. Для них можно станцевать от души.
Вторая танцовщица. Ты кого себе выбираешь?
Первая танцовщица. Фрейда, вдруг он что-нибудь ещё во мне найдёт, о чём я и не подозревала.
Официантка принесла вино и фрукты.
Эйнштейн (обращаясь к Фрейду). За что будем пить?
Фрейд. За нашу супертайну – солнце.
Эйнштейн. Зигмунд, не только нашу супертайну, но и остальных гениев.
Фрейд. Совершенно верно.
Звон бокалов, очаровательная восточная мелодия.
Мелодия материализовалась в чудесных танцовщиц, исполняющих танец живота. Гении не говорят постоянно, поэтому остаётся место восточному танцу между
гениальными репликами. Зажигательный танец
дал возможность тем, кто умеет думать,
постараться осмыслить сказанное.
Танцовщицы исчезли, музыка стихла.
Фрейд. Не потеряться в дебрях подсознания, не исчезнуть, как многие до меня, мне позволила идея солнца, это тайна создания психоанализа.
Эйнштейн. Зигмунд, как ты к ней пришёл? Гении задают правильные вопросы, позволяющие развивать своё направление познания.
Фрейд. Я предполагаю, что истоком иудейского монотеизма был египетский бог солнца Атона. Атон – единый бог солнечного диска, монотеистический культ которого был введён фараоном Эхнатоном. Аменхотеп IV (позднее Эхнатон) – фараон Древнего Египта (1375–1325 годы до нашей эры), правивший приблизительно в 1351–1334 годах до нашей эры, из восемнадцатой династии, знаменитый религиозный реформатор. Имя Амен-хотеп означает «Амон доволен». Суть этой монотеистической религии была передана Моисею.
Эйнштейн. Как говорится, это меняет не многое, это меняет всё.
Фрейд. Интересный вопрос, куда делось солнце из религии?
Эйнштейн. Сейчас придут наши друзья – Моисей и Иисус Христос, вот у них и спросим.
Восточная музыка в этот раз материализовалась
во множество танцовщиц.
Режиссёр-постановщик может пригласить танцовщиц из ближайшей студии восточного танца выступить в спектакле. Зал был бы в восторге не из-за профессионализма танцовщиц, а из-за их непосредственности, тем более что их поддерживали родственники и знакомые в зале.
Увлечённые созерцанием праздника жизни,
Фрейд и Эйнштейн продолжили свою беседу, но перешли на иврит. Режиссёр пинком выгоняет официантку на сцену, чтобы она шепнула одному из мужчин,
что нужно говорить по-русски. Она так и сделала, но,
по-видимому, сказала, что они говорят на иврите.
Мужчины тут же перешли на идиш.
Уйдя со сцены, официантка пулей вылетела снова на сцену.
Наконец-то Фрейд и Эйнштейн стали говорить по-русски.
Фрейд. Что-то наши друзья задерживаются?
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
На переднем плане сцены
официантка и режиссёр-постановщик.
Фрейд и Эйнштейн пьют кофе за своим столиком.
Официантка (режиссёру-постановщику, обиженно). Нет никакой разницы, на каком языке говорят гении, люди всё равно их не понимают. Они просто узнают информацию. Понять, это возможность продолжить, а продолжить ни Фрейда, ни Эйнштейна не может никто. Фрейд скрытую от всех магию сексуальности вынес на поверхность, попытался превратить в науку. Но магию можно почувствовать только индивидуально, она как ощущение кораллов, когда прикасаешься к ним на дне Красного моря, погружаясь с аквалангом. Это ощущение зависит от многого, в том числе и от количества оставшегося кислорода в баллоне акваланга. Фрейда не продолжили, от него ушли. О теории относительности отдельный разговор, но следующего шага не сделали.
Фрейд. Ожидаемые гости так и не пришли. Наверно, очень заняты? Сегодня мы остались без Моисея и Иисуса Христа.
Эйнштейн. Люди не знают, что именно солнце позволило создать атомную бомбу.
Фрейд. Они много чего не знают. Хотелось бы услышать вашу версию.
Эйнштейн. Известность мне принесли расчёты движения Меркурия, которые до меня никто не мог объяснить. Я предположил, что свет от планеты, проходя мимо солнца, притягивает, и мы видим искажённое место нахождения Меркурия. Во время полного солнечного затмения наблюдения подтвердили мои расчёты, я стал знаменитым. Ну а потом предложил президенту США финансировать создание атомной бомбы. Мы ведь понимаем, что без финансирования ничего не происходит.
Фрейд. Я всегда считал, что люди не гении, потому что не понимают роль солнца.
Эйнштейн. Я смотрю на мир с точки зрения Бога: как бы Бог построил этот мир. Это моя любимая точка зрения. Некоторые воспринимают её как знаменитое изречение. Образ Бога для меня – солнце. Солнце принесло мне всемирную известность.
Голос за сценой. Зигмунд Фрейд и Альберт Эйнштейн родились в одной и той же религиозной традиции, иудаизме. У Зигмунда Фрейда и Альберта Эйнштейна была общая супертайна – солнце, образ единого Бога. Солнце такое огромное, что вполне может быть супертайной.
Беседы гениев сменяются головокружительными
в буквальном смысле восточными танцами
в блистающих нарядах.
Официантка (про себя). Я теряюсь в попытке осознать, что для меня самое главное в этой жизни это видеть прекрасное и рассуждать об истине. То одно, то другое выпадало из поля зрения.
Танцовщицы спускаются и танцуют между рядами
в зрительном зале, спектакль превращается в карнавал.
Занавес закрывается. Действие происходит
в зрительном зале. Танцы до упаду.
Конец пьесы
– Любимый, это только другие живут по принципу песни «под чужую песню я смеюсь и плачу». Людям трудно удерживать внимание на неподвижных предметах, поэтому восточные танцовщицы как в жизни сменяют мысли гениев, – пояснила Бастет.
– Заманчивая, изящная, интригующая. Замечательная, необычная пьеса, дух общения гениев с народом передаёт.
Из Каира через несколько дней направились в Иерусалим на туристическом автобусе для паломников – по пути великого исхода, который в библейские времена занял сорок лет. Теперь это несколько часов на автобусе.