Комка-3 Или история жизни кота, рассказанная им са

Спаклова Лилиан

Прошло  шесть лет.  Это были хорошие годы. Я жил полной жизнью. Я даже иногда бродяжничал.  Но не долго. Мне просто хотелось узнать жизнь. Я видел котов – бродяжек. Разных. Некоторые были  забиты жизнью так, что на них было жалко смотреть. Некоторые держались. Это были здоровенные крепкие коты вроде Бугая.  Но и они долго не жили. Я даже  иногда спрашивал себя, смог бы  ли  я жить такой жизнью. Не два или три дня. А стать полностью бродячим котом. В ответе я не был уверен.
Я не догадывался, что скоро сама жизнь даст  ответ.               
Эти прошедшие шесть лет останутся в моей памяти добрым и светлым воспоминанием. Баба Паня меня любила и баловала. Лена с Ирой часто приходили  проведать меня.   Я был абсолютно уверен  в том, что моя жизнь всегда будет такой хорошей. Я даже себе представить не мог, что она изменится и так сильно.
Пришла  зима. С сугробами и морозами. Радость для детей.  Снежки, снежные бабы и везде катушка.               
В тот роковой день Баба Паня  готовила обед. Открыв холодильник,  она увидела, что закончились паучи.  Она  оделась и пошла в магазин. Её долго не было. Я начал волноваться. Я вышел из дома через форточку. Во дворе стояла скорая. Я услышал разговор двух женщин. Баба Паня упала  и  сильно  ушиблась. Скорую вызвали соседи.               
C тяжёлым сердцем я смотрел, как  она увозила бабу в больницу.               
Вечером пришёл Виктор. Он должен был проверить газ, свет,  воду, всё перекрыть и квартиру закрыть. Он  увидел меня и хотел схватить за шиворот. Я вцепился  ему в  руку. Виктор заорал, швырнул меня на пол и схватил  швабру. Я выскочил на улицу через форточку. Виктор  ужасно орал и крыл меня матом. Замотав руку полотенцем, он закрыл форточку,  потом квартиру и ушёл. Взглянув на закрытую форточку, он злорадно улыбнулся.

Я оказался на улице. Было холодно и хотелось есть. Глупый маленький мышонок выскочил на снег. Он стал моим ужином и  помог пережить ночь. Снег был глубокий. Идти было некуда. Эту ночь я просидел  на подоконнике окна бабы Паниной квартиры.  Все мысли были о бабе. Она пошла в магазин за паучами.  Эта мысль мне не давала покоя.  Ощущение, что  был виноват я. Мне было  очень жаль бабу. Жаль  было и себя. Я думал о том, что будет со мной.               
Сидеть на подоконнике было холодно.  Я очень замёрз. Меня спасли девчонки.               
Утром они пришли проведать меня.   
               
Конечно, я снова был в квартире.  Конечно, форточку снова открыли.  Конечно, меня накормили.  И, конечно, я понял, что жизнь бездомного кота – далеко  не сахар.                Ира с Леной ушли, оставив мне еды. Квартиру они закрыли, но форточку оставили  открытой. Для меня.    
               
Грустно и пусто стало в дома. Я спал на бабиной кровати, чтобы чувствовать,  будто, она здесь. Но её не было.   В голову приходили плохие мысли.  Девчонки сказали, что у  бабы сломана шейка бедра, болезнь фатальная для старых людей.  пробыла в больнице 10 дней. Всё это время Лена и Ира приходили и приносили еду.

Баба вернулась из больницы  исхудавшей и совсем старой. Она теперь много лежала, ходила только с ходунками. В глазах у неё была грусть.   
               
– Комка, тебя ведь раньше Комкой звали? Возвращайся к своим старым хозяевам. Они о тебе позаботятся.  Здесь о тебе  заботиться скоро будет некому. Она гладила меня и говорила, что  скоро уйдёт. Её  падение и перелом были ей знаком.
  Прошла неделя.  Бабу опять увезли в больницу. Обратно она уже не вернулась.
У  бабы остались кое-какие деньги, и срочно продавать квартиру не было  необходимости. Квартира оставалась пустой какое-то время.  Ира упросила  маму не выгонять меня  из  неё, ну хотя бы пока её не продадут. Так я остался в квартире.  Один. 
Девочки приходили убирать квартиру по очереди и приносили  еду. В этом отношении  всё было нормально. Но мне было тяжело. Квартира потеряла тепло и уют. Не было бабы.

Тишина и одиночество угнетали. Я уходил из дома, чтобы сбросить эту тяжесть. Но я снова возвращался.  Мне больше идти было некуда.               
Время тянулось медленно.  Зима оказалась очень трудной, но и она прошла. Весна пришла яркая, бурная. Снег быстро таял. Везде бежали ручьи, и  я оставался дома. Выходить на улицу не хотелось.

Прошла ещё  неделя. Вечером пришли  Ирины  мама с папой и каким-то человеком. Я спрятался под кроватью.  Человек осмотрел квартиру внимательно и остался доволен.

- Я думаю, наша сделка состоится. Когда я смогу заехать в квартиру? Конечно, нужно будет сделать ремонт.
-  Да хоть завтра. Но знаете, у бабушки, что жила здесь, был кот. Не могли бы вы приютить его?
- Никаких котов! Категорически против.
Они ушли. Меня мучил вопрос, что ждёт меня? Стану  бродячим котом?               
Утром пришли Ира с Леной. Они выглядели виноватыми.
- Блэки, миленький, мы ничего не могли сделать. Папа против всяких котов и против тебя особенно.- сказала Ира.
- И моя мама против кошек.  Выход один -  устроить тебя на площадке между этажами в нашем доме,- предложила  Лена.       
Я стал дворовым котом,  пока  ещё не совсем бродячим. Некоторые жильцы боялись меня, они верили в сказки о чёрных котах, и  пытались меня прогнать.               
Ира с Леной были рады продолжать заботиться обо мне. Они принесли мой тапок,  мои миски  и большую коробку, в которой  устроили мне домик на площадке между вторым и третьим этажами. Жильцы этих этажей вобщем-то меня  не прогоняли и даже подкармливали, но уборщица в первый же день выбросила всё моё имущество в мусоропровод.
 И первую ночь я просидел в углу площадки на бетонном полу.  Было холодно. Спать я не мог. Было  острое чувство незащищённости. Казалось, что вот сейчас  кто-то придёт и схватит меня спящего.               
Пришёл день. Я продолжал сидеть, забившись в угол так, что  сливался с углом. Жильцы не замечали меня.  Ира  с Леной  пришли ко мне на второй день и нашли меня в ужасном состоянии. Я был  голоден, и  вид у меня был жалкий.               
Ира с Леной снова стали устраивать мне дом. Они  принесли коробку  с мягкой тканью внутри , миски для еды,  еду.  Они нашли уборщицу и упросили её не выбрасывать эти вещи. Конечно, это было лучше, чем ничто, но это не было домом.  Совсем не было.               
Меня посещали другие бродячие коты и кошки в надежде  поживиться чем- нибудь  съедобным. Они приходили, когда меня не было. Когда я был, они боялись приходить. Я дрался и  дрался  отчаянно.  Мне нужно было отвоевать своё место среди других бродячих котов.   Я отвоевал его. Во дворе  и в окрестностях не было ни одного кота, готового встать против меня. 
У меня оставалась одна серьёзная опасность - собаки. С одной собакой я бы справился, но их было три, третий был подросшим щенком. Они облюбовали наш двор и устроили тут своё жильё.  Жители прогоняли их. Они уходили, но потом снова возвращались. Какие-то бабки кормили их. Кошкам житья не было. Выходить на улицу стало опасно.               
Во дворе  в конце дорожки,  ведущей на улицу, была небольшая яма, на неё была положена плита. Под  этой плитой летом кошка  принесла котят. Котята подросли, и забавно было видеть, как они выбегали  на дорожку, как будто из-под земли. Эту кошку и её котят разорвали  собаки. Кошка могла  убежать, но  не убежала. Она защищала своих котят.               
Я никогда не знал, где собаки и можно ли выйти на улицу. Выходить на улицу я научился. Я выходил и заходил в дом с жильцами. Обычно с теми, которые не гоняли кошек и даже иногда подкармливали меня.      
Я почти целый день просидел на площадке и захотел размяться. Мне    нужно было движение.
Я вышел на улицу.  Ничто не предвещало опасности.
Откуда только они взялись? Они сразу напали на меня. Я вцепился в морду одной собаке, другая вцепилась в меня.  Щенок вертелсяя, пытаясь  укусить  меня, но только мешал другим собакам. Я  крутился, шипел, орал  и думал, что так орут и шипят коты, прощаясь со своей жизнью.  Я сумел вырваться и бросился к дому.

Дверь была закрыта, никто не выходил и не заходил.  Но я увидел, что форточка  бывшей бабы Паниной квартиры была открыта. Не задумываясь,  собрав последние силы, я прыгнул в неё.
На кухне сидели новые хозяева. Обомлев от моего нахальства и крепко выругавшись, новый хозяин схватил меня за шиворот и выбросил за дверь на площадку. За дверь! Не на улицу.                Собаки подрали меня сильно, особенно та, что вцепилась мне в зад. Я дополз до своего угла и залез в свою коробку. Я пролежал так  2 дня.
 Лена,  возвращаясь домой вечером,   заглянула в мой угол.  Увидев у меня кровь, она испугалась и сразу же позвонила Ире.  Ира прибежала через 10 минут. Они понимали, что жить на лестничной площадке далеко не здорово, но  о том,  что жить практически на улице  ещё и опасно, они не знали.
               
Нужно было что-то делать. И они решились. Положив меня в коробку, они понесли меня  в мой старый дом.                Баби открыла дверь. Девочек она узнала сразу.
- Что-то случилось? Что-то с Комкиным?
Ира протянула ей коробку. Баби сразу впустила девочек в дом. Меня она взяла на руки,  прижала к себе и погладила. Постелив чистую простынку, она положила  меня на диван. Выскочила Дашка. Баби взяла её, отнесла в спальню и закрыла дверь. 
               
Я успокоился. Меня здесь помнят и любят.
Баби усадила девочек за стол пить чай. Девочки рассказывали долго.
Они рассказали обо всём: как они спасли меня, как баба Паня любила  и защищала меня, как они сами ухаживали за мной и как теперь  у них не было возможности  устроить меня где-нибудь жить, тем более, что в скором времени они собираются уехать учиться.
 Баби слушала внимательно. Выслушав всё, она сказала, что они поступили правильно, принеся меня к ним.
Девочки успокоились. Конечно, жаль было расставаться с котом, который стал такой большой частью их жизни, но сознание того, что их любимый Блэки в безопасности и за ним будет хороший уход, успокаивало их.
Они попросили разрешения иногда навещать его. Конечно, разрешение было получено, и, успокоенные,  они  ушли.
         
Баби  обтёрла меня влажными салфетками и осмотрела  рану.  Кровь запеклась, и рана казалась страшной. Баби промыла её перекесью водорода, наложила мазь и забинтовала. Возник вопрос, как развести нас с рыжей, т.е. Дашкой.
         
Баби закрыла Дашку в спальне.  Непонятно как, но Дашка сумела  открыть дверь. Она  ворвалась в комнату. Прыгнув на  диван она зашипела и уставилась на меня  так, будто хотела уничтожить.  Она готовилась к прыжку.  Глупая! Она не знала на кого хотела напасть. Я приподнялся, хотя и было больно, и ударил её лапой.

Всего лишь один раз. Вбежала баби. Пдхватила Дашку и унесла её опять в свою комнату. Я не хотел драться с Дашкой, и рана давала о себе знать. Но и уступать было нельзя. Я это хорошо усвоил, когда дрался с другими котами.  Дашка же теперь была  взрослой  кошкой.  И очень красивой. И уступать своё место на диване она не хотела.   

Мне  давно не  было так приятно лежать.  Мягко, уютно. Рана успокоилась. Ждать нападения каждую минуту было не нужно.   Я расслабился в первый раз за долгое время. Я понял, это счастье – просто лежать и не думать, что кто-то вот сейчас придёт, и нужно будет защищаться, и помнить  о защите  каждую секунду.   
               
 Я услышал, как баби говорила по телефону.
- Алён, девочки,(помнишь их?), принесли Комку. Раненого, и, вообще, плохо выглядит.
Девочки рассказали, что бабушка, у которой я  Комка жил, умерла и ему  негде жить. Их родители отказались взять Комку, и они принесли его  нам. Я хочу попросить тебя взять Дашку на время. Ну, хотя бы на то, пока у Комкина рана заживёт. Пусть Комкин выздоровеет и обживётся, а то Дашка загонит его за Можай.   
       
Мне было смешно слышать, что кто-то может загнать меня за Можай.
- Ну, конечно, какой вопрос.  Значит, Комка вернулся! Завтра мы приедем навестиь вас, увидим Комку и потом заберём Дашку. Мы рады, что Комка вернулся.   
      
Вернулся папочка. Он взглянул на диван и, увидев меня,  не мог поверить.
-  Команданте! Ну, здравствуй. Долго ты гулял.  Молодец,  домой вернулся.         
Он осторожно взял меня на руки, поносил  немного, но не поднимал  высоко.         
Вошла баби. Она приготовила ужин. За ужином  они долго говорили о том, что рассказали девочки, и о том, что нужно сделать.                На следующий день приехали  Алёна с детьми. Совсем, как в первый раз. Только дети были уже  взрослыми. Я их не сразу узнал.
Дети. Две девочки и маленький мальчик, о которых я так тосковал, теперь уже взрослые, приехали   навестить меня. Меня встретили радостно.

-Привет, Комка!
- Комка вернулся! Здорово!
- Не поднимай его, он ранен!
- Я тихонько. Как тебя ранили?
- Его не ранили. Его искусали. Собаки.
- Комкин, миленький, как я рада снова видеть тебя!      
Я услышал так много ласковых слов, что растрогался.

Вот он дом! Тёплый, уютный.  Когда я жил один в пустой квартире и когда жил  на лестничной клетке, я отчаянно мечтал о доме. Я мечтал о родных людях рядом. Я мечтал о простой кошачьей радости полежать на диване. Почему я раньше не любил диван, сейчас я не понимал.      
Гости  были недолго. Они ушли и унесли Дашку.
   
Сразу после этого меня  отвезли в ветклинику.   Врач осмотрел меня внимательно. Это была та же самая клиника, в которую меня носили  Ира с Леной. И меня осматривал тот же самый врач,  который  лечил меня раньше.
- Ну, ты и живуч, брат. Всё тебе нипочём. Молодец! Будешь жить. Но укольчик мы тебе всё же поставим.

Вы ( повернувшись к баби) всё правильно сделали. Но, как  кот у вас оказался? Его раньше девочки приносили.
- Это наш кот. Мы его вырастили. Глупенький, он прыгнул за голубем из окна и расшибся. Мы его искали. Нам сказали, что он погиб. Девчонки его спасли в прямом смысле этого слова. Дворники не хотели его отдавать.  Девчонки забрали его и выходили.  Он жил у бабушки одной из них. Сейчас бабушка умерла и кот оказался на улице. На улице его и порвали собаки.
      
Раны мои  заживали.  Я заново узнавал квартиру. Я вспоминал разные смешные случаи из моей прошлой жизни в разных уголках этого дома. Конечно, везде здесь была Дашка, но здесь теперь был и я. И я уходить не собирался.          
 Дашку привезли через 2 недели. Я к этому времени почти совсем окреп. Дашка не хотела уступать своё место. Она прыгнула на диван, шипела и перебирала лапами. Она готовилась напасть. Я посмотрел на неё таким взглядом, с каким выходил на бой с бродячими котами. Она поняла и тихо попятилась. С этого времени Дашка стала меня избегать. Ела, когда я уже поел, в лоток ходила , когда меня рядом не было. Я понял, что она меня боится. 
       
Прошло ещё немного времени. Я начал скучать. Энергия во мне бурлила. Мне нехватало движения.
- Да отпусти  ты его на улицу. Смотри, он опять самый грустный кот на свете,- сказал папочка.- Лучше мы бы его отпускали на улицу с самого начала.       
Баби вздохнула и выпустила меня.
- Ладно, беги. Что с тобой сделаешь?

Она хотела выйти со мной чтобы открыть  дверь на улицу.
- Не надо, сказал папочка . Пусть сам привыкает выходить и заходить. Он быстро привыкнет, он умный. Ну, а вечером будем выходить искать его.         
Я все ступеньки вниз пробежал. Я увидел, что мальчишка с велосипедом выходит из подъезда и  вышел с ним. Во дворе  всё было спокойно, но за мной стала   бегать собака. Хотя она и визжала так, будто её убивают, но это была домашняя собака. Я её не боялся. Я убегал от неё легко. Это было, как игра в салки.
 
              Во дворе были и другие коты и кошки, но они как-то прошмыгивали мимо и исчезали. Один кот выделялся  среди других. У него был очень длинный пушистый хвост, почти длиннее его туловища. Этого кота я позже часто видел   на  помойке в самих контейнерах. Там он питался.  Мне было жаль его. Кот был красив, ему было всего 6 месяцев, но он уже  был какой-то побитый.   
          
Набегавшись досыта, я стал думать, как мне вернуться домой. Тут вышла баби, позвала меня, и мы подошли к женщинам, сидящим на лавочке. Баби объяснила, что я их кот, и попросила помогать мне войти в дом или выйти при случае, если будет нужно, а они окажутся рядом. Потом мы вернулись домой. Дома баби налила таз тёплой вонючей воды и вымыла меня.
- Комкин, я буду мыть тебя часто. Я не хочу, чтобы ты принёс со двора какую-нибудь заразу. Так что не обижайся.   
            
А я и не обижался. Я знал разницу  ходить чистым или носить на себе какую- нибудь живность. Правда, живности на мне не было,  я  чистоплотный  кот, но всё же. Я и вонючую воду был готов терпеть.               
Так проходили дни. Гулять меня отпускали  через день-два. Я познакомился со всеми котами во дворе. Раз или два мне пришлось стукнуть одного из них. Этот кот считал себя главным. Я  показал ему,  кто главный.            
По возвращению меня баби всегда мыла. Сейчас я был крепким и здоровым котом. Шерсть на мне сияла и лоснилась. Я сам себе нравился. 
          
У баби была одна проблема: она не знала как помирить меня с Дашкой. Она придумала: она  сказала мне присматривать за Дашкой на прогулках. Я не хотел присмотривать за кем-либо, но я не мог ослушаться  баби. Так мы  с Дашкой стали гулять вместе. Несколько раз мне  пришлось применить силу, чтобы отбить охоту у котов приставать к ней. Я отлупил их всех на всякий случай и успокоился. Других опасностей я не видел. Всё было хорошо. Мы гуляли каждый сам по себе и были довольны. 
       
Дни шли за днями. Я стал как-то мягче относиться к Дашке. Мне уже нравилось заботиться о ней, а она уже больше меня не боялась. Наверное, то, что она чувствовала себя в полной безопасности рядом со мной, сыграло с ней злую шутку. Она убежала за дорогу , где я не мог её видеть.  Собака, одна из трёх (где были две другие, я не знал) грызла  кость у этой дороги. Она напала на Дашку. Дашка сопротивлялась. Собака первым делом прокусила ей ногу, видимо, чтоб та не могла убежать.               
Я услышал отчаянные Дашкины крики, и в минуту был рядом. Собака успела прокусить ей вторую ногу.               
Во мне кипела дикая злость на всех собак и на эту особенно. Я дрожал от предвкушения вцепиться ей в морду. Я не думал, что могут появиться две другие собаки. Я   вцепился в морду этой.  Я драл её  так, как никогда я ещё не драл никого. Собака пыталась сбросить меня, но я вцепился крепко. Только, когда собака побежала, таща меня за собой, я отпустил её.               
Я подошёл к Дашке. Она тихо стонала. Я стоял и не знал, что мне делать. Идти Дашка не могла. Я уйти за помощью  не мог. В таком  состоянии  я не мог её оставить. Она могла  стать лёгкой добычей.               
Я  стоял и думал. Наконец, я решил. Я сказал Дашке, что придётся терпеть. Я ухватил Дашку за загривок и попытался её тащить. Я смог  подтащить её  на один шаг, потом ещё.  Мы двигались так: один шаг-отдых и снова один шаг- отдых. Дашка помогать мне не могла. Она потеряла много крови. Боль выматывала её. Она всё время  жалобно стонала. Её прокушенные ноги волочились по земле, оставляя капли крови. Мы двигались очень медленно. Мне становилось  всё труднее.
               
Люди глазели на нас. Такое вряд  ли где-нибудь можно увидеть: чёрный кот тащит рыжую кошку. Люди не просто смеялись, онихохотали. Когда  же они понимали, в чём дело, они подбадривали меня. Какой-то мужик хотел взять Дашку, я  не знаю, помочь или с плохим умыслом. Я так зашипел и уставился таким  взглядом, что тот просто отскочил.   Всё - таки я  чёрный кот.               
Я  дотащил Дашку почти до крыльца и упал рядом с ней. Сил пошевелиться не было. Моя голова была рядом с Дашкиной. Вдруг она лизнула меня в щёку.  Она благодарила меня. Наверное,  Баби сообщили о нас с Дашкой, потому  что Баби вышла почти сразу. Она  ахнула, увидев нас. Она взяла Дашку на руки, и мы пошли домой. 
      
Вернулся папочка. Узнав, что случилось, он просто сказал: ,,В больницу,живо.”
Дашку привезли домой вечером. Прокушенные ноги были в туго перебинтованы. Когда я увидел её, во мне всё изменилось. Она вызвала во мне   жалость,  любовь,  желание её защищать. Я  стал часто и подолгу сидеть около неё.  Уходить на улицу не хотелось, да и погода испортилась. Мне хорошо было рядом  с ней. Ей в своё время сделали ту же операцию, что и мне. Мы были одинаковы в этом отношении.               
Во дворе я стал легендой. Люди  рассказывали и пересказывали, как чёрный кот спас рыжую кошку,  протащив её за загривок почти 200 метров. Баби восхищалась мной, папочка смотрел на меня с уважением.
Моя новая жизнь приносила мне только радость.
 Меня любили, обо мне заботились. Рядом была  Дашка.  Нас навещали две девочки  и мальчик. Они  выросли, но  для меня они были всё теми же  двумя девочками и маленьким мальчиком, какими я запомнил их, когда был  ещё  котёнком.
Летом меня пришли  проведать Ира с Леной. Они были очень  рады видеть меня. Мы провели замечательный день вместе. С нами, конечно, была Дашка. Мы сней больше не разлучались.

 Лена с Ирой поступили учиться, и у них всё было хорошо. Они радовались за меня и чуть-чуть жалели, что не они заботятся обо мне. Но они понимали,  моя жизнь была счастливой.
         
Дни шли за дням. Мы с Дашкой становились всё   ближе.   Мы вместе ели, играли и  спали прижавшись друг к другу. Наверное, папочка был прав в том, что котят нужно брать по двое. Не будет тоски, не будет желания убежать. Я же был счастлив. У меня  были баби и папочка, у меня была Дашка. Ещё у меня  были Сонька, Лизька и Валерка. У меня были и Ира с Леной.  Я был благодарен судьбе за то, что она подарила мне счастливую жизнь.
               
P. S. Комкин и Дашка прожили ещё  9 счастливых лет. Они умерли от старости и были похоронены вместе  на кладбище для животных. Иногда рядом с их могилкой можно видеть старую женщину. Она всегда кладёт на могилку маленький букетик цветов и потом долго стоит, глядя задумчиво на маленькую могилку.

________________________________________