Письма из Сирии часть 24

Татьяна Ульянина-Васта
Молодая сирийка Джумана Мааруф дала согласие  на публикацию переписки, позволяющей оценить сомнения, эмоции и трудности сегодняшней Сирии, письма написаны к  одной из подруг и  названы: "Взгляд на Сирию".

перевод http://syrie.blog.lemonde.fr/2012/04/17/lettres-de-syrie/

ПИСЬМА ИЗ СИРИИ

24 июля 2013

Дорогой друг, добрый вечер.

Пишу из Сувейда, которая временно приютила мменя и мою семью.

Похоже Эс-Сувейда - не Сирия ... Нет ни революции, ни разрушенных домов, ни следов бомбардировок. Единственные шумы:  звук обстрелов  ракетами из орудий, что установлены на окружающих древнюю цитадель холмах, когда военные начинают бомбардировать  соседний город Дераа. Здесь тоже достаточно противников власти и революционно настроенных людей, но им не удалось сломить настроение "молчаливого большинства",  чтобы признать происходящее  в Сирии революцией.

Освободительная армия участвует в столкновениях с регулярными войсками за пределами города: в скалистом ущелье между горными равнинами  под названием Аль-Ладжат*.

Именно в Лаждате в начале прошлого века наши предки сражались с неслыханной армадой французской колонизации. До сих пор воздается слава тем дням, жители   по любому поводу декламируют  стихи о героизме своих родителей, их бабушек и дедушек. На самом деле большинство таким способом уходит в себя, в память своего героического прошлого, которое дарит ощущение незыблемости, отторгает реальную сирийскую действительность.

Освободительная армия контролирует почти каждый населенный пункт провинции Дераа. Некоторые жители Сувейды помогают  своим собратьям в Дераа. Но такое поведение всё  ж таки можно считать мало распространённым. Здесь тоже достаточно арестованных, даже убитых, но совершившие это остались в тени истории. 

Люди с ужасом говорят о террористических акциях Хезболлы, которая как-то странно легализовалась в Сирии.  На улочках и тротуарах возникло невиданное ранее явление: уличные киоски, наперебой предлагающие ожерелья с изображением президента Башара Асада, картинки из Хасана Насраллы и "зеленые строки".

Я заметила эти "зеленые строки"  в первый раз на  запястьях студентов-алавитов. Это "строка" или полоска зеленой ткани из мавзолея святого. Могилы святых действительно украшают  зеленым сукном, священным цветом среди алавитов и друзов. Паломники из мавзолеев выносят отрезанные ленточки ткани, которые в виде браслетов потом украшают их запястья, этот обряд подразумевает, что святой защищает таким образом  от зла. В последние годы такие  "зеленые строки" вошли в моду в среде подростков из алавитов и шиитов. Рост экстремизма и сектантства позволят теперь легко распознавать этот символ во всей Сирии.  Этого обычая не придерживаются  друзы, однако  в результате слияния, состоявшегося  между частью  молодежи друзов и властями, да  и в более широком понимании  конфессий алавитов и шиитов, некоторые друзы стали  носить такие "бечёвки" - мода, которую многие в народе друзов осуждают.

Продается множество дисков с песнопениями. В основном это песни траурного ритуала Ашура** (латмийя) и сопровождающая день поминовения скорбная музыка и самобичевания.

Люди конфессии друзов не знают, как стоит на все происходящее реагировать.  Сообщество разделилось. Одна часть предпочитает не вмешиваться,  опасаясь расправ со стороны власти. Кроме того и их религия также запрещает им вовлекаться в политику. Но сегодня, когда конфликт между властью и оппозицией  сжигает человека за человеком, само время требует занять определенную  позицию, не оставаться пассивным и нерешительным. Они качают  головами в знак согласия с ливанской линией Вьем Ваххаба***, сторонника режима и Хизбаллы. Но с не меньшей убежденностью друзы поддерживают и оппозиционное движение, состоящее из  образованных врачей, инженеров и других представителей интеллектуальной элиты.

Единственное, что они смогли сделать, это выдать фетву, запрещающую мобилизацию гражданского населения  в районах,  принадлежащих  народным комитетам, которые недавно переименованы в  "Армию национальной обороны" , для комплектации отрядов, которые будут сражаться за пределами собственных провинций. Народные комитеты пошли на соглашение с таким запретом  не потому, что они уважают решения религиозных людей, а лишь из-за того  что созданные таким образом отряды не могут быть использованы в соседних регионах, тем самым, члены комитетов и сами подвергаются  меньшей опасности.

В Сувейда  государство по-прежнему господствует  со всей своей  символикой. Правительство, которое лишило государственного обеспечения большинство жителей страны, до сих пор продолжает "нянчиться" с народами этого региона, которые в основе своей - друзы.  Здесь есть газ, нефть и хлеб. Большинство молодых людей могут работать за границей, чтобы иметь возможность прокормить свои семьи, закупить нефть для отопительного сезона, ибо зимы здесь не в пример холодные. Прошлой зимой, когда цены на топливо настолько взлетели, что большинство жителей перешло на дрова. Тогда и древесина подскочила в цене. Отчего люди пустили в печи все что смогли спилить:  дубы, яблони, абрикосы и даже виноград.

Сегодня люди Сувейда   со страхом вглядываются в соседний город Дераа. Эта боязнь продиктована наглядным примером: что будет с ними, вздумай они поднять голову и присоединиться к мятежу.  Потому что ещё  большими террористами  они считают экстремистов и джихадистов такфиров****. Беднейшие слои населения очень легко запугать, вызвать страх лишиться даже того малого, что они пока имеют:  хлеб, сахар и рис, продукты, поступающие к ним как государственная поддержка. 

В основном власть заботится о том, чтобы им было что есть.



*Аль-Ладжат - город Старого и Нового Заветов, представляет собой 60 городов-крепостей, расположенных на скалистом острове.  Именуется как "Земля гигантов под гигантским Ога". Ога (иврит. "гигантский") - допотопный царь Васснский, который выжил прицепившись к кораблю Ноя. В последствии повержен Моисеем.

** день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле (в арабском языке оборот «йаум аль-ашура» обозначает десятый день месяца). В настоящее время шииты проводят поминальные вечера и шествия в память об Ашуре в первые 10 дней месяца мухаррам.  В некоторых регионах  среди шиитов принято истязать себя в этот день до крови. Суннитские улемы ссылаются на предания в суннитских сборниках хадисов, что в этот день Ковчег Ноя (Табут аль-Нух) причалил к суше после перенесенных потрясений от потопа.

*** Вьем Ваххаба - (родился 1964) -  ливанский политик, друз. Идеология Ваххаба является про-сирийской, и он поддерживал арабские националистические взгляды. Является противником  Израиля, Саудовской Аравии, Турции и США.

**** Такфиры - мусульмане обличители мусульман (или членов авраамических религий) как вероотступников. Обвинение само называется такфир , происходит от слова кафир (неверный) и описывается так:  "Тот, кто мусульманин ;;или утверждает, что он -  мусульманин, объявляется  нечистым."


Хлебная лепёшка  с лозунгом: "Уходи"