Реформа, как процесс социально экономического разв

Олег Радикович Мусин
«Я твердо верю в народ. Если сообщить ему правду, на него можно положиться в любом национальном кризисе. Главное довести до его сведения реальные факты».
                Авраам Линкольн 16 – ый президент США, сын бедного фермера

В этой статье я предлагаю рассмотреть своим уважаемым читателям влияние формирования у человека и общества бережливого и творческого мышления  программы ТРиСС.  На процесс прогрессивного  реформирования  различных:  государственных, частных и общественных институтов для  непрерывного социально – экономического развития общества и государства с целью достижения уровня развитых стран.
Во избежание кривотолков привожу пример определения понятия реформ согласно Энциклопедического словаря.
Реформа  (франц. reforme - от лат. reformo преобразовываю) -  преобразование, изменение, переустройство какой – либо  стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально - нововведение любого содержания. Однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование.
О Российских реформах и их последствиях я даже упоминать не буду, т.к. в гибридном режиме любые реформы направлены на воспитание пассивного и деградирующего общества.
Для того что бы раскрыть данную тему предлагаю воспользоваться:
1. Экономической теорией институционализма Т.Веблена, основанной на стремлении к социальному контролю над экономикой и демонополизации.
2.Теорией прогрессивного менеджмента, которая явно просматривается  в основе государственного реформирования развитых стран и основных принципах реформ.

1. Экономическая теория институционализма Т.Веблена , которую он и его сторонники (Дж.Коммонс и У.Митчелл) разработали с целью демонополизации и социального контроля над экономикой.
а).Понятие и роль институтов в проведении прогрессивных социально – экономических реформ.
Согласно теории институционализма, в которой под институтами понимается ряд разнообразных категорий и явлений, оказывающих разнообразное воздействие на поведение человека. К «институтам» относятся:
1. Само государство и разнообразные организации: профсоюзы, корпорации, политические партии, общественные организации и др.
2. Установившиеся порядки: укрепившиеся традиции, привычки, обычаи, культурные, этические факторы, оказывающие воздействие на поведение людей.
3. Базовые отношения, лежащие в основе экономической и политической организации общества, - отношения собственности на средства производства, систему денежного обращения и др
Фундаментом для прогрессивного социально – экономического развития любой организации, общества и государства  является Человек. Т. Веблен, считал, что человек является не просто экономической машиной, выбирающей наилучшие с этой точки зрения решения. Его поведение определяется воздействием всех перечисленных выше «институтов».
Это утверждение подтверждаются теорией психологии мотивации поведения человека (результативная или процессная), направленная на удовлетворение его Потребностей. На поведение человека и его Потребности влияет социально – экономическая среда, которую формирует общество или «институты».  А так как каждый человек от рождения является талантливым в той или иной сфере, то формирование бережливого и творческого мышления помогает ему определиться и развить свои таланты в интересах государства и при поддержке самого общества  при законодательном обеспечении правительством  атмосферы равных возможностей.
Вывод: эффективное социально – экономическое развитие общества и государства возможно только при создании институтов, способствующих прогрессивному развитию человека. (Есть ли в России и странах СНГ институты?)
б).Роль президента и правительства.
Для эффективного проведения реформ с целью создания государства сопоставимого с уровнем развития развитых стран президенту необходимо создать условия, способствующие развитию: нравственных и духовных, интеллектуальных и творческих способностей граждан и общества для чего выполнить ряд условий:
1. Поставить цель повышения уровня социально – экономического развития общества и государства за счет использования интеллектуального и творческого потенциала своих граждан, а не за счет эксплуатации и распродажи богом данных природных ресурсов.
2. Заручиться поддержкой общества и институтов.
3. Сформировать высокопрофессиональное и высококомпетентное правительство из представителей различных коллективных институтов, отражающих интересы различных социальных и профессиональных групп. Правительство, которое было бы подконтрольно и подотчетно общественному мнению и осуществляло реформирование экономики в интересах граждан страны. При этом между коллективным трудом, предпринимателями и бизнесменами, банкирами и финансистами, должно быть достигнуто соглашение о выполнении друг перед другом некоторых обязательств, которые во -   первых, способствовали бы социально – экономическому развитию, во – вторых, контролировались бы правительством.
4. Провести законодательную реформу, позволяющую сделать разумное законодательство и правильное (справедливое и честное) применение законов не зависимо от институтов и социальной принадлежности граждан.
Вывод: для проведения прогрессивных социально – экономических реформ нужны высоко профессиональные и авторитетные лидеры, обладающие прогрессивным мировоззрением и мышлением, способные вовлечь в процесс реформирования широкие слои населения.
2.Теория прогрессивного менеджмента, в основе государственного реформирования развитых стран. Основные принципы реформ.
Так же как и в системе бережливого и изобретательского менеджмента для решения проблем технических и технологических систем разработки и производства продукции или услуги в основу реформирования закладывается формирование новой философии корпоративной и государственной культуры, основанной на формировании у граждан бережливого мышления. Новая философия должна быть направлена на:
-  уважение чести и достоинства человека,
- предоставление  возможности выбора человеку рабочего места, где он мог бы реализовать свои способности,
- достойного вознаграждения за труд…
Напомню треугольник эффективности Джойнера, основанный на 14 принципах Э.Деминга, которые лежат в основе новой философии:
1. Одержимость качеством, ведущая к сокращению затрат и сроков разработки и производства продукции и услуг.
2. Все – одна команда: 1.Потребитель – разработчик – производитель – поставщик. 2. Собственник и руководитель, инженеры и менеджеры, рабочие и служащие. Фундамент: доверие, взаимодействие, сотрудничество.
3. «Глубинные знания»: 1. Объект, как система 2. Вариабельность 3.Психология…
Для эффективного реформирования предприятий и организаций, общества и государства предлагаю рассмотреть с точки зрения бережливого и творческого менеджмента программы ТРиСС основные принципы государственного реформирования развитых стран. (Напомню: СНГ – это страны 3 –го мира, развивающиеся…)
1. Принцип демократизации (все – одна команда) государственного управления и государственной службы. По мнению западных специалистов, для этого необходимо поставить государственную службу в большую зависимость от интересов общества, обеспечив ее открытость, широкую информированность, коммуникабельность.
2. Принцип распределения полномочий по вертикали (наделение полномочиями сотрудников в рамках их компетенции, сокращение количества вертикалей власти, создание матричной организационно – управленческой системы согласно потоков создания ценности для потребителей), что означает установление новых, паритетных отношений между центральными, региональными и местными органами управления, создание условий общей заинтересованности в повышении эффективности государственной службы.
3.Принцип ориентации на клиента (организационно – управленческую систему количественно – качественно определяет потребительская ценность потребителя услуг, создание потоков единичных изделий по производству потребительской ценности… Устранение 8 видов потерь и 15 видов резервов…)  - Интересы клиента, потребителя продукции административных служб должны стать главной заботой правительства, государственных органов, госслужащих. Для этого в систему управления внедряются рыночные механизмы, создается обстановка, которая заставляла бы управленцев поставить обслуживание клиентов на такой же уровень, как и в самых передовых частных компаниях,
4.Принцип ориентации на конечный результат (организация правильных процессов согласно ПСЦ и их стандартизация с наименьшим количеством ресурсов – «правильный процесс, дает неизменно лучший результат»…) - теперь в основу оценки деятельности всех государственных служб в США и других странах поставлен иной, по сравнению с затратным,  критерий -  конечный  результат.
 5.Принцип рентабельности (бережливый метод организационно – управленческих систем: высокое качество, низкие затраты, короткие сроки производства и поставки, безопасность…) находит свое выражение в экономном расходовании правительством государственных средств на свою собственную деятельность, это достигается разными путями, например, путем сокращения штатов, рационализации управленческих процедур, передачи части управленческих функций частным компаниям, повышения стоимости товаров и услуг, предоставляемых государственным сектором, в том числе государственной службой и т.д.
6. Принцип простоты управления (создание межфункциональных команд по разработке и производству продукции или услуг согласно  ПСЦ семейств продукции с менеджером ПСЦ), вызван к жизни необходимостью повышения уровня оперативности управления, требует упрощения управленческих структур, процедур выработки и принятия решения, повышения самостоятельности оперативных единиц, ответственности исполнителей за реализацию принятых директив.
Я специально не привожу сравнения вышеперечисленных принципов государственного устройства развитых стран со странами 3 –го мира, предоставляя это сделать самим читателям.
Вывод: как видно из приведенного примера реформирования государственно – управленческих систем развитых государств, в основу реформирования заложены инструменты и методы бережливо – изобретательского  менеджмента. Именно поэтому эти системы более развиты. А в основе развития лежит: образование и воспитание человека, основанное на высокой нравственности и духовности, интеллектуальном и творческом потенциале,  предоставлении равных возможностей для всех членов общества.
Ну и закончить, хотелось бы словами Нисаргадатта Махарадж: «Вы так много говорите о реформах: экономических, социальных, политических. Оставьте реформы в покое и займитесь реформатором. Какой мир может создать человек, который глуп, жаден и бессердечен».