Опять о москвичах и деревьях

Елена Валентиновна
                Опять о деревьях и москвичах.
                История о первых в России махровых розах.
  Русский царь Михаил Фёдорович решил выдать замуж свою дочь Ирину за сына датского короля. Эти двое влюблены были друг в друга с детства. Заочно. Когда Ирине исполнилось 14 лет, граф Вальдемар приехал в Москву к невесте с подарками: заморскими деревьями, кустами, цветами и дивными махровыми розами. Потому что знал, что царевна преуспевает в садовом искусстве.

  Но сватовство расстроил посол Пётр Марселис, выполняющий для русского царя всякие дипломатические поручения. Толи Марселиса корысть одолела, толи шпионские его обязательства. Хоть и был рождён в Москве(его отец вызволил из польского плена ростовского митрополита - будущего патриарха всероссийского), не забыл, откуда родом его предки.  Побоялся, что торговле гамбургских купцов может навредить родство государей: русского и датского. Наплёл матери Вальдемара, что русские женщины - пьяницы, а отцу Ирины, что грех для рода Романовых царевну за лютеранина замуж выдавать.

  Царь стал требовать от королевича сменить вероисповедание. Будто забыл мудрость: "Где любовь, там и Бог". Бросил Вальдемара за строптивость в темницу. Только когда Михаил Фёдорович умер, королевич вырвался на свободу. И всю свою оставшуюся жизнь посвятил мести, служа то в польской армии, то в шведской.

   Умирая от раны, полученной в бою, думал ли об Ирине? А Ирина уединилась в своём саду, в Покровском. Жила затворницей до самой своей смерти. Проливала слёзы над розами. А были они белее снега белого - цвета её печали - венчального платья. И цвета алой крови, которой её сердечко обливалось. И цвета солнца. Самого для неё милого цвета. Как золото - её любовь. Вечная!

  От дворцовой усадьбы остались храм и Покровский дворец(возможно - арх. Бартоломео Растрелли). Влад. 42-44 на ул. Гастелло и уч.83 на ул. Бакунинская.

                О зелёном острове в Долгом переулке.

Что видел 14-летний Валя Серов из окон квартиры своего учителя, то и писал красками на маленьких холстах. Учителем был художник И.Е.Репин. А из окна можно было рассмотреть: неясно, в отдалении - Кремль, близко, вокруг - садики с берёзками и фруктовыми деревьями, домики, построечки, сарайчики. И обязательно ученик находил на своих картинах место для купы деревьев, что росли в Долгом переулке. Так, ничего особенного: осины, берёза. Но мальчику нравилось "схватить" и мелкими, переливающимися мазками запечатлеть на холсте игру света в листве их крон. В этот год во Франции проходила уже 4-я выставка художников, рисующих свет - импрессионистов. Через 10 лет упорного труда Валя тоже станет импрессионистом.

  Эти же осины и берёзу - зелёный остров через 20 лет попробует писать другой художник Василий Кандинский(был почти ровесником В.Серову).
Василий окончил юридический факультет Московского университета, поработал в дирекции типографии. Увидел на художественной выставке картину французского импрессиониста Клода Моне и (как судьба изменчива) в свои 30 лет решил стать художником. Уехал учиться в Германию. Поучился там-сям писать картины. Почувствовав, что напитался учёбой до скуки, открыл свою частную школу.
В.Кандинский вернулся в Россию перед Первой Мировой. С большими деньгами. Выстроил в Долгом переулке доходный дом с квартирой для себя на 6-м этаже. И мастерской в башенке.

    Открывай окно и пиши на пленэре зелёный остров, как писал свои "Тополя" Клод Моне. Но беда! Со своим стилем письма Василий ещё не определился. Да и некогда - выполнял разные поручения "Мюнхенского художественного объединения", устраивал вечера, заводил нужные знакомства, благо деньги и рекомендации позволяли.

    А другие художники рвались друг перед другом - создавали новое искусство. Искали для народа первообраз красоты. Вокруг что творилось! Не только в культуре, но и в политической системе, в обществе, в стиле жизни проходила демократизация. Ни буржуа, ни интеллигент (к 1917г. - 1млн.чел.), ни представитель сословия свободных сельских обывателей (к 1917г. - св. 100млн. чел.), захотев окружить себя искусством, уже не желали вешать на стены своих жилищ картины передвижников, потому что форма их, хоть, и была прекрасна, но содержание - лишено счастья. А хотелось гражданам, наперекор всему, радости и счастья.

    В.А.Серов умер в 1911 году. Сердце. К этому времени в художественной жизни стилей и направлений - как в калейдоскопе: и импрессионизм, и символизм, кубизм и футуризм.

   Абстрактная живопись появилась в мастерской В.Кандинского. Появлению странной игры цветовых пятен поспособствовали не творческие поиски, а, как мне кажется, коммерциализация. Не все художники голодали, были такие, которые имели покупателей за границей. Европу радостным русским импрессионизмом уже не удивишь. И искусством народного примитива - тоже. Ей хотелось того, к чему уже привыкла: страстей и драмы русской души. Иностранцы нашли "русскую душу" в картинах Кандинского, где геометрические формы и части человеческих тел бурлили, преображались, устраивались в каком-то порядке. Присмотришься - и покажется, что цветовые пятна вибрируют, а фигуры двигаются. Какие чувства, какие тайны изобразил Кандинский?!

   Он преуспевал. Прикупил ещё земли. Рядом. В Долгом переулке. Велел вырубить, растущие там, осины и берёзу, которые когда-то писал В.Серов, которыми сам когда-то восхищался. Нужно было строить новую виллу-ателье!
Не судьба! Революция. И земля, и многоквартирный дом экспроприированы. Кандинский вернулся в Германию.

   Смотрю на картину “Сумеречное”. Дерево? Древо жизни. Ломаные формы, мрачные цвета. Кричат не о том ли, что оно пережило и Райский сад, и Всемирный Потоп. А что всего тяжелее - себя.

  Современные адреса: дом Репина - Земледельческий пер.,9, дом Кандинского - ул.Бурденко,8.