Природа Крыма - для осознания самого себя

Юрий Красавин
Бахчисарайский фантом

Природа Крыма не только для отдыха, но и для осознания самого себя

Побывав в Крыму нынешним летом вдруг понял, какое слово больше всего подходит, чтобы описать уникальность полуострова, расположенного посреди Черного моря и доставшегося этой весной россиянам. Эссенция! И в самом деле – природа Крыма, его уникальные горные ландшафты и органично вписывающиеся в них архитектурные ансамбли напоминают собой сгусток творений, характерных для самых разных эпох и культур. Солнечный полуостров  представляет их суть, сущность, естество.

Особенно это становится ясно, если отправиться на экскурсию в Бахчисарай, бывшую столицу Крымского ханства. Например, выйдя на автовокзале и проехав на городском автобусе к историческому сердцу города, где расположен ханский дворец, меж горных гряд вдруг заметил глыбу скалы, что очень напоминает Метеоры – совершенно импозантные геологические образования близ греческого городка Каламбака, где монахи образовали семь православных монастырей. Такие переклички встречаются в Крыму часто.

У Пушкина

Первым делом самостоятельно организовавший себе поездку в Бахчисарай турист устремится к … «Пушкину». Ну как же, все мы помним строки восточной поэмы великого поэта, посвященные Бахчисарайскому фонтану:

«Гирей сидел, потупя взор;
Янтарь в устах его дымился…»

В Бахчисарае есть популярное среди туристов кафе «Пушкинъ». Великого поэта мы готовы боготворить и цитировать, а вот блюда крымско-татарской кухни нам неведомы. Специально отобедал именно в татарском  кафе, чтобы приобщиться. Крымско-татарская кухня считается обильной и щедрой едой. Если не пугать себя незнакомыми и трудно запоминаемыми названиями типа янтык, кубэтэ, имам-баилды и буза, то вполне можно остановиться при изучении меню на том, что уже хорошо знакомо: летний салат, суп с фасолью, плов. Кстати, плов по-крымски готовят из местного продолговатого розового риса, с добавлением изюма, барбариса, мелких и нежирных кусочков свежей баранины. Кстати, недорого. Могу заверить, что цены в Крыму у татар не кусаются, и они не выше, чем на побережье моря Эгейского, куда миллионами устремляются россияне. Может, потому, что в кафе я был единственным посетителем и чувствовал себя как падишах. Молодой официант подробно расспросил, понравился ли мне салат, вкусен ли плов. Изумительно!
Подкрепившись, турист может отправиться в ханские покои.

Хансарай – главный исторический памятник и туристический объект крымских татар. Несмотря на трудную судьбу, а музейный комплекс пережил как фашистскую оккупацию, так время советского неприятия, экспозиция  в целом хорошо сохранилась, и в наши дни здесь в основном предметы, собранные еще до начала прошлого века.

Что касается бахчисарайского фонтана, то он сразу у входа направо. Правда, экскурсовод, а подслушивать индивидуальным туристам не запрещено,  заметила  своей группе, что тот самый фонтан, описанный поэтами, не здесь. В одной из башен есть и комнатный фонтанчик, более скромный, но, несомненно, достойный внимания. Туристы не пожалели денег на дополнительную плату за вход в башню, чтобы увидеть прославленное поэтом чудо. Лишь в конце экскурсии гид после дискуссии по вопросу о фонтане  вынужден был признать, что тот самый, пушкинский бахчисарайский фонтан слез – поэтический, то есть плод воображения. Материализацией же может служить любой фонтан – какой понравится. Мне понравился такой метод разрешения споров.

Неудобство посещения Хансарая по жалобам туристов как раз в том, что вход на территорию дворца, то есть в парк, бесплатный, а чтобы заглянуть в ханские покои, гарем или оружейную комнату, надо каждый раз платить дополнительно. Такое положение вещей, как объясняют музейные работники, является наследием недофинансирования. Когда Крым был в составе Украины, наследие крымско-татарской культуры поставили на самоокупаемость. Поэтому каждая группа работников поддерживает свою музейную секцию и собирает деньги на её существование.

С присоединением Крыма к России весной этого года появилась надежда, что российское министерство культуры будет поддерживать комплекс Хансарая , но в Москве, похоже, ещё не определилось. Трудности не только бумажного характера. На территории музея хранятся не только безусловно ценные экспонаты. В одном из уголков парка, куда туристов стараются не заводить, дабы избежать неудобных вопросов, находится могила человека, которого активисты меджлиса провозгласили «выдающимся государственным деятелем крымско-татарского народа», хотя его прошлое тесно связано с руководством батальона СС. 

Тем не менее, в мае 2007 года тело демонстративно перезахоронили близ здания медресе. Такое действо даже на Украине было встречено с критикой и названо «профашистской акцией». Так что России вместе в Крымом перешли и острые национальные проблемы полуострова. И если в Севастополе, Ялте, Форосе, по моим наблюдениям, царит тихое удовлетворение перемещением Крыма в другое государство, то в Симферополе видны автомашины с   флагами крымско-татарского меджлиса. Чьи-то национальные амбиции ещё не удовлетворены.

Имя человека, чей прах был вывезен зачем-то из Германии, не называю нарочито. Пусть лучше прозвучит другое – Амет-Хан Султан. За время войны этот летчик, дважды герой Советского Союза, совершил 603 боевых вылета, провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил 30 самолётов противника. В Красную амию пошло воевать примерно столько же крымских татар, сколько оказалось и по другую линию фронта.

Икона в скале

Близ Бахчисарая пока один мужской монастырь: пещерный Свято-Успенский. Он был основан ещё византийскими монахами и сейчас переживает период бурного расширения. Говорят, что и икона в скале здесь – из Византии. Согласно преданию, пастух нашел её в горах и взял с собой, но она каждый раз возвращалась на камни. Такие вот чудеса. После советских гонений на монастырь здесь восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница.
В наши дни по всему ущелью разносится стук молотков о камни. Судя по всему, монастырские угодья перенесутся на другую сторону каньона.

Туристов здесь даже в безлюдный сезон этого года очень много. В пещерном храме им тесновато. Для гостей монахи организуют бесплатные экскурсии. Мало кто из туристов уходит без сувенира или без того, чтобы поставить поминальную свечку.

На прилегающей территории, кстати, находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 годов, а также братская могила советских воинов.

Пошли в гору

Если у туриста, поднявшегося к монастырю на пару километров вверх от Бахчисарая есть ещё силы, то он идет дальше – в пещерный город Чуфут-Кале. Это древнее поселение отверженных от общества караимов. Представителям малого крымского народа крымские ханы не разрешали проживать вместе со всеми в Бахчисарае, и люди вынуждены были находить место своим домам в скалистых отрогах. Путь туда неблизкий – еще километров пять в гору!  По дороге встречается много сувенирных палаток, где можно передохнуть и поговорить с торговками.

Раньше, значит, простой люд по этим каменистым тропам каждый день ходил из пещерного города в Бахчисарай, а теперь наоборот: в районном центре работы не хватает, и жителям приходится идти к пещерному городу, чтобы хоть как-то заработать на жизнь. Самое прибыльное место, конечно же, на городских воротах  Чуфут-Кале. Здесь с туристов опять берут плату, извиняясь за то, что билеты и разрешения на сбор пока от украинского ведомства.  Все, что ни поменяется в ближайшие годы в Крыму — все к лучшему.

Опубликовано с сокращениями:
http://novved.ru/obshchestvo/31539-bakhchisarajskij-fantom.html