Эпоха перемен Глава 5

Алекс фон Джаго
 Как на берег сошли - суета началась. Я ведь после перелёта получился вроде Чкалова (а может и Гагарина даже). Став военнослужащим, для непрекращающихся выступлений и прочих митингов срочно пришлось потратиться на мундир парадный (70 рублей), сапоги офицерские парадные (20 рублей), фуражка (3 рубля).

 Смягчил мои траты король Швеции - Густав 5-й. Прислал прекрасный палаш хьюскварнской стали (зачем он мне в небе? и не в небе? ствол ведь тесть одолжит, если что). В знак заслуг, а так же пиар и его державы. Когда Николай Александрович "спонсору" моему Алексей Александровичу Владимира 4-й степени одевал, то шепнул, чтоб он теперь "обещанный" приз за перелёт зажать не вздумал - всё мол по чесноку. А на "новый ножичек" посмотрев, пожаловал мне ещё и "Клюкву" - Анну 4-й степени. Так, мол, красивей будет, и лишний полтинник к пенсии не повредит. Формулировку "за что" придумают после.
 
  Ну и купечество Питера (правда, не такое понтовое, как москвичи), так же кинулось всяческие подписки производить. Только заранее я попросил, безделушек не покупать, а лучше Фонд организовать, или Общество - например "Добролёт". Авиация не должна быть спортом элиты.

  Бомонд же столичный затащил к художнику Кустодиеву. Борис Михайлович уже хворал и даже работал в инвалидном кресле. Но очень желал мой портрет написать. БЕЗВОЗМЕЗДНО! У нас же фотоаппарат имелся, и позировать получалось долго и скучно, да и не интересно без жены. Даже фотку показал, где мы с ней в кабине "Чижа",  а мастер её на память с автографом выпросил.

 Правда, потом получил я с этой фотографии "копию" - метр на полтора, в рамке. И самолёт почему-то раскрашен в чижиковские желтое с зеленым. Весёленькая картинка вышла, Таня правда поскрипывала - видите ли, слишком толстой получилась. Не понимает, глупая, в чём женская прелесть, и есть у художника право приукрашивать действительность.

  Представлен также был Великому Князю Александру Михайловичу - он так же в последнее время к авиации не ровно дышал, хотя год назад вице-адмирала получил и до того партами да торговым флотом заведовал.  Теперь числился шефом императорского военно-воздушного флота. Ведь у России  более четверти века как имелся воздухоплавательный парк, и синюю парадку мне шили согласно модели положенной команде аэронавтов Управления Воздухо Плаванья (УВП). Базируясь в Волковой Деревне, накопилось там немало основных фондов.

 Имелась балонная  мастерская, сетевая мастерская, голубиная служба и много прочего. Год назад тамошнему начальнику - генерал-майору Кованько поручили пять аэропланов достроить, но дальше пары ангаров дело не продвинулось. Хотя даже аэродинамическую трубу возвели. Классический "генерал - кавалерист" с наскоку бравшийся за любое поручение, считающий, что "руководитель" - это профессия. Летучий корабль он, разумеется, не сострогал, но денег казённых освоить много успел, и не всегда в пустую - аэродром и казармы, к примеру, весьма не дурным получились. Да и из им укомплектованного штата, немало фанатов неба можно было выбрать.

   Великий Князь в Волкову Деревню нас с тестем свозил, но в дороге поведал, что эту "черную дыру", столько денег сожравшую прикрыть настроен, и новую на голом месте открывать. Как раз на постройку нового флота народ по подписке деньги собрал. Так из них 900 тысяч рубликов можно кинуть на покупку у знакомого, приятного особнячка в Севастополе. Там, правда, не то что аэродрома в помине нет, но и землю под него ещё искать и искать. Место ведь курортное. Но держава у нас богатая - со временем из Думы миллиончиков несколько вытрясти удастся и завертится всё. А здесь - похерим.

  Тестя от таких речей аж затрясло. Мы недоедали ради дела, а тут ТАКИМИ основными фондами швыряются, когда война на носу. И выдал предложение. Пусть "Кача" (он то знал как-то училище назовётся) потерпит до победы, а пока строить аэродромы там следует, "откель грозить мы будем ..." не шведам, а немцам, на сей раз. И в этой "деревне", на имеющихся мощностях выдаст он первый аэроплан уже через месяц (про "ожидающие своего часа" заготовки хитро умолчав).

 А я из семейной солидарности пообещал с этого аэродрома первого курсанта через неделю в небо поднять - пусть пока желающие записываются. Раз так нужна лётная школа - будет. Здесь и сейчас, а как готов будет Эзельский аэродром, переберёмся туда. Бешенные НАРОДНЫЕ бабки лучше на создание на  этом месте реального авиазавода направить, при нём аэродром так же необходим. Привыкли мы - ткнёт "царь" в карту пальчиком, и ташкентские дыкхане в авиастроители превращаются. Но чуть отвернись - завод на металлолом, а сами в тот же Питер гостарбайтерами,  улицы мести. А ведь разбрасываемые миллионы и миллиарды изо рта русских людей вытащены. Можно ли осуждать идущего на бойню солдата, пропившего со страху сапоги, когда он на примере генералов (и выше) видит, что "у царя  всего много"?

По рукам с "августейшим" хлопнули, нашему "боссу" - генералу Кованько поручили и дальше казармы строить (это у него выходило хорошо), а сами кинулись "за базар отвечать" (на поезд и в Ригу).

  Решено было "частную лётную школу" при "Моторе" сохранить - пусть там барон с генеральской дочкой на "Чижике" и дальше богатеньких Буратин доят. За компанию и "за Эзелем" поглядывают - туда из рижского порта частенько различное маломерное плавает. Когда же ВПП построят, так и слетать не далеко - в Ирбенском проливе берега видны.  Без хозяйского пригляда подрядчики на земляных работах очень любят сметы завышать, а цемент в бетон не докладывать. На этом попрощался с соратниками, и сев на этот раз на "Грибок", полетел ... в Москву!

  Это меня "спонсор" на награждении подловил и заявил, что даже на приказ царя не глянет и денег не отдаст, пока я его перед другими московскими купцами не выделю. Что уж делать - от понтов Первопрестольная всегда "светилась". Так что авиаперелёт с одной дозаправкой, на новом аппарате  и движке был неизбежен, хоть и не особо сложен. Официально, летное поле на Ходынке открыть ещё не успели, но сесть я умудрился, Бога благодаря, что колёса ям не поймали. На сутки задержаться в городе пришлось. Благо мундир с сапогами прихватил, так что в Собраниях блистал во всей красе. Но на блеск и деньги как мотыльки летят. 

 Пожав несколько сот купеческих ладошек, казну Общества "Добролёт" почти на сто тысяч пополнил. Да перед следующим перелётом в северную столицу отъелся деликатесами и отдохнул прилично. А как "у себя" (УЖЕ) в Волчьей Деревне приземлился, то пока мотор не остыл, первому подбежавшему к аппарату штабс-капитану команды аэронавтов УПвелел на место лет-наба садиться и парадку мою при этом постараться не помять. Свои обязательства тем самым честно исполнив - ровно через неделю практически начав обучать пилотированию первого слушателя Офицерской школы - Владимира Павловича Быстрицкого.

 Перст судьбы то, или просто случайность, но штабс - как раз из фанатов попался. Закончив Михайловское артиллерийское, как только возможно стремился он в небо, и даже за воздухоплаванье на баллонах, "Станислава" третьей степени выслужил. Стоит ли говорить ему, что катавший его полковник, и так же Кавалер, всего пару лет назад рядовым дембелем являлся? Но прошедший все ступеньки военной карьеры офицер, очень в дальнейшем и мне помог "немножко другого государства" службу понимать, и господам "школярам" разъяснять нюансы авиации.

  Похлопотней выпало тестю своё слово выдержать. Конечно, авральная перегрузка заготовок "Грибков" из склада готовой продукции арендованной столярки в "столыпинские" вагоны, а на платформы рейсмусов, циркулярок и даже нашей алюминиевой "яхты",  выглядела эффектно. Но ведь на новом месте в одиночку ему это ЛЕГО на сложить, а бывшие подчинённые погон не носят и по приказу перемещаться не обязаны.

  Но с другой стороны, столяра и станочники-деревообделочники на "Моторе" больше не требуются - предприятие начинает специализироваться только на металлообработке. Их же бывший начальник цеха гарантирует на новом месте привычную (и гарантированную, поскольку завод казённый) работу. Более того, возможность ТАМ купить в строящемся доме СО ВСЕМИ УДОБСТВАМИ квартиру в ипотеку. Банк, под это дело кредитом рискнувший, найдётся - гарант то будет ...(сами догадайтесь)! А для того что бы первое время пережить - казармы добротные имеются, там и руководство всё бок о бок расквартируется. Не обидно!

    Калеп так же обиженным не остался. Во первых - монаршья воля, а во вторых - объёмы заказов на моторы подскакивали в разы (правда с пожеланием того же монарха, бы в разы повысить мощность движков). Намекнуть, что требуется хотя бы тысяча лошадок, я не мог - боялся за психическое здоровье инженера.

 Опять, будто и не переезжали, закрутились серые, творческие будни. Практически без выходных и проходных. Это я раньше думал, что тружусь усиленно, теперь же, одев погоны, и начав отвечать ещё и за то, что солдатик-раздолбай из увольнения в срок не вернулся, понял на сколько заблуждался.

   А тут ещё и НАСТОЯТЕЛЬНАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ  Государя поступить в Императорскую Николаевскую военную академию. Деликатный человек заметил прорехи в моём кругозоре, а это, по его мнению, являлось вредным для государства. Вот так! Да и где ещё ВВС, как новый род войск, создавать. Ведь это не только самолётики, а сложнейшая система их обеспечения, тактики и т.д. 

   Тамошний начальник - генерал-лейтенант Щербачёв, сумел подобрать прекрасную профессуру, и совместно с ними мне следовало теорией заняться. В основном учась, но зачастую и уча. Формальности по поступлению и особый график занятий (очно-заочный) решились "позвоночным" образом. Но это был не блат, а необходимость -  ведь я также и сам своих "школяров" в облаках натаскивал.  Кстати, не только их. Чтобы при совместной разработке тактики взаимодействия родов войск, профессор (и так же полковник) Головин  Николай Николаевич "почувствовал разницу", пришлось и его "в небо уйду, диги-диги-ду". Затем "катал" Кельчевского, Незнамова (всё полковники, но профессора). И ряд сокурсников, с кем сдружился, или чьи фамилии по грядущей Великой войне уже мне знакомы были.

  Даже в соавторстве (а как же без этого) книжка ДСП вышла "Авиация в грядущей войне", ну и несколько статей в специализированных издательствах. Хотя, всё больше в общих тонах - шпиономания и меня зацепила. Кстати обоснованно - ведь ещё в Риге меня через баронов германский генштаб завербовать пытался. Интересно бы было с ними поиграть, но ни сил, ни времени на то уже не оставалось, потому прикинулся валенком.

  В 1911 году экономику у нас стал вести Василий Георгиевич Болдырев, и я счёл необходимым свести его с тестем. Хоть оба и заняты были сверх меры, но книжки этот "творческий коллектив" стал как пирожки печь - ежегодно по штуке. Причем не болтологию в стиле учебных пособий ВПШ, а действительно серьёзные труды. Склоняющие в условиях России к созданию "корпоративного государства". А когда в приватной беседе Государь поинтересовался у тестя уж не социалист ли он, то выдал мой родственник (из верноподданнических чувств)  месторасположение Заревшанского золотоносного участка в Туркестане. Вспомнил по песне:" ...Уч-Кудук - три колодца...". 

 Там правда больше двухсот верст водопровод от Аму-Дарьи тянуть, и насыпавшегося песка шесть метров срывать, но все затраты окупятся в момент. А с ТАКИМ золотым запасом нас САСШ без всякого ленд-лиза хоть боеприпасами, хоть противогазами, ещё до грядущей войны завалят.

 Боеприпасы очень кстати оказались. Осенью 1911 года проводились Большие манёвры Варшавского В.О.  Так под этим предлогом удалось легально (но не афишируя) завести в Царство Польское практически всю их имеющуюся в государстве наличность, и тайно складировать. Построили так же к учениям и несколько аэродромов, со всей инфраструктурой. Особое внимание уделялось той взлётке, что строилась севернее Млавы.

  На манёврах присутствовали иностранные военные наблюдатели и особых "зверств" им, разумеется, не показывали. Пяток "Грибков" и пяток "Чижей", да дирижабль, проводили разведку (с "безопасных" 600 метров) и обеспечивали связь между соединениями. А лейтенант Дыбовский и поручик Гальгер скодакировали объекты (провели аэрофотосъёмку). Шоу удалось на славу, и заслужил я "Станислава". Довольно симпатичная некогда польская награда, но считавшаяся "низшей" среди орденов Империи. Обычно предназначенная для мелких чиновников за "жопарство", правда им, в отличие от моего, вручалась цацка "без мечей".

  Кстати, такой же удалось выхлопотать и для Макса фон Траутмана (прихватил и этого "асса люфтваффе" на учения), ибо не знал, как ещё поощрить честного и преданного человека. Когда я вручил ему "спонсорские" 200 тысяч "на стройку", то ожидал, что через полгода он опять будет денег клянчить. А остзеец нашёл в Германии подрядчиков, которые не то что уложились в бюджет, но и качество их работ было выше всяческих похвал. Взлётка имела бетонное покрытие (и я был уверен, что на века), а замку не то что вернулся первозданный вид, он превратился ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ! Как снаружи, так и изнутри, вплоть до изразцов и прочих излишеств. И ДАЖЕ ДЕНЬГИ ОСТАЛИСЬ!

 Что оказалось кстати, они потребовались на первое время, для обеспечения первых выпускников пока существовавшей на Волковой речке Офицерской школы (русский бардак был всегда). Вот своим "наместником" на Эзеле я этого немца и поставил - пусть прививает ордунг.

  Ещё одно новоселье пережить получилось. Закончилось строительство нашего кооперативного дома, в коем я трёшку оплатил. Дом вышел "солидный" - прям сталинка с высокими потолками, имелась своя скважина и собственная котельня и только вместо газовой стояла электроплитка. На нашей площадке и тесть такую же себе купил, а этажом выше поселился слесарь с завода и молодой конструктор Сикорский. Лизинг по карману всем получался (если работать и не пить). Для Танюши  быт стал особенно актуален - пребывала в тягости и комната в общаге начала мою жену угнетать. Древний инстинкт затребовал гнездо свить, и оно ей удалось, но и во мне инстинкт добытчика проснулся. Согласился на давнее приглашение на охоту и, вернувшись, бросил к ногам любимой медвежью шкуру.

 Ценности особой шкура не представляла - за трояк уже выделанную купить несложно, но добыл то трофей я на Царской охоте! Поимев опосля беседу за чарочкой "на крови" и с Государём и с Великим Князем Александром Михайловичем. Дело в том, что уж очень последнему хотелось те народные деньги, что на восстановление флота собраны были, в мегапроекты вбухивать - линкоры строить. Чтобы потом над этой дорогущей цацкой трястись и у портовой стенки гноить? А тысячи "товарищей матросов" от безделья там будут водочку с кокаином потреблять, да о "справедливости" размышлять - как бы всё отнять да поделить.  Держава наша океанской пока не являлась, так нечего в спешке её таковой пытаться сделать, когда война на носу.

  Рассказал я как японцы в 41-м на Пирл-Харбор напали, и чего стоит авиация, если её с умом применить. Разумеется, до авианосцев Россия пока не доросла, но вот баржи угольные (хоть для взлёта) и приспособить успеем, и пилотов натренируем с них подниматься. Ныне следует начинать лётчиков к штурмовке приучать, причём от великой нашей бедности, на морскую и наземную не деля. Универсал всегда хуже специалиста.

 Но после налёта на Пилау и Данцинг аэропланам потребуется не обратно на баржи возвращаться, а дальше на юг лететь и садиться уже в Польше. И уже с тамошних аэродромов сухопутные армии поддерживать. Море же тогда и нашим скромным флотом контролировать будет не сложно, устроив морскую блокаду Восточной Пруссии. А при действенной поддержке авиации, и сухопутная будет достигнута. Тут главное, успеть всё провести пока главные силы германцев (в расчёте на нашу неповоротливость) будут Париж штурмовать.