Эпоха перемен Глава 4

Алекс фон Джаго
Триумф получился смазанным, ибо на следующий день на открытие памятника предку прибывал в Ригу Николай 2-й. Но с другой стороны можно было заявить "свой мировой рекорд я посвящаю ..." и быть при этом услышанным. При этом скромность демонстрировать и не выпячиваться, чтоб заметили - охотников за благосклонным взглядом монарха имелось в избытке. Яхта "Штандарт" в Ригу после уже обеда подошла, так Государю за остаток дня требовалось Дом Черноголовых (купеческий) и Дом Лифляндского рыцарства (дворянский) посетить и сотням (если не тысячам) быть представленным.

  Кого в такой толпе можно запомнить? Но вот на ужин на яхте нас с Бахрушиным (ожидаемо) позвали, хотя и он проходил не "при свечах". А я ещё и тестя с его гитарой взять осмелился, и не пожалел. Опять банкет закончился хоровым исполнением "...потому что мы пилоты, небо наш родимый дом...", и массой "нужных", но в основном ничего не значащих знакомств. Хотя, очередной проникновенный спич Андрея Владимировича и Царя подействовал - он также был всего лишь человек. Минут пять нам лично, после этого уделено было, причём дворней заранее приказано было только на вопросы отвечать и ничего не просить (а то им меньше останется - шутки ли, почти четыре сотни свиты понаехало, было б у нас столько пилотов!).

 Николая интересовало военное применение аэропланов и тут было лучше показать, чем рассказать. На следующий день ему требовалось памятник пра-пра-прадедушке открывать, и мы испросили разрешения в торжественный момент над празднеством пролететь (и получили). А через день Государь намеревался посетить расположение военного лагеря в Саласпилсе (в то время он назывался по-немецки - Кирхгольм) вот там то и договорились мы свои возможности продемонстрировать.

  Полетел взяв лёт.набом  Таню. Во время первого круга она через дырку в полу торжество хорошенько пофоткала. Затем пошли "на штурмовку" и к ногам Императора упал букет. На десерт "распылили" над толпой пачку верноподданических листовок.

  "На рейс" в Саласпилс со мной отправился уже тесть. Причем нарядился он в ту самую "берёзку", в которой ко мне ещё в ТОЙ жизни рыбачить приехал, да и "Тигра" также прихватил. И ОДЕЛ ПАРАШЮТ! Выпрыгнул с тысячи метров (купол раскрылся штатно), но ветерок снёс десантника к реке, что дало ему возможность из поля зрения наблюдателей ( и охраны) выпасть, а потом уже совсем из другого места перестрелять десяток воздушных шариков, что запускала Танюша. Старый конь борозды не портит, и есть ещё порох в пороховницах.

  Все были в шоке, особенно личная охрана Николая. Ведь выводы сделаны были ещё, когда к его ногам букет с неба упал. Но с другой стороны, мы то не "против", а "за"! И бомбы вместо букетов готовы бросать во врагов монарха. Кстати, Таня предъявила сделанные накануне очень качественные снимки праздника, показав возможности аэрофотосъёмки.

  На следующий день свита запланировала Государю посещение уже "нашего" Задвинья. У церкви Святой Троицы (где полгода назад мы с Таней венчались) посадил он "положенные" деревья, а потом внепланово затребовал отвезти на "Мотор". И там, застав нас "в текучке и комбезах", вопросы стал задавать без скуки в глазах. Под конец, наплевав на охрану, сам в небо запросился.  Пришлось уступить, правда при условии, что парашют оденет и за колечко дёрнет "если что". А так же, будучи заядлым фотографом, попросил монарх у Тани её "ПРАКТИКУ" виды поснимать, а она показала "какую кнопочку нажимать".

 По приземлении (разумеется, удачном), позволено нам было сделать ещё групповой снимок с Его Императорским Величеством. И опять только на вопросы отвечать. Их в этот раз оказалось слишком много - из чего сделан винт, яхта, плёнка в фотоаппарате и т.д.  Поняв, что визит из графика выбивается, пригласил нас Николай с ним на яхте до столицы пропутешествовать, что бы в дороге наговориться. Причём отход планировался уже вечером.

  Времени оставалось только скоренько умыться, да переодеться. Чуть не опоздав, прямо к пирсу Калеп нас на своём авто подкатил. На следующий день на ипподроме в Золитуде на "митинги" (демонстрационные полёты) "Чиж" записывали заранее, но мадемуазель Зверева обязана была справиться не хуже моего. А вместо тестя, Макс производством поруководит - у него это получалось даже лучше (породу не пропьёшь).

  Упускать возможно единственный шанс мог только ненормальный. А тут вдобавок "Штандарт" вновь мимо Эзеля проходил, так что шанс выпадал аж двойной. С напрягом, но удалось уболтать Государя завернуть в столицу острова - древний Аренсбург ("Орлиное Гнездо" по нем.). На моей памяти называвшиеся и Кингисепп, и Курессааре. Уж очень хотелось показать царю "тот аэродром", с которого через четыре десятка лет русские парни полетят бомбить Берлин.

  Жаль, что сказать истинную причину возможности не было, но на стратегическое расположение места указать право имел. Да, если баронам за "щедрый дар" данкешён сам царь выразит - людям приятно будет, а казне - бесплатно. А то   Ригу покидая, только нищим 16 тысяч рубликов оставили (больше чем сам памятник стоил). "Чтобы помнили!" - наказав. Как же! Как раз нищие латыши да евреи и "вспомнят". В Ипатьевском доме. А ведь по тутошним ценам, этих денег на постройку приличного аэродрома с ангарами хватило б.

  Спонтанный "митинг во время автопробега", с "закладкой" авиашколы самим царём, своей неожиданностью  всех потряс. Почти также, как известие о том, что Николай в воздух на аэроплане поднимался. "Чтобы верили", Танюша щёлкала затвором как профессиональный папарацци. Наверняка по приходу в Питер, газеты "умудрятся" получить великолепно исполненные фотосвидетельства благоволения Государя к "щедрым жертвователям" на нужды авиации. Ведь отдать зАмок под авиашколу - это круто!

   Хотя последний его  ЗАКОННЫЙ владелец - епископ Иоганн фон Мюнхгаузен (угадайте, чей родственник), продал строение датской короне, которая "своему" Магнусу эту жилплощадь определила. А  вот потом, уже "наш" Иоанн Васильевич (который Грозный), Ливонскую войну затеял, чтобы этому самому Магнусу "Ливонское королевство" собрать. А как не получилось, с тех-то пор вот и ветшало выморочное имущество. Правда и штурмов не знало, воюя только со временем. Требуя теперь ремонта и реставрации, но не восстановления.

   Только пока цены тут на землю не взлетели, используя ТАКОЙ административный ресурс, я  поблизости и поле для будущего аэродрома прикупил. Завтра землевладельцы очухаются, потому ковать следует пока горячо. Кстати, прослышав о сделке, расходы (хоть и не великие) Е.И.В. повелел из казны оплатить, и построить всё так, как укажу. Получиться должно не дорого - стройматериал местный. Доломит прямо под ногами.

 
  Когда "Штандарт" отчалил и взял курс на Санкт-Петербург, Николай Александрович нас всех троих пригласил к себе в кабинет для "приватной беседы". И достал из папки, лежащей на столе, три "катеньки" (сторублёвки). А потом заявил, что это не фальшивые деньги, но казначейство ассигнации с такими номерами ещё не выпускало. Причём "по свету" разошлись эти купюры из наших рук. И если бы не маниакальная внимательность мелкого банковского служащего и тот факт, что Рижский полицмейстер является лучшим в империи, никто бы внимания на нас не обратил. Но все действия наши были направлены только во благо трона и страны, и о бедствиях, что пережили во благо своей цели, ему известно. Знал даже про "тайный самолёт" что у Макса спрятан. А далее следовал простой вопрос - кто мы?
 
  Врать и отпираться смысла не было - раз смогли цепочку проследить и доложить САМОМУ, значит, улики имеются железные. Да и в папочке, кроме денег и листочки исписанные заметить успел. "Дело" наверняка сшито грамотно, но не царское это занятие фальшивомонетчиков на собственной яхте пытать. Он ведь до того жизнь свою нам в руки вверял. Значит всё серьёзней, и непонятки достигли уже планетарного масштаба. Может даже за посланцев с небес принимают? Хотя, как назвать ту силу, что закинуть через время способна? Да и выдержит ли психика простого человека той трагической информации о его будущем? Ванга ведь также  всегда только иносказательно "прорицает".

  Вот и отвечать пришлось честно, но по минимуму. Мы не ангелы, не бесы, мы простые люди, и такие же игрушки в руках судьбы, как и прочее население земли. Кто закинул нас сюда из параллельного мира - не знаем. Но ТАМ и нашу страну, и всю планету в эти времена большие потрясения ожидали. В 1914 году Мировая война началась, а потом многие страны, и Россию в том числе, великая смута охватила. В итоге - четыре мировые империи развалились, а десятки миллионов человек погибли. Вот и стараемся мы нынче, чтобы этот счёт, хоть среди русских снизить.

 Хочешь мира - готовься к войне. А то что питаться некоторое время однообразно пришлось, так это ничто по сравнению с теми тяготами и смертями (в том числе и голодными), что ждёт человечество. Сознание этого и укрепляло дух, и терпеть заставляло. Для нас Великая война уже началась, а на войне долг всем исполнять честно требуется - иначе не победить. Только Вы, Государь, первый человек, кому в том признались. И то, потому что спросили. А для прочей публики маску весёлых и безбашенных снимать не станем. Хотя, будучи просто людьми, и страху, и боли в душе подвержены.

  А теперь можем разъяснить любые подробности, только раз какая-то сила сюда нас закинула, то ход истории УЖЕ изменился (про бабочку Бредбери попутно рассказали). Так что есть ли смысл знать всё то плохое, что пока только в наших головах покоится? Многие знания - многие беды. Может лучше просто и дальше честно исполнять долг, что судьба на плечи каждому возложила?

  Не знаю, был ли Николай 2-й мистиком ранее, или это болезнь сына таковым его сделала. Но ведь в "особенность" Распутина он верил! Поверил и в нас. И глобальными вопросами более не интересовался, а перешёл на конкретно авиационный профиль. Причем чисто по русски: "Что делать?" и "Кто виноват?

А вот тут-то у нас каждого развёрнутый план имелся, и подставляй только царь-государь свободные уши. А самый сказочный злодей оказался директор "вагонки" (или как там его)! Уже полгода гад мотор новый мурыжит, хотя на свадьбе в присутствии тестя и ещё нескольких сот свидетелей торжественно клялся (в подпитии) безотлагательно к его производству приступить.

  Но если без смеха. То та же Британия стала "Царицей морей" в пору, когда корабли из дерева строили. И хоть все дубравы она задолго до того у себя извела, а у России леса больше всего в мире, получилось как то противоестественно. Аналогично и нынче происходит - самолёты пока деревянные, тут бы нам лидерство и захватывать. Даже в следующую войну, лучший в мире штурмовик из лиственницы построят, но на перспективу о "крылатом металле" уже задумываться пора. А это - прежде сего ток! По крайней мере, четверть стоимости алюминия. То есть неизбежная "электрификация всей страны!" И срочный план ГОЭЛРО.

  Неожиданно "прорвало" тестя, и он в процессе беседы раскрылся ещё в одной своей ипостаси.  В студенческую молодость, под руководством фаната-препода Фаруха Мухамедова, грешил он в институтском "авиамодельном кружке". И "из того что было" (движок от "Аэро-145") слепил коллектив энтузиастов очень приличный 4-х местный "туристический" самолётик "РИИГА- 3". Вот, оказывается, почему он так лихо теперь аэропланы строит - и опыта, и теории в багаже поболе моего, а жизнь и всё "забытое" вспомнить заставила.

  Но "десерт" прямо убил. В "кружок" он оказывается и после выпуска заглядывал,  так неугомонный Фарух из мотолодки "Прогресс" гидросамолёт приличный смастерил - "РИИГА-74"(догадайтесь сами в каком году).
 
  Так и тесть на нашу "люминивую яхту" уже давно глаз положил, и более того, просчитал как её в "Каталину" переделать. Не нужно будет при перелёте из Стокгольма памперсы от страха пилоту поддевать – аэродром (или гидродром правильнее?) под тобой всюду. Приводняйся и чинись в случае неудачи, хотя и несколько моторов на аппарате - также прекрасная страховка.

  Но опять при постройке загвоздка в движке и хоть малости алюминия (Может послать гонца на ALCOA?). Хотя в истории авиастроения и фанерные гидросамолёты случались (причём неплохие). Но опять же, и фанеру Россия сама производить не умеет. Кругляк экспортируем - будто сырьевой придаток и почти колония. Так что куда не кинь - везде клин. И кризис можно назвать системным.

 Раз про амфибии заговорили, то на морскую авиацию речь сама перескочила. И элементарно удалось доказать, что аэроплан расходы на флот в текущий момент на порядки может сократить. Да и прорехи заткнуть, которые после русско-японской образовались. Но тут отдельная и долгая песня, хотя даже будущий опыт тех же японцев возможно использовать, вплоть до камикадзе (от нашей большой бедности, но фанатичности).

  С появлением самолёта следует пересмотреть всю тактику боя. Хоть на море, хоть на суше. Нынешний наш генералитет состоит из ветеранов-кавалеристов, и аэроплан как лошадь (только пошустрее) рассматривать станет. Додумавшись пилотов вестовыми гонять, в лучшем случае посылать "глянуть, где неприятель". Так что к грядущей войне готовясь, потребно кадры перетряхнуть - от закостеневших мозгов избавляясь. И к указанным выше "талантам" авиации, добавить ещё истребительный и бомбардировочный. А последнюю размежевать на стратегическую и фронтовую, причём на развитие штурмовой уделить особое внимание. Раз в производстве пушек конкуренцию не выдерживаем (ну нет в России Крупа!), то хоть "нашими юнкерами" следует прореху затыкать.

  Мы могли накопившееся ещё сутками изливать, но стало заметно, как у царя их ушей пар стал клубами валить и хором предложили ему переместиться в кают-компанию. Где на фоно уже вовсю лабали резко превратившийся в шлягер гимн лётчиков-наблюдателей: "мне с верху видно всё". А сколько ещё песен ХОРОШИХ И РАЗНЫХ заначено в наших головах. И мы то знаем, что это не менее сильное оружие, чем винтовка. Приспеет время, когда против "Капитала" с "Яблочком" из нашего "объединённого"  репертуара подберём что-либо более достойное.

   Оказывается, над верхней палубой натянут был тент, и происходили танцы. Николай Александрович предложил и нам присоединиться, но очень удивился, узнав, что подобным искусством не владеем. Поинтересовавшись, как с этим дела в будущем обстоят, с удивлением услышал, что качественно бальными танцами только профи и полу-профи владеют, а для масс существует "попрыгать". Даже в офицерских школах, на курсы бальных танцев желающие только в увольнительные ходят. Зато, практически все, по окончании училищ, имеют минимум любительские водительские права. Если специальность уж совсем с техникой не связана.

  За эту идею Государь и ухватился - времени до войны как раз хватит, что бы офицерский корпус (а генеральский тем более), вождению обучить. В училищах даром, младшим офицерам - со значительной скидкой (жалованье невелико у них), а уж обер-офицеры и выше - за собственный счёт. Вот отсев и произойдёт.

 Так всё недолгое плаванье и пробежало. Максимальная перекачка информации и брейки, когда видели по глазам, что мозг царя готов отключиться. Как уж потом он полученным распорядится - дело его. Но мы грех со своей души на его душу перекладываем. Раз уж он "Русской земли хозяин" -  ему и ответ перед Богом и людьми держать.

  Уже на подходе к Питеру, подвёл он резюме. "Мотор" так и далее выпуском моторов пусть занимается, но в значительно больших теперь объёмах. Специализация! Самолётостроением так же специализированное предприятие обязано заниматься - наше. А правильнее - частно-государственное, военное (с контрольным пакетом за казной), руководить коим тестю надлежит. По этой причине чин ему присваивается полковничий - что бы двери в кабинеты чинуш ногой открывать мог, а мало кому покажется, так и генеральские эполеты ему оденут.

 Мне, как начальнику авиашколы так же "папаху кинули" - сразу в полканы произвели. Но тут другой мотив, работа, мол, стрёмная, и если разобьюсь, то молодая вдова бедствовать не должна. За заботу, конечно, мерси, но холодок по спине пробежал. Так же всей троице по "Владимиру" (пока)! Я и для купца Бахрушина орденок попросил - спонсором ведь числился, да и эти цацки он весьма уважал (больше пуговиц). Возражений не было, пусть за награждением в Зимний едет.