Эпоха перемен Глава 1

Алекс фон Джаго
  Китайцы и врагу не желают в эпоху перемен жить, а меня вот угораздило. И благодарить за это мне то ли судьбу надо, то ли маму с папой, что не в то время на свет сына народили. Хотя родили-то как раз в ТО. Хоть и не сказать, что слишком уж богато или весело в советское время на Урале жилось, но сыты и одеты все были, а кто не хотел водовку кушать занятие себе по душе найти мог. Меня вот к механике разной тянуло, так прям на нашей Латвийской улице при ДК два энтузиаста самолёты из того, что было, мастерили. На моих глазах, и при моём деятельном участии от мотоцикла "Урал" движок форсировали, и к нему аэроплан (аж двухместный!) из реечек приладили. И полетел! "Чибисом" назвали, а потом ещё всякое-разное летательное мастерили, и меня при этом не только пилить-строгать приохотили, но и думать при этом. А за компанию и небо полюбить заставили. Ведь как усадил меня Виталий Андреевич на пассажирское место, да круг над нашим Логиновским аэродромом сделал, ясно мне стало, что кроме неба, больше ничего я в жизни не хочу.

   Бензин в ту пору был копеечный и родители единственному сыну такое баловство позволить могли. Так что управление этим смешным тихоходом с толкающим винтом освоил я довольно быстро и почти в совершенстве. А когда повестка из военкомата пришла, то в лётное училище запросился. Но тут оказалось уже всё сложнее. Из офицерских профессий предложить по вакантной разнарядке и состоянию здоровья военком мне мог только Новосибирское военно-политическое, а туда совсем не тянуло. Вот и отправили в кирзачах долг Родине отдавать, слава Богу, что не интернациональный.

  Привезли на самый "запад", аж в ПрибВО, причем его центр - Ригу. Так что переехал я с улицы латвийской в республику латвийскую. Водительские права я ещё в ДОСААФе получил, так сразу на машину и посадили. Правда, старую и капризную. Но прапор достался мне не зверь, да и в деле толковый в добавок, так что с его подсказками и движок перебрать удалось, и ходовую перебрать. А потом он меня и вовсе в ремонтники перетянул и всю службу я так гайки и прозакручивал.  А как к дембелю время подошло, то написал мне отец, что на нашем компрессорном заводе с зарплатой плохо стало - уже скоро полгода как за спасибо все работают и только картошкой с огородов живут. Вдобавок, деньги стране начали дешеветь - и какой тогда на этом заводе смысл пахать? В Риге аж три авиационных учебных заведения мне насчитали. Ну, в РАУСе - на диспетчеров учили, и в эту сферу меня не тянуло.

 Училище Алксниса готовило военных техников, но на бардак в армии уже полюбоваться получилось мне сполна. Так что подходил только очень престижный Рижский институт инженеров гражданской авиации, или по "старому" - ГВФ. Учебники почитывать мне и у себя в  подсобке получалось, а за зиму ещё и на платные подготовительные курсы в выбранный ВУЗ похожу. Так что шансы есть. Тем более, что сослуживец из местных с устройством помочь обещал - отец у него квартиры ремонтировал знатно, и согласен был нас на пару к себе в бригаду взять. Даже общагу выделили, хоть с этим уже через заморочки прошли. Да и серпастый-молоткастый красный советский паспорт получить удалось одному из последних. Союз разваливался и "что же будет с Родиной и с нами" - не знал никто.

 Действительность принимать приходилось такой, какая есть. Днём глотать ремонтную пыль, а по вечерам и по выходным грызть гранит науки.  Разок даже, как паркет в старом доме меняли, наткнулся под дощечками на серебренный портсигар забитый сторублёвыми, но увы, ещё царскими банкнотами. Бригадир посмеялся, но цацку не отобрал. Здоровенные листы "денег" я решил при случае бате отвезти - он всё собирался к пенсии хобби завести. Нумизматика, есть забава не хуже других - пусть с задела начинает.

  Но в конце февраля на курсах до абитуриентов довели, что отныне РИИГА переходит под юрисдикцию Латвийской республики и называться станет теперь Рижский авиационный университет, а что это означает для нас - осталось в непонятках. А мне уже было сопартница глазки строить принялась (как про зарплату проболтался случайно), и даже подарила очень породистого щенка немецкой овчарки. Людям в эту пору не до собак стало, перестали помёт у их сучки разбирать - даже для людей хавка с прилавков пропала. Соседи по комнате возражать новому постояльцу не стали и даже принялись выгуливать поочерёдно, когда у меня запарка или аврал случался, а как коменданта умаслить - научили.

 По весне банкротнулась фирма, где работал. Я как раз со своих хороших заработков, пользуясь капиталистической свободой, только что на фирме "Хирт"(ФРГ) комплект воздушного винта(ВВ) с редуктором заказал. Хотел при случае своих учителей-авиаторов в Екатеринбурге качественной игрушкой "с регулируемым шагом" порадовать. И когда им про то написал, то обрадованные энтузиасты прислали мне, чем сами богаты были - увесистую бандероль с чертежами и родного "Чибиса", и ещё  десятка возможных для гаражной постройки аэропланов. Но вот мне - безработному, да с поскуливающим "сынком" на руках, было не до мечтаний. Думать приходилось о крове и еде.

  Выручил бывший мой прапор - он теперь машины битые на зап. части разбирал. Замолвил за меня словечко хозяину шрота. Так как с общаги меня турнули, то собственник предложил в его лодочном гараже пожить, при условии, что в свободное время буду из (за копейки в пароходстве купленной) спасательной шлюпки каютный катер мастерить. Благо, что канал Зунда, на котором гараж стоял, остров Кипсалу и огибал - до работы мне ходу пять минут. Хозяин на новые материалы для переделки жался, но с битых машин я мог снимать, что найду и глазу понравится. Ясно ведь, что воровать мне смысла нет, спёртое нести некуда.

 Но объединяя стихии, плавсредство получалось интересным. На каюту приспособил салон бусика, а отделка, да диваны и вовсе с лексуса пошли. Помудрить пришлось с движками. Вначале основным поставил 80-сильный мотор фольксвагена, а на носу (для лебёдки да автономного электрогенератора) 45-сильный от Судзуки. Но через пару недель привозят опять нам такой же разбитый фолькс, с целёхоньким и новёхоньким "инжиние". Вот хозяин и велел заменить силовую на лучшую. Не понимая, что мне почти стокилограммовую дуру на тачке переть туда-обратно. Да и расходняк "доставать" мне так же требовалось на свои, жалко буржую кэша.

 Но бывший прапор знавал "коллегу" с авиаремонтного. И, к примеру, бочонок авиационного клея АК-20, всего за бутылку обошёлся, да и ещё целый ворох того что надо и не надо насобирать дозволили, причём дослуживающий последние месяцы прапор (округ переименовали в группу войск, но все чувствовали, что это не на долго), даже предложил заглядывать - может что ещё для дела сгодится.

 Но я-то знал, что такая доброжелательность выльется мне как минимум в регулировку мотора его машины. Но от меня не убудет. Мужик всю жизнь в небо самолёты провожал, как родственной душе не подсобить? На ближайшую же пятницу встречу назначу - раз летать не может, так и что бы ползал допустить нельзя.

  А моя пленительница-охмурительница  теперь официальный повод заимела для активизации - собачонок то ею даренный, и навещать оторванное от сердца имеет девушка законное право. Правда, я в попытках увернуться, заявил, что на выходные собираюсь на рыбалку, но выяснилось, что и у девушки это любимейшим занятием является. Так что мне осталось только разъяснить как проще до "моей яхты" добраться, и попросить не проспать утреннюю зорьку (в огромной надежде на обратное).

  С неизбежностью смерти подползают и выходные. Прапору в моторе прокопался весь вечер пятницы, но в знак благодарности подофицер пожаловал мне почти не ношенную летную кожанку (видно животик у бойца тыла вырос слишком поспешно, и модная одёжка быстро мала сделалась).  А субботним свежим утречком я как раз обнову и одел, девушку дожидаясь. И очень удивился, найдя во внутреннем кармане-кобуре ещё и кожаный пилотный шлем (даже с очками). Тогда и его одел так же - чтобы уши не мёрзли. Собрался било отчалить, как подъехала моя благодетельница.

 Разумеется, без снастей, но бамбуковых удилищ на всех я в гараже нашлось, а мотыля прикупил заранее. Пока добрались до ямы, где мне клялись, что клёв будет, стал понимать, что в людях я разбираюсь не слишком хорошо. У этой девушки в глазах калькуляторов не обнаружилось, и хоть ощущалось, что вышла она из семьи состоятельной, но на искренние чувства оказалась способна. Да и в добавок к тому, что не дура, очень даже миленькой показалась. В романах это зовётся зарождением чувств. Но хоть в каюте диванчик и наличествовал, отношения форсировать не стали - хорошо нам было уже просто рядом находясь.

   Поплохело когда на подходе к гаражу спугнули от его двери пару мужиков бомжового вида. Из трёх висевших на воротах замков пара уже была сломана, и припозднись мы ещё на часок, не знаю даже как перед хозяином за похищенное отчитывался б. Про свой небогатый скарб уже умалчиваю, хотя присланный бундесами ВВ не дёшево мне обошёлся, а мазурики реализовали бы по цене нержавейки на вес. Так что срочно требовалось меры принимать и, попрощавшись, уговорились в воскресенье уже после обеда встретиться - на вечерней зорьке порыбалить.
 

  Пусть с воротами собственного гаража сам хозяин и разбирается - мне замки менять без команды нельзя. А до понедельника, придётся всё имущество из бокса на "яхту" перевалить - грузоподъёмность позволяет, правда в ущерб комфорту. Да и в будний день, "всё своё носить с собой" получится - пока заморочки с запорами разрулим. Только к обеду следующего дня с перетаскиванием и уложился, а там и Танюша подъехала. Да не одна, а с отцом - ему де так же порыбачить пожелалось. Но в этом случае чувствовалось, что это человек обстоятельный и на халяву не рассчитывающий. По толщине чехла угадывалось, что там находится не единственное удилище. Да и спальники, пенки, объёмистый рюкзак, из которого выглядывал термос, говорили о серьёзном подходе к отдыху. Девушка же выгрузила из машины только чёрный кофр, тут же заявив, что увлекается фотографией, и более не упустит возможность прекрасные виды запечатлеть.

  Чапать на нашем тихоходе до устья Даугавы получалось с час, так что сразу и тронулись, попутно разговорившись. Андрей Владимирович дочь поднял один - жена умерла давно, а мачеху для дочери заводить не хотел. Умудряясь при этом и карьеру делать, которая в перестройку понятное дело рухнула. Но бывший партработник психикой обладал гибкой и скоренько СП организовал. Старые связи помогли, и сам неплохим организатором (с чуйкой) оказался.

  На единственную дочь - богатую наследницу, охмурители-халявщики уже находились, но папа дочку пас усиленно, хотя и она сама была не дура. И странно даже, что выбор "наследной принцессы" на меня пал. Вот папа и решил сам в вопросе разобраться. О том что "яхта" не моя, да и ночую в гараже не от любви к экзотике, догадался он сходу. Но мой твёрдый настрой на учёбу, эти "мелочи" затмевал. Хотя какой эта учёба теперь будет, никто не знал - возможно, что и платной. Дочь бы он потянул, но вот с потенциальным зятем (она так меня ему нарекла) разобраться требовалось. Деньги конечно для него не запредельные, но любые инвестиции контролировать лично требуется, и опытный психолог к вопросу подошёл как всегда ответственно. Ведь если всё сложится - мне с Танюшей заложенное им дело когда-нибудь наследовать. Потяну ли?

  Мне же барыши и сытая жизнь была до фени - хотелось в авиацию, а к тяготам с лишениями уже привык. Так что на приданное не запал, да и пока только гайки крутить получалось у меня прилично. Какой я комерс? Родился на Урале, батя инженерит, мама учительствует, на Родине ждут только родительская хрущёба да безденежье, если в бандюки не подамся. А на чужбине - почти бомжевание не малый срок, но ШАНС. Только поступление в примаки таковым не считаю. Потому, хоть и нравится мне его дочь очень, но пока ЗА СВОИ универ не одолею, руки её не попрошу. Кстати, и как проверку чувств это можно представить.

  Потом закинули мы удочки, Танюшка пофоткала закат и на серьёзные темы больше не говорили. "Тесть"- так он велел его называть, для краткости или в шутку (мол сам разбирайся), вручил мне шикарный спиннинг и предложил побросать. С третьего раза даже щурёнок лохонулся, а потом я - вроде как зацеп приключился. Блесна была хорошая и рвать леску жаба давила, потому подогнал к предполагаемой подводной коряге лодку и решил нырнуть. Но впилась блесна в какой то ящичек, не очень лёгкий, но подъёмный, чем воспользовался и на свет божий извлёк.

  Оказался он дубовым, только очень старым, и на чёрном дереве похожая на руны резьба проглядывала.  Железа у меня под рукой всякого нашлось, и кое-как крышку подцепил. А потом из ящика слегка бухнуло, и он пропал. Куда не ясно, ибо стемнело окончательно и, пошарив по округе галлогенкой  ничего не видели. Решили разбираться, как рассветёт, а пока под фарой поужинали всухомятку с чаем из термоса, и в каюте раскинули спальники.