Родом из Лихославля

Владимир Юрьевич Соколов
    В поэтической перекличке двух уже ушедших из жизни замечательных поэтов Анатолий Передреев обращался к Владимиру Соколову. Стихотворение заслуживает того, чтобы привести его целиком:

В атмосфере знакомого круга,
Где шумят об успехе своём,
Мы случайно заметим друг друга,
Не случайно сойдёмся вдвоём.

В суматохе имён и фамилий
Мы посмотрим друг другу в глаза...
Хорошо, что в сегодняшнем мире
Среднерусская есть полоса.

Хорошо, удивительно, славно,
Что тебе вспоминается тут,
Как цветут лопухи в Лихославле,
Как деревья спокойно растут.

Не напрасно мы ищем союза,
Не напрасно проходят года...
Пусть же девочка русая – муза
Не изменит тебе никогда.

Да шумят тебе листья и травы,
Да хранят тебя Пушкин и Блок,
И не надо другой тебе славы,
Ты и с этой не столь одинок.

          Лихославль, Тверская земля, глубинная Россия. Отсюда вышел ставший классиком нашей словесности Владимир Соколов; здесь же родина другого поэта, его полного тёзки Владимира Соколова, недавно выступившего с итоговым сборником стихов "Открытый разговор" (Владимир Соколов. Открытый разговор. Издательство "Русаки", М., 2001 г.).
       В наши дни, когда вместо литературы, вместо поэзии нам предлагаются люки и глюки постмодернизма, особенно дороги пережившие лихое десятилетие простые русские стихи. Именно они -- здоровая основа книги В.Соколова, три раздела которой ("Я летать хотел", "Когда душа иссечена", "Мы вдвоём") раскрывают мир поэта. В ней и итоги того пути, который прошёл лирический герой ("Рамки жизни давят, будто латы", "Полосатая жизнь", "В меня прокралась осень", "Обороти свой лик ко мне, судьба..."), и гражданское начало, протест против социальных уродств нашей действительности ("Разбуди в себе злость", "Обострённое чувство вины", "Бюрократ"), и любовная лирика ("Вот часы пробили расставанье...", "Расплата приходит не сразу...", "Милая, тебе уже за тридцать...", "Ты во мне разбудила былое...", "Наши встречи всё больше похожи на позднюю осень...").
И тут поэт уверенно добивается поставленной цели -- будит ответное чувство, тревогу и надежду у читателя. Но мне ближе всего те стихи В.Соколова, где "девочка русая муза" зовет его вернуться к среднерусской полосе, на малую родину -- в Лихославль, к тихим полям, в родную деревню. Именно здесь находит поэт целебный источник, возможность напитаться силами, забыть на время о суете и сиюминутности городского призрачного бытия:

На холме деревенька моя,
окна в окна -- дома вдоль дороги.
А вокруг расстелились поля...
Здесь уходят куда-то тревоги.

Воздух пьян от дурмана цветов...
Здесь печаль, что порой донимает,
как дымок от далёких костров
вверх взлетает и медленно тает…

Оказался я здесь не зазря --
я к истоку пришёл прикоснуться.
Раз жива деревенька моя,
в детство всё-таки можно вернуться.

         Память детства воскрешает простые и вечные ценности -- красоту родной природы, синь неба и прозрачную чистоту воздуха, значение таких понятий, как "живая вода из колодца", "хлеб ржаной с крупной серой солью", "стадо, пахнущее молоком". Здесь, в уже отошедшей жизни, бабушка, под портретами трёх её погибших на фронте сыновей, совершает для внуков обыкновенное чудо: "начинает творить пироги":

Из колодца скрипучим воротом
доставала воды живой,
из клети деревянным коробом
приносила муки ржаной.

Стол скоблить -- нож брала отточенный,
чтоб просеять муку -- решето,
и движеньями плавными, точными
очищала с десяток картох…

Годы бабушки нашей сосчитаны --
схоронили под стоны пурги.
Кто теперь испечёт мне щипанки --
детства раннего пироги.

"Не напрасно мы ищем союза, не напрасно проходят года..." -- снова вспоминаются строки стихотворного манифеста Анатолия Передреева. Жизнь нации, здоровое духовное начало проявляются тысячекратно, вопреки всему и вся, назло злу. Это начало прорывает нанесенную за десятилетие на Россию грязь, словно живые ростки асфальт. И вовсе не случайно встречаем в книге "Открытый разговор" "Неотправленное письмо" Владимира Соколова его знаменитому тёзке:

Я хотел Вам письмо написать
и стихи с ним свои отправить.
Только Вы их не станете править,
а, вернее всего, и читать.
Я хотел Вам письмо написать…

На вопрос мой мне нужен ответ:
в океане написанных строчек
мои -- капли? Иль попросту прочерк?
То есть: есть что-то в них или нет?
Где такой мне услышать ответ?

           Лучшие стихи автора книги "Открытый разговор" подтверждают: да, это живые капли в океане родной поэзии.

Олег МИХАЙЛОВ

«Литературная Россия»  №17  26 апреля 2002г.