Двойник

Юрий Якунин
Сегодня я вам расскажу о своем двойнике, с которым меня судьба, так или иначе, сталкивала несколько раз.

Случай первый

Когда я учился в школе у нас был театр. Я выступал в школьном театре почти как звезда, да и нравилось мне это дело. Наш театральный школьный коллектив состоял из учеников разных классов, как старших, так и младших и был очень дружен.
Так вот, когда я уже окончил школу, как-то встретил группку ребят, среди них был Мераб, хороший мой друг, который так же был в театральной школьной труппе, как и я, но учился на класс выше.

Подойдя к Мерабу, поздоровался. То, что произошло дальше, оставило меня в полнейшем изумлении. Диалог был примерно такой:
– Здравствуйте! – я обратился ко всем, – Привет, Мераб!
Мераб, не протягивая руки, зло, сверкнув глазами, процедил сквозь зубы:
– Убирайся отсюда, пока я не рассказал ребятам о тебе и они не сделали из тебя отбивную!
Я опешил:
– Мераб, ты, что меня не узнал? Я Юра, мы вместе были в школьном театре, вспомнил?
– Я тебя не только не забыл, а думаю, долго еще буду тебя помнить.
– Ну, наконец, вспомнил.
– Юра, ты чего из себя строишь паиньку? Ты забыл, как в парке "Ваке" месяц назад со своей кодлой меня ограбил? Снял с меня дубленку, часы и забрал все деньги?
– Ну, ты даешь! Причем тот я и грабеж в парке – улыбнулся я не сомневаясь, что Мераб прикольно меня разыгрывает.


Но тут, начало происходить что-то не вписывающееся в моё понимание ситуации и если слова Мераба еще можно было принять за розыгрыш, то набросившаяся на меня группа ребят, была как бы уже и не из той оперы.
– Мераб, это что?! Этот шкет тебя раздел?
Тут надо сказать, что Мераб был ростом за метр восемьдесят, да и остальные примерно такого же роста, так что я со своими 174 см был явно в категории шкета.
Я еще не совсем понял, что к чему, но серьезность намерений этой группы ребят из 5-6 человек, уже основательно перешедших на мат, давала понять, что шею мне могут намылить основательно! Трое меня держали и все кричали Мерабу, чтобы он меня бил.
– Мераб, ну вспомни все годы нашей дружбы! Ну, неужели я смог бы тебя раздеть и бить?
– Это же тебе сказал и я. Когда я сказал о нашей дружбе и театре, ты посмеялся и сказал, мол, отпустите этого «Карузо». Меня не били, а отпустили раздетого. И я не буду тебя бить и отпущу, только скажи мне, почему ты все время говорил по-грузински и чисто, хотя сейчас говоришь по-русски, а грузинские слова – с акцентом?
– Наверное, тогда был не я! Сказал я с грустью, так как понимал, что это самое глупое, что можно было сказать в той ситуации.
– Ну да, твой двойник или брат близнец ага, только я знаю, у тебя не только близнеца, но и брата вообще нет!
Я молчал, что я мог сказать в оправдание всему этому абсурду?
– Отпустите его, он меня не бил и я не буду, но часы хоть и не свои – верну.
С меня сняли часы и отпустили.
– Постарайся никогда не попадаться мне на пути, я никогда не мог подумать, что ты станешь вором.

Это был первый случай, когда судьба столкнула меня с этим, похожим на меня человеком, но к сожалению или к счастью не знаю – не последний раз.
Последний раз мы встретились – лицом к лицу.
Но обо все по порядку.

Случай второй
В середине 70-х, когда я на третьем курсе женился, то моим постоянным институтским прогулам лекций пришел конец, так как, вроде, я стал кормильцем семьи, а за прогулы у меня частенько снимали стипендию.
Так как прогул, это беспричинный пропуск занятий, то у меня как-то резко поплохело со здоровьем, так что пропускать занятия, конечно, я пропускал, только как бы «вынужденно» – болеючи. Но иногда, к сожалению, я болел и по-настоящему.
В один из таких дней, когда я целый день валялся в постели с больным горлом и температурой, к вечеру в гости пришла моя сестрица. Возбуждение из неё так и лезло наружу, лицо было раскрасневшимся и даже, можно сказать, шло пятнами, а руки не могли найти место, что вообще было для неё не характерно. В душе сестра была очень спокойной и даже, можно сказать, немного заторможенной и предположить, что же могло её так вывести из себя, было сложно.
Не успев еще полностью занести себя в комнату, её прорвало:

– Болеешь, да? Температура? А днем, кобелина, был здоров?!
Для меня, хорошо знавшего свою сестру, это было как если бы моя жена, плавающая мелким брасом, участвовала бы в соревнованиях по преодолению Ла-Манша. Поэтому я даже насторожился, еще не понимая с какой стати, я мог сестру так разозлить, продолжал слушать, а вот жена, таки решила броситься под паровоз:
– Ты чего, не с той ноги встала? Давай я тебе кофе налью.
– Иди ты со своим кофе и Юрочкой, к черту! Я всю жизнь братца, если что прикрывала, выгораживала и защищала, вот и дожила. Детина вырос и что творит? Я никогда бы тебя, дорогой мой братец, не заложила бы жене, но сейчас молчать не буду, так как ты не только бабник, но и хам!
Внешне это выглядело, как если бы у сестры крыша поехала или наступил бы приступ белой горячки. Второе исключалось, так как вроде не алкоголичка, а вот первое, лично для меня, попахивало неопределенность. Жену же, во всем происходящем заинтересовали всего лишь два слова – кобелина и бабник!
– Ну-ну, Танечка и чем этот баобаб, тебя так вывел из себя? Был где-то с девицей?
Таня настолько испепеляюще посмотрела на меня, то подумалось, что все мои тайны лягут на семейный стол и казнь моя будет долгая и мучительная. Я затих как кролик перед удавом, видимо, понимая, что скоро грянет гром!
– Может потом я, и пожалею, но сейчас я скажу! Сегодня, во время перерыва, я решила пойти в гастроном. По дороге на остановке увидела, этого идиота, – Таня ткнула рукой в мою сторону, – с какой-то вульгарной девицей. Пока я шла, Юра так смотрел на меня, на свою родную сестру, как будто собирался со мной лечь в постель! Я не выдержала и подошла. Ну, наглец, расскажи мне и своей жене, что ты ответил, когда я с тобой поздоровалась?

Я чуть не поперхнулся! Что я мог сказать своей сестре на остановке в центре города, если второй день болею и из дома не выхожу? Это уже было интригующе, но относительно бабника и кобеля, я успокоился. Моих девиц, коих парочку сестра знала, она не засветила, а чужих мне на себя не даст взять жена, так как у меня полное алиби, Тамара даже за хлебом не выходила, чтобы я хоть на десять минут выпал из поля её зрения и не сбежал к друзьям с температурой.
– Тань, у тебя, что крыша поехала или климакс начался? Какая баба, какая остановка? Я второй день болею, горло, температура! Вот, жена лечит!
Таня перешла на фальцет:
– Ты что меня за идиотку считаешь или ты там, в маске стоял? Когда я тебе сказала привет и спросила, с каких пор ты на голове «аэропорт» стал носить, ты, сволочь такая, при этой сыкухе назвал меня проституткой и послал на три буквы. Когда я спросила в своем ли ты уме, ты сказал, что если я не исчезну, ты меня просто удавишь!
Мне аж плохо стало, я даже вернулась на работу и там меня сотрудницы валерианой отпаивали.
Жена глядела то на меня, зная, что я ни ногой из дома уже два дня, то на сестру, больше склоняясь, что она тронулась, так как, ну не Софи Лорен она, что бы так играть оскорбленную женщину.
– Танечка, ты видимо обозналась, – пыталась успокоить сестру супруга
– Ты, хоть думай что говоришь, когда своего мужа выгораживаешь! Он же не твой брат, а мой, я его 20 лет знаю! Легче спутать хрен с морковкой, чем Юру с кем-нибудь.
Таня подошла ко мне, пощупала лоб, почувствовав, что температура есть уже спокойнее:
– А ну, покажи горло? Странно.
Тамара налила Тане кофе и та, запивая печенье, бормотала:
– Да и фуражка, когда Юра фуражи носил? Стоп! У него был золотой зуб где-то сбоку! Фу, ну не может быть такого сходства, это просто магия какая-то! Теперь ясно – обозналась, хорошо, что меня правда не побили! А ведь могли!

Случай третий

Хочу сказать, что во времена СССР, Грузия была одной из самых русскоговорящих республик. Частенько собеседники переходили с одного языка на другой, чисто механически, так как во время общения на одном языке, вворачивали словечки или междометия на другом языке, чего было достаточно, чтобы перейти в разговоре на другой язык.
Например, на грузинском языке невозможно сказать «Ты мое солнышко» или «Гаражный кооператив» на грузинском будет звучать как кооператив загона для машин, так как слова гараж в грузинском языке вообще нет. Ну, и конечно во времена СССР население городов обожало в разговоре вворачивать выражения из «классики» как русской, так и грузинской, это как бы говорило об уровне интеллигентности. Так что в Грузии редко диалоги велись на одном языке, они постоянно перемежались. Например, грузины никогда не ругались по-русски, так как русскому мату, как это не странно звучит, далеко до грузинского. Грузинский мат не только более многогранен и «проникновенен», но он на порядок оскорбительнее, чем русский, поэтому на каком бы языке не был диалог, ругались обычно по-грузински, что частенько заканчивалось дракой, а нередко и поножовщиной.
Тут в своих рассказах я частенько привожу диалоги и прошу меня простить, так как многие переведены с грузинского на русский, что зачастую приводит к потери сочности, ну что делать – судьба переводов.

Однажды, выйдя с женой из метро, решили купить виноград. Подходим к импровизированному ларьку – штук 25-30 ящиков и стол с весами.
Бойкий, крикливый продавец в усах и кепке, типичный «Мимино», открывает один ящик с виноградом, в котором есть и хорошие кисти, есть похуже, а есть и вообще как горох, но «Мимино» выбирать не разрешает, выкрикивая, что тут не магазин и за качество он платить из своего кармана не будет.
Когда подошла моя очередь, как раз в ящике осталось то, что обычно называют мусором. Я, конечно, не собирался покупать оборванные с кистей давленые ягоды и кисти с незрелым виноградом. Прошу открыть другой ящик.
– Э кацо, а кто будет покупать это и указывает на остатки в ящике. Я, что домой это должен понести? Давай это забирай, а с нового ящика я тебе дам пару хороших кисточек и очередь не задерживай, все спешат и нервничают! – тоном, не терпящим возражений, произнес продавец.
Но он не знал, что мой характер на самом деле хуже, чем у него. Я стою, не шелохнувшись и монотонным голосом, требую открыть новый ящик. Сзади очередь начинает роптать:
– Вы чего мужчина всю очередь задерживаете? Берите виноград и уходите, мы же здесь не от безделья стоим, у всех семьи, все спешат.
Я тут же галантно, как настоящий джентльмен, предлагал спешащей мадам свою очередь, а я, мол, подожду.
Через 5-7 минут, очередь побузив, затихла. Я закурил и спокойно переговариваюсь с женой о делах сына. Продавец понял, что по-хорошему меня не убедить, выкатив из орбит глаза и схватившись для устрашения за топорик, которым открывал ящики, завизжал:
– Или бери что есть или убирайся из очереди, в противном случае я за себя не ручаюсь, убью!
– Думаю, лучше тебе открыть этим топориком новый ящик, чем чалиться на зоне. Да еще не факт, кто кому мозги вышибет не известно, хотя я сомневаюсь, что они у тебя есть! От узколобости и жадности, за виноградный мусор у параши решил остаток жизни провести?
Для пущей важности я сплюнул сквозь передние зубы, так как топора у меня не было, а жена просто замерла от страха, так как её филологический ум уже в красках представил «Преступление и наказание».
Чем бы закончилось это противостояние двух упрямых мужиков, зашедших уже так далеко, что и уступать было перед очередью, которая уже явно предвкушала гладиаторский бой, не хотелось, если бы вдруг не появился второй «Мимино».
Глаза второго «Мимино» так же были на выкате и он бросившись к продавцу что-то живо стал ему шептать на ухо.

Что он ему лил в ухо неизвестно, но не только топор исчез из рук, но и глаза сразу как-то вернулись назад в глазницы, а на лице, еще не осознанно, появилось подобие улыбки. Потом второй «Мимино» обратился ко мне:
– Батоно Георгий, извините дурака, он еще зеленый, усы отрастил, а ума нет. Сейчас марафет наведем, все будет в ажуре!
Первый открыл топориком парочку ящиков и наполнил два целлофановых пакета отборным виноградом, произнес:
– Уважаемый Георгий, прости не узнал! Вот ваш виноград, это подарок, платить не надо. Если понадобится еще, приходи дорогой!
Такой поворот событий меня устроил, я не стал уверять парочку «Мимино», что я не Георгий, а успокоился тем, что Юрий и Георгий это синонимы.
Жена, до самого дома поглядывая то на виноград, то на меня, пыталась выяснить веду или нет я двойную жизнь и стоит ли ей меня опасаться?
– Не доводи, будешь жить! – буркнул я заходя в дом.

Случай четвертый

Кажется, кого как не себя мы знаем лучше всего, я не имею в виду привычки, характер или еще что-то, я имею в виду себя в прямом смысле – свою внешность. А оказывается, себя-то мы знаем хуже всего, даже хуже, чем однажды виденного человека, так как себя настоящего, видим редко – обычно на неподвижных фотографиях. Да-да, когда мы видим себя в зеркале, мы видим свое, как говорится, «зеркальное отражение». В зеркальном отражении правая и левая стороны поменяны местами, так что пробор у нас на другой стороне головы, да и лицо, обычно не симметричное – несимметричное зеркально. Именно поэтому, мы редко нравимся себе на фотографиях, не узнаем себя привычных, зеркальных!

Как-то, опять в середине 70х, я ехал в автобусе. Было лето, тбилисская августовская жара, когда туфли оставляют следы в асфальте, над которым постоянно стоит мираж луж.
Так вот, сижу я в автобусе на сиденье над задним колесом, мокрый и липкий от жары, проклинаю все на свете, а тут какой-то мужик надо мной нависает, держась за поручень. Тут жарища, духота, а человек чуть ли не лежит на мне. Я отодвинулся и взглянул на мужчину, уже хотел «намекнуть» и тут вижу – внешность знакомая, парень примерно моих лет, вроде знаю хорошо, только кто такой, как стерли из памяти, вспомнить не могу. Мой застывший на парне взгляд, в попытке вспомнить кто это, видимо привлекли его внимание и он, так же с интересом, посмотрел на меня. Так и ехали мы остановку, по очереди поглядывая, друг на дружку и оба видимо, силясь вспомнить, кто же этот человек с такими знакомыми чертами. Когда автобус остановился, парень сошел и вдруг я увидел, что он, обойдя автобус, постучал в стекло, улыбнулся, показав сбоку золотой зуб. Автобус тронулся и только тогда я понял, что это был именно тот самый мой двойник Георгий, и что до него так же дошло «откуда он меня знает».
Пока суть да дело, автобус уехал, мы так и не поговорили.
С того момента я больше никогда не встречался, ни с самим Георгием, ни с теми, кто меня с ним путал.
Я часто думал, а чтобы могло измениться, если бы мы встретились? Мы два антипода, принадлежащих к разным социальным мирам?
Его жизненный путь, как оказалось, частенько пересекался с людьми или близкими мне, или близко знавшими меня и приводили к неприятным ситуациям, а вот интересно было ли такое со знакомыми Георгия и к каким приводило последствиям?

А то, что мы не поговорили, глядя друг на друга, видимо, не судьба, как говаривал Юрий Никулин!