Ч. 36 Волки в овечьей шкуре

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/08/10/568

Топить беспощадно

Часть 36. Волки в овечьей шкуре

Англичане продолжали развёртывать противолодочные сети с минами. Но для немецких подводников сети не были преградой, а лишь раздражающей помехой. Запуталась в сети, и довольно основательно, только одна подводная лодка UC-6. 29-го июня 1917 года подводная лодка под командой обер-лейтенанта Вернера Лёве спешила домой в базу.

В темноте, недалеко от восточного берега Англии, на полном ходу наскочили на противолодочную сеть с минами. К счастью для подводников мины не взорвались. Матросы с болторезами и  зубилами с трудом освободили корабль от ловушки, и подлодка заспешила дальше.

Но командир лодки, который знал корабль, как свой собственный организм, почувствовал что-то неладное. Застопорив машину, обнаружили, что за ними тянется стометровый кусок сети с буями и минами. Снова матросы, выслушав от командира, что он о них думает, застучали молотками по зубилам и с трудом разрезали звенья цепи болторезами. Наконец избавились от ненужной спутницы.

Когда пришли в базу, то UC-6 поставили для осмотра в док. И надо же, рабочие увидели, что на ограждении винта  болтается кусок сети с миной! Подводникам несказанно повезло, что мина не взорвалась.

Но везенье на войне не бывает вечным. Та же счастливица UC-6, которая совершила во время войны 89 успешных выходов в море для патрулирования, потопила 55 судов и 9 повредила, 27-го сентября 1917 года снова зацепила противолодочную сеть с минами, от взрыва которых погибла со всем своим экипажем.

Конвойная система, которую применили англичане, оставила без работы суда-ловушки. Дело в том, что немецкие подводники стали с большим подозрением относиться к одиноким транспортным и грузовым судам. Несмотря на это, Адмиралтейство продолжало увеличивать число судов-ловушек.

В то же время суда-ловушки стали использовать для конвоирования, и даже для перевозки грузов, что было гораздо важнее. При конвоировании, либо участвуя в качестве перевозчиков  грузов, суда-ловушки пытались разыгрывать «хромых уточек», чтобы привлечь подводные лодки.

Но эта затея обернулась для них боком. Немецкие подводники топили корабли без всякого осмотра и с безопасного расстояния, поэтому суда-ловушки только улучшали статистику для немецких подводников потопленных ими судов, становясь не фиктивными, а настоящими жертвами неограниченной подводной войны.

Итальянцы и французы также использовали подобные суда, но гораздо менее изобретательно, чем англичане, а потому они и не потопили, ни одной германской подводной лодки.

Пробовали использовать суда-ловушки и американцы после вступления в войну. Они оборудовали два таких судна. Пока переоборудовали в сухом доке первое судно, окончилась война. Второе успело принять в ней участие. Во время учебного выхода в море судна-ловушки «Санти» из Квинстауна 27 декабря 1917 года  его торпедировала немецкая подводная лодка, и незадачливых ловцов немецких подводников буксир «Паладин» благополучно доставил назад в Квинстаун. Хорошо, что «Санти» осталось на плаву.

Главными соперниками на море были англичане и немцы. В 1917 и 1918 годах насчитывается 86 боевых столкновений между судами-ловушками и подводными лодками. В 56 случаях подводные лодки атаковали их в надводном положении, применив артиллерию.

Суда-ловушки сумели потопить артиллерийским огнём две подводные лодки, а германские подводники с помощью артиллерии отправили на дно морское четыре английских судна-ловушки. В 50 случаях командиры подводных лодок разрывали боевой контакт, уходя на погружение. Но как выяснилось после войны, они считали, что это заурядные угольщики, на которые не хотели тратить свои драгоценные торпеды.

Подводные лодки торпедировали, опознав волков в овечьей шкуре, тридцать судов-ловушек. В семи из этих случаев подводная лодка всплывала, чтобы довершить уничтожение противника артиллерийским огнём. Суда-ловушки ответным огнём потопили три подводные лодки и повредили одну так, что она стала лёгкой добычей для английских патрульных судов.

Тринадцать ловушек потопили, и пять повредили подводные лодки, находившиеся на перископной глубине. Безопасней всего для командиров лодок было топить суда торпедами. Но торпед было мало, от двух на подводных лодках типа U-9 до девятнадцати на лодках класса U-140, артиллерийских снарядов имелось гораздо больше, вот подводникам и приходилось рисковать, чтобы беречь торпеды для более важной цели, которую каждый из них мечтал встретить.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/08/17/1889