Яблоки

Лидия Бегинина
Ожидая подругу, брожу по ювелирному отделу, останавливаюсь возле витрины с кристаллами Сваровски. Чего тут только нет! Собачки, кошки, кулоны, брошки… Замечаю маленькое хрустальное яблочко. Нда… о такое зубы поломаешь… Вот был бы подарок для мамы… Ее даже мои подруги называли «яблочная Светлана Ивановна». Уже август, скоро мамин день рожденья… и Яблочный Спас… Это название праздника, каждое его слово для меня всегда имело особый смысл…

ЯБЛОКИ

У дочки в комнате собрались подружки. Слушают музыку. Разговаривают тихо. Светлана выбирает самые румяные, самые ароматные яблоки. Под струей воды они становятся блестящими, глянцевыми. Светлана улыбается своим мыслям, складывает яблоки в вазочку.
- Привет, девчонки, хотите яблочка?
Дочка едва заметно морщится: отвлекла от важного разговора…
- Спасибо!..

… - Спасибо, спасибо!.. – шептала Ольга, получив наконец телеграмму от сестры Катерины: «Приезжайте»… Вошла в комнату:
- Неля, собирайся, поедете к тете Кате!
Света сквозь сон услышала эти слова и открыла глаза. Неля спрыгнула с высокой кровати, осторожно разгладила юбку, придвинула к комоду стул и начала выкладывать свои и Светины вещи. Обычно шустрая и порывистая, сейчас она двигалась осторожно и сосредоточенно, как старушка. Девчонки уже привыкли в эту зиму, когда есть стало совсем нечего, рассчитывать свои силы. Но Свете их все равно не хватило. Уже три дня она не вставала, пила с ложечки морковный чай и грезила. Ей казалось, что она снова маленькая, когда старшая сестра Галя одевала ее и на руках несла к поезду. На улице Света ненадолго очнулась: холодный ветер обжег лицо и дыхание перехватило. В вагоне, наоборот, было душно, и она снова задремала. Представлялось жаркое лето, солнечные блики сквозь виноградные листья, оплетавшие беседку во дворе, колючие заросли малины, круглые бока яблок, упавших в траву… О том, что было дальше, память восьмилетней девочки сохранила немногое: жесткая вагонная полка сменилась мягким сеном (через лес к дому тетки ехали на телеге), Неля иногда тормошила сестренку, восклицая: «Смотри! Смотри!» - но это вызывало скорее досаду, чем любопытство. Ну да, осевшие снежные шапки на елках похожи на пушистых грязноватых медвежат… Ну да, лошадь так смешно фыркает, когда дядя Коля покрикивает на нее… Ну и что?.. На губах обычно смешливой и любопытной Светы не появилось даже улыбки, Ольге хотелось плакать, глядя на дочку. Да что уж плакать, теперь у везучей и прижимистой Катерины с голоду девчонки не пропадут, теперь все будет хорошо…

…Вернувшись в кухню, Светлана продолжала улыбаться, любуясь вымытыми яблоками, блестевшими на полотенце. Каждое лето, когда появлялись яблоки нового сезона, она тоже как будто молодела, удивлялась и радовалась, как тогда, в пасмурный день конца голодной зимы 46-го года, когда они с сестрой и матерью приехали на теткин хутор под Ивано-Франковском…

…В доме было жарко натоплено, пахло пшенной кашей, тетя Катя в белом переднике накрывала на стол. Это было очень-очень, просто невероятно хорошо! Но настоящим потрясением для Светы было появление из подпола дяди Коли, который вынес на свет что-то совершенно невообразимое: наполняя комнату фантастическим ароматом (и это в конце зимы!), из темноты подпола появился деревянный ящик, наполненный древесной стружкой, и в завитках стружки поблескивали глянцевыми желтыми боками… яблоки! Настоящие, свежие, пахнувшие летом и солнцем, сладкие и сочные. Ничего на свете не бывало вкуснее и драгоценнее!
И зима отступила, и голод забылся, и вся жизнь впереди…

Не дождавшись подругу, ухожу из магазина, в руке прохладное и колючее от хрустальных граней маленькое яблочко. Зачем оно мне? Август – грустный месяц. Август пахнет яблоками и медом. В августе родилась моя мама. В августе она умерла.