Всегда ли виновата католическая церковь? Ч. 7

Лана Шмелс
(Начало http://www.proza.ru/2014/03/11/965)
(Предыдущая часть http://www.proza.ru/2014/05/18/567)

    Нам вновь придется вспомнить о тех временах. О том, что средств массовой информации не было, а значит, и не было такой возможности, чтобы Коперник выступил с опровержением, и все об этом тут же узнали. Ну и что же оставалось делать бедному Копернику? Какие ответные действия для восстановления справедливости мог предпринять обманутый астроном?



    Книга Коперника была научной. Это значит, что количество людей, желающих приобрести эту книгу, приблизительно должно было равняться тиражу. Печатать заново теорию гелиоцентризма ради измененной вступительной части не имело смысла. Книгу не стали бы покупать.
    Издать отдельно только две «выброшенные» статьи и обвинение в подлоге?
Согласитесь, что в сложившейся обстановке печатать свою биографию было бы не совсем скромно. Коперника поспешили бы обвинить в том, что он задумал опровержение ради публикации своей биографии.
    Что же остается? Статья, опровергающая противоречие теории гелиоцентризма Библии, и личное обвинение в адрес лютеран?
    Тут стоит обратить внимание на одну очень важную  деталь. Одно дело, когда предлагается теория новой, необычной, реальной системы, и она основательно подкрепляется математическими расчетами, и совсем другое - когда новая, необычная система (пусть даже сопровождаемая математическими обоснованиями) выдается за искусственно созданную, а уже потом ее пытаются выдать за реальную, причем для этого надо доказывать уже не саму теорию, а то, что она не противоречит Библии. В общем, Копернику предстояло бы доказывать не теорию гелиоцентризма, а то, что она не противоречит Священному Писанию! Это совершенно разные вещи!
    Коперник был силен в астрономии и точных науках, он, пожалуй, выиграл бы любой спор, касающийся его теории, но безоговорочно опровергнуть выпад Лютера  о ее несоответствии с Библией В ТО ВРЕМЯ не представлялось возможным. Если бы хоть кто-нибудь смог тогда это сделать, то распря по этому вопросу сразу же прекратилась бы. Многие пытались, но....
    Так стоило ли Копернику ввязываться в спор о противоречии между его теорией и Библией, не имея шансов на безусловную победу?



    Теперь, что касается опровержения с предъявлением обвинений в подлоге. Предположим, что оно увидело бы свет.
    Прежде всего, оно, бесспорно, очень сильно настроило бы всех лютеран против Коперника и его теории.
    А как отнеслись бы к нему католики?
    Брошенный Лютером упрек уже дал всходы и в их среде. Так что вряд ли опровержение Коперника было бы принято безоговорочно всеми соратниками по вере только потому, что он был католиком. К тому же выдвинутое против лютеран обвинение в подлоге многим католикам показалось бы сомнительным. Ведь в книге нет никаких следов того, что они имели к ней хоть какое-то отношение. А потому, несомненно, у католиков возник бы вопрос, а с какой это стати католик поручил издание своей книги враждебным лютеранам? И сомнения, что что-то не так со стареющим Коперником и его теорией, которая то отражает реальность, то просто является искусственной моделью, должны были бы поселиться во многих.
    Конечно, небольшая часть просвещенных католиков, подобно Гизе, поддержала бы Коперника. Но что бы это дало? Ничего существенного. И даже сам папа, избрав сторону Коперника, вряд ли из-за этих разногласий с книгой стал бы призывать католиков к полномасштабной войне против лютеран, ведь проблема была связана с Библией, и спорный вопрос на тот момент не имел однозначного решения.


 
    Копернику пришлось бы разбираться и с практическими вопросами. Учитывая, что дело касалось спора на библейскую тему и серьезных разногласий Коперника с главой лютеранской церкви, найти издателя, который согласился бы напечатать его опровержение, было бы не очень просто. Проблемой был и возраст астронома. Он помешал бы Копернику заниматься самостоятельно организацией публикации своего опровержения, а значит, надо было найти представителя, который взялся бы осуществить это вместо него. А еще и вопрос финансов, ну и т.п. В общем, хлопот Копернику предстояло бы немало.
    Но самым ужасным было то, что главное, ради чего затевался протест, не могло быть достигнуто. Для Коперника было очень важно, чтобы опровержение оказалось вместе с его книгой «О вращении…». Но ведь, понятно, что никакой гарантии этого быть не могло. Даже вероятность того, что его опровержение поспешат приобрести владельцы его книги, была минимальной.
    Учитывая все это, можно предположить, что Коперник, возможно, предпочел бы распространять свой протест, как некогда распространял «М.к.» - написанными от руки письмами. А это значит, что протесту Коперника предстояло распространяться очень медленно, порождая множество слухов и обрастая чужими домыслами.



    Несмотря на все трудности, которые ожидали Коперника, протест он выразил бы обязательно, но какой бы метод он не выбрал, что бы он ни предпринял, рассчитывать на полный успех великому астроному не приходилось.
 

 
    Теперь посмотрим на ситуацию со стороны лютеран.
    Целью манипуляторов с книгой Коперника было защитить Лютера от необходимости объясняться по поводу его высказывания, относительно несовместимости гелиоцентризма с Библией, и сохранение спокойствия в стенах своей церкви. Лучшим доказательством правоты Лютера должна была стать книга самого Коперника, в которой его система была бы представлена как искусственная модель. И этот главный «козырь» - книга с нужным пояснением в обращении к читателю, был получен.
    Далее следовало распространить эту книгу среди известных просвещенных протестантов и снабдить ею протестантские университеты. И все. Отныне в случае любых пререканий достаточно было предъявить труд самого Коперника с нужным обращением.
    Слухи о претензиях Коперника, если бы они появились, можно было объяснить, как странности и каприз стареющего ученого, который сам никак не может определиться со своей теорией и только вносит смуту в умы людей.



    И потом, на что будет жаловаться католик - Коперник? На происки ЛЮТЕРАН!
    Но это же самая настоящая провокация со стороны неугомонных католиков! Ведь нигде в книге нет никакого намека на то, что лютеране имели отношение к ее изданию. Теперь понятно, что именно для того, чтобы лютеране, да и вообще все протестанты, не поверили в причастность их сторонников к изданию книги, на ее страницах ни в коем случае не должно было остаться никаких следов Ретика?
    Подобно католикам, какой обычный протестант мог поверить в то, что автор - католик поручил бы печатать свою книгу лютеранам, и это при том, что именно Лютер выдвинул против Коперника очень серьезный аргумент? Для непосвященных это абсурд, ну а если кто-то из протестантов и поверит в это, то обязательно заподозрит Коперника в злом умысле устроить провокацию.
    Ну, могла ли восторжествовать истина в глазах протестантов, если спор велся с представителем очень недружественной конфессии? Вряд ли! На это и делался расчет!
    Согласитесь, что в такой ситуации даже те, немногие просвещенные лютеране, которые были способны понять истинную суть и значение открытия Коперника, не стали бы выступать в его защиту, против своей церкви. Они предпочли бы - ПРОМОЛЧАТЬ!
    Так и произошло! Только Кеплер спустя много лет осмелился высказаться вслух, да и то его призыв восстановить справедливость в отношении Коперника не был услышан и осуществлен еще в течение очень долгого времени. (О Дж. Бруно позже будет сказано особо.)
    Ну а другие молчали, к примеру, Местлин. Именно он способствовал тому, что его «особый» ученик Кеплер стал убежденным сторонником теории Коперника, хотя сам Местлин продолжал преподавать и писать свои книги, основываясь на астрономии Птолемея.
    Часто пишут о том, что когда книга Коперника увидела свет, многие астрономы того времени так и не поняли, что Коперник открыл действительное строение планетарной системы. Хотя похоже на то, что многие ученые - протестанты всего лишь сделали вид, что поверили в надуманную модель, о которой говорилось в обращении к читателю. Понятно, что причиной этого дипломатичного «непонимания» было высказывание Лютера.


 
    То, что Лютер и Коперник относились к разным конфессиям, конечно, сыграло свою роль.
    Не стоит сбрасывать со счетов, что каждая из сторон заботилась о благополучии и покое только в лоне своей церкви, проблемы же противника их либо вовсе не волновали, либо даже радовали. Те, кто задумал подлог, пошли на этот непростой и, несомненно, неприятный для них шаг в интересах своей церкви. Похоже, что тот факт, что несправедливость совершалась в отношении ученого - католика, несколько приглушал чувство их вины.



    Что касается католиков, то и они беспокоились только о своих интересах, и им важно было избежать проблем, прежде всего, в стенах своей церкви.    Кстати, примером может послужить хотя бы письмо Коперника к папе.
    Коперник написал его, желая лишний раз убедить папу Павла III-го в том, что его теория не противоречит Библии. Ему было очень важно, чтобы именно католики не ополчились против его учения. При этом его не особенно волнуют проблемы лютеран.
    Конечно, победить в споре должна была только одна сторона, и Коперник не должен был уступать, но подумать о чувствах лютеран, которым он поручил издание своей книги, Коперник все-таки мог бы. Однако Коперник с легкостью называет тех, кто не способен понять его теорию, пустословами:
    «Если и найдутся какие-нибудь пустословы, которые, будучи невеждами во всех математических науках, все-таки берутся о них судить и на основании какого-нибудь места Священного писания, неверно понятого и извращенного для их цели, осмелятся порицать и преследовать это мое произведение, то я, ничуть не задерживаясь, могу пренебречь их суждением, как легкомысленным».
    А ведь главным обличителем его теории был не кто иной, как Лютер. Конечно, у Коперника были основания, и очень серьезные, обижаться на Лютера и даже его ненавидеть, но не стоит забывать, что Коперник поручил печатать свою книгу ЛЮТЕРАНАМ! Как Вы думаете, каково было лютеранину Осиандеру читать это письмо, хорошо осознавая, что эпитет - пустослов относится к главе его церкви?
    Да, Лютер тоже обзывал Коперника (дураком), и это очень печально, но все же.... Создается впечатление, будто Коперник совсем не задумывается о том, что выход его книги связан с лютеранами.
    Письмо к папе показывает, что Коперник хорошо понимал существующую проблему. Оно же показывает, что Коперник страстно желает, чтобы эта проблема благополучно разрешилась в стенах его церкви, а вот того, что эта очень большая проблема касается и занимающихся изданием его книги лютеран (а значит и дружественного ему Ретика), он как-то не замечает.
    А ведь Осиандеру после такого нелесного отзыва о главе его церкви, наверное, было легче совершать свой подлог.



    Надо признать, что план лютеран о подмене обращения себя оправдал, да еще как!
    Отныне измененная книга Коперника стала основным доказательством правоты Лютера. В ней утверждалось, что гелиоцентризм – это всего лишь надуманная модель. И если бы Коперник решил сделать заявление о том, что его планетарная модель настоящая, лютеран это уже не касалось. Мало ли сколько раз Коперник будет менять свое мнение? Пусть запутавшийся Коперник сам во всем разбирается, и если он считает гелиоцентризм реальностью, пусть изволит доказать насколько это созвучно Библии.
    В общем, на тот момент лютеранам удалось обыграть католиков! Они добились главного, в стенах их церкви по этому вопросу сомнений не осталось, по крайней мере, напоказ. Лютеранам было разрешено пользоваться книгой Коперника, т.к. там была необходимая оговорка, а Лютеру не надо было отвечать на вопрос о противоречии гелиоцентризма Библии, отныне это предстояло делать тем, кто попытался бы провозгласить гелиоцентризм отражением действительности. Если католики «за», то пусть и доказывают это сами, будь это хоть сам Коперник.
    Т.о. проблему удалось отослать католикам.



    Судьба оказалась благосклонной к лютеранам. Неожиданно проблема разрешилась на удивление просто. Коперник сильно заболел и скончался. Так что громких опровержений не последовало.
    К сожалению, опять-таки ввиду отсутствия СМИ, новость о кончине Коперника не получила широкой огласки. А потому основная масса людей, интересующихся данным вопросом, сочла, что отсутствие протеста со стороны Коперника, говорит в пользу того, что неподписанное обращение к читателю было написано им самим.



    Представлял ли Ретик угрозу задуманному плану?
    Он, конечно, мог добавить лишних хлопот, но разрушить задуманное он был не в силах. Ретика быстро отстранили от наблюдения за процессом издания труда Коперника. Нигде в книге не было следов того, что он имел к ней хоть какое-то отношение! В те времена, как мы знаем, не было вездесущих журналистов, готовых отправиться за информацией хоть на край света. Так что никто не стал бы специально разыскивать затерявшегося Ретика, чтобы прояснить ситуацию.
    Получилось так, что хоть Ретик двумя годами раньше и издал книгу, прославляющую гелиоцентризм, к новой книге на эту тему он как бы никакого отношения не имел. Так что даже если бы он и заявил, что верит в реальность гелиоцентризма, ну и что? Пусть себе верит, главное, что Коперник, согласно его книге, переменил свое мнение.
    Если бы Коперник был жив и выразил бы протест, вполне возможно, что Ретик его поддержал бы. Но еще не известно до какой степени. Он, скорее всего, стал бы утверждать, что система Коперника реальна, но сомнительно, что он пошел бы дальше и поддержал выдвигаемое Коперником обвинение в подлоге. Это ведь нанесло бы сильный урон его церкви  и весьма печально отразилось бы на его дальнейшей жизни.
    Но если даже Ретик пошел бы и на это, то его просто отлучили бы от церкви. Ретик стал бы изгоем, он превратился бы для лютеран в предателя и врага, а значит и его мнение для них перестало бы иметь значение. Так что спокойствие в стенах лютеранской церкви сохранилось бы в любом случае.



    Вернемся вновь к письму Гизе, к тому месту, где он обращается к Ретику с просьбой о поддержке в восстановлении справедливости по отношению к Копернику и его учению. Гизе сообщает, что с этой целью он уже направил соответствующее письмо в нюренбергский сенат.
    Как известно, никакой реакции не последовало. Правда оказалась потерянной на многие года. Почему желание Гизе оказалось неосуществленным?
    Нюрнберг был лютеранским городом. Без активной поддержки лютеран разоблачить подлог было невозможно. Но понятно, что лютеран торжество истины в вопросе гелиоцентризма очень не устраивало. Поэтому неудивительно, что никаких шагов в этом направлении нюренбергским сенатом предпринято не было.
    Преданный Гизе намеревался опубликовать личное опровержение. Но и он этого не сделал, по-видимому, поняв, что любые его попытки будут обречены на провал. Ведь ему пришлось бы доказывать, что гелиоцентризм не противоречит Библии, и это при том, что оппонентом ему была бы книга самого Коперника, которая, согласно обращению к читателю, утверждала, что гелиоцентризм всего лишь выдуманная модель. А чтобы опровергнуть это ложное утверждение надо было, в свою очередь, доказать, что был совершен подлог лютеранами,  однако достоверных фактов на это не имелось. Так что ничего, кроме сомнений и ухудшения и без того недружественных отношений с протестантами, опровержение Гизе принести не могло.
    К тому же вмешиваться в уже заканчивающийся процесс допечатывания книги было поздно, так же, как и невозможно было остановить уже начавшееся ее распространение. И как бы ни хотел Гизе восстановить справедливость, он должен был это признать и смириться.

(Продолжение следует)