Философия эволюции общественного сознания

Александр Федотов 4
1.Введение

Как никогда сегодня становится все более и более актуальным общественное сознание осознающее свое Бытие и стремящееся его преобразовать для себя. Другого не дано ибо настоящее Бытие  определяемое грубо и насильственно и субъективно определяющее Быть ему или не Быть уже не имеет на общественное признание и ему высказано недоверие. Событие на Украине тому яркое свидетельство. Бытие преобразуется под осознанный контроль со стороны общества. Сознательно преобразуемое Бытие. Такое общество обретает свою действительную историю.

1.1.Эволюция учений о общественном сознании.

Э.Кант после Гоббса, Спинозы, Лейбница впервые вводит в философию сознания  - чувственное познание и объединят его с рассудком. Г.П.Гулыга отмечает эту объективацию следующим образом: "Синтезирующая деятельность познания начинается уже на уровне чувства. Кант говорит о трояком синтезе. Прежде всего, это "схватывание" представлений, сведение многообразного содержания созерцания в единый образ.
Далее, это "репродукция" — воспроизведение представлений в памяти и, наконец "апперцепция" — узнавание, установление тождества воспроизведенных представлений с явлениями, благодаря которым они даны (в том числе и узнавание самого себя, сознание самотождественности мыслящего Я). Все три этих синтеза осуществляются с помощью воображения. "Что воображение есть необходимая составная часть самого восприятия, об этом, конечно, не думал еще ни один психолог" (Г. П. Гулыга «Введение к 1 тому сочинений Э.Канта» – далее ввиду значительного объема цитирования этой работы будет указано – Г.П. Гулыга).


Кант впервые в отличии от предшественников отводит рассудку активную роль не как внешнего побуждающего к мышлению источника движения а как внутри самого духа развивающемуся процессу - "творчество духа". Он так гордился этим своим открытием, что называл себя Коперником в философии духа и истинным революционером своей эпохи.
Рассудок благодаря продуктивному воображению сам спонтанно, стихийно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия. "...Способность воображения есть спонтанность..." (Г.П. Гулыга) — такова одна из центральных идей "Критики чистого разума".
Черновая запись Канта поясняет понимаемое Кантом представление о спонтанности - "Рассудок больше всего действует в темноте... Темные представления выразительнее ясных. Мораль только вносит в них ясность. Акушерка мыслей. Все акты рассудка и разума могут происходить в темноте. «Темнота» мысли — бессознательное. А последнее, как никогда порадовало целую плеяду «творцов теорий психики» включая З.Фрейда и его последователей.
Теперь Канту необходимо объяснить содержание и понимание им морали, и он с такой же самоуверенностью отвечает, что «…это небо над моей головой» - это и есть его моральный императив. Это очень устраивало тогдашнюю публику и религиозных цензоров, да и самого Канта.
Созидательная деятельность по Канту – это способности воображения и обусловлена она, во-первых, готовыми конструкциями (категориями), а во-вторых, наличным строительным материалом — эмпирическими данными. Именно поэтому воображение возводит не воздушный замок, а прочное здание науки. Продуктивное воображение — не пустая фантазия. Это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка, получение знания и его использование носит интуитивный характер. Считается, что Кант изгнал интуицию из сферы интеллекта, поместив ее целиком в сферу чувственности. Но А.Бергсон вернет ее позднее в той же роли в жизненную силу.
На самом деле Кант изгнал только «слово», которое до него было положено в основу Бытия, понятие же он расширил и обогатил. Кант вводит в дополнение к нему  "интуицию", которую Декарт и Спиноза, как и их предшественники, обозначали, как пассивное, непосредственное усмотрение истины. Кант принял такое толкование термина, а поскольку, по его мнению, любое познание активно, термином "интуиция" он предпочитал далее не использовать. Сегодня мы иначе смотрим на интуицию: мы видим в ней непосредственную способность к творчеству для субъекта, который обогатил свою память всеми знаниями в своей области творчества. Она то и может выступать как деятельное начало в интеллекте, которое Кант назвал продуктивным воображением, но представляет собой разновидность интуиции в творчестве субъекта. К философии эта категория не относится. Я называю это психологизмами – путаницу и притягивание  к философии понятий к которые философ может использовать на пути абстрагирования при выведении понятия но не более.
Прибавление. (Приведенные ниже суждения Канта иллюстрируют это положение. Кант здесь также ничего не добавляет к имманентной интуиции по Гегелю.)
«Помимо образования понятий интуиция нужна еще в одном важном деле — в их использовании. Ученый (как и всякий смертный) должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять их в конкретных, единичных обстоятельствах. Кант называет это интуитивное умение, способностью к суждению. "Отсутствие способности суждения есть, собственно, то, что называют глупостью, и против этого недостатка лекарства нет"
«Трудности разума связаны с тем, что он имеет дело не с научными понятиями (сфера рассудка), а с идеями».
Идея по Канту как понятие  — это такое предполагаемое в суждении,  для которого в созерцании не дан еще адекватный предмет (Курсив мой)– это априорность интуитивная, но развиваясь, она может прийти к истине – и это уже элементы движения в сторону диалектической логики. Разум непосредственно направлен не на опыт, а на рассудок, подготавливая ему поле деятельности. Разум вырабатывает основоположения, общие принципы, которые рассудок и способность суждения применяют к частным случаям практики.

Далее необходимо было найти место богу в этом все же загадочном явлении, и Кант его находит и создает - проблему дуализма для оправдания бытия Бога. Это и понятно - иначе не бывает, если бытие у него в рамках интуиции и абстрактной ее возможности к суждению, здесь явное противостояние с диалектической логики, которую пока не удалось вывести Канту. Это сделает Гегель, но с оглядкой на тот же дуализм. Но все же это положительное снятие с религиозного по своей сути сознания самого Гегеля.