И смех и грех байка

Тамара Пакулова
 Необычных историй в нашей местности – пруд пруди.
Вечер в деревне. С околицы слышится блеяние козьего стада, спешащего в спасительную прохладу родного двора от надоевших за день мух, злых паутов и жаркого солнца.
Стадо вливается в центральную улицу пыльной разноцветной волной. В козьем стаде своя иерархия – впереди бегут молодые козы, одуревшие от жары. Рядом, не отставая, бегут козлята, боящиеся потерять мамок. За молодыми козами идут, чуть прибавляя шаг к дому, двух-трёхлетки вперемешку со старыми козами. Заключают дневной марафон козьего стада пастух дядя Кеша и козёл по кличке Агап. Дядя Кеша – маленький, щуплый, загорелый. Глаза у него молодые, задорные. Забавник он знатный.
Агап – красавец с длинной бородой и круто загнутыми рогами.
Агап спешит домой не потому, что устал, спешит совсем по другой причине. Вечером после работы ему разрешают покурить.
Дядя Кеша присаживается на лавочку возле дома и начинает сворачивать из газеты самокрутку.

Расправив четвертинку местной газетёнки на твёрдом квадратном колене, Дядя Кеша аккуратно насыпает из кисета самодельный табак, равномерно расправляет его и сворачивает самокрутку для Агапа.
Агап тихонько блеет от нетерпения и переставляет растопыренные копыта передних ног пошире, поосновательнее, как будто боится грохнуться в обморок.
Дядя Кеша старательно слюнявит газету с одного края, потом, не торопясь, заворачивает в неё табак. Самокрутку дядя Кеша вставляет в прокуренную ноздрю Агапа и поджигает.
Агап глубоко, со свистом, втягивает порцию никотина. Проходит несколько секунд, и зрители – бабы и ребятишки - восторженно хлопают в ладоши – из ноздрей Агапа валит клубами дым.
Агап, пошатываясь, пытается сделать вторую затяжку, но дядя Кеша успевает вытащить выкуренную почти наполовину самокрутку и голосом наставника начинает выговаривать: «Будя тебе, Агап, будя! Никотин убивает лошадь, а ты у меня - козёл!»
Козёл направляется в открытые ворота. Его жёлтые с чёрными горизонтальными чёрточками глаза темнеют, голова покачивается из стороны в сторону, борода мотается, разгоняя надоедливых кур.
В родном дворе Агап долго стоит, уставившись в одну точку, словно, двоюродный брат баран на новые ворота.
Потом возвращается к дяде Кеше, который в это время докуривает свою самокрутку, и настойчиво теребит за штанину: «Давай, мол, ещё покурить». Но дядя Кеша не уступает – больше одной затяжки Агапу не даёт – отучает от привычки, которую сам же привил козлу на смех всем.
На поводу у козла не идёт, иначе козёл давно бы умер, потому что меры не знает. Просит самокрутку ещё и ещё. Агрессивным стал, на вверенное ему стадо коз внимания не обращает.
Однажды любители вечернего  «концерта» с участием Агапа увидели сцену, позорную для уважающего себя козла. Агап упал на колени и полз за дядей Кешей, подметая опилки и сор роскошной бородой. Агап подмекивал просительно: «Мм-еее-м-ме». Дядя Кеша унижал его: «Козёл ты безрогий! Чё ты, как баба изменщица, на коленях ползаешь! Постыдился бы! Смотри – Гиря презирать тебя станет!»
Гиря – коротенькая упитанная козочка чаще других коз тёрлась возле Агапа, приглашая на свидание, но Агап на неё не реагировал. Он вообще долгое время ни на одну козу внимания не обращал.
Намучился тогда дядя Кеша с козлом. Бабы – владелицы коз – предупредили, что козла в складчину держать не собираются, так как добрая половина козьего стада непогуленная ходит. Нет приплода – молока нет. Не выполнял Агап из-за пристрастия к куреву функции своей. Бабы просто так угрожать не стали бы – это дядя Кеша сообразил сразу, поэтому два года назад резко и сразу сократил перекуры Агапа, решив угощать козла только по вечерам.
Дядя Кеша установленный график ни разу не нарушил, поэтому Агап постепенно вернул расположение к себе и баб, и коз, но однодневной затяжки требовал каждый вечер.
Дядя Кеша жалел козла: «Какие у козла по жизни развлечения могут быть?» – задавал он сам себе вопрос. Потом веско отвечал: «Никаких. Пусть хотя бы покурит».
Дружат дядя Кеша и Агап лет десять, наверное. Со временем дядя Кеша отыскал  для козла альтернативу - стал приучать к пряникам и конфетам. Пряники Агап ел, а с конфет сдирал обёртки и задумчиво жевал их.
Дядя Кеша и Агап всегда вместе. Выходных у них летом не бывает, поэтому в субботу, перед баней, дядю Кешу и Агапа можно встретить в сельском магазине. Дядя Кеша покупает себе пиво, а Агапу – пряники. Все к ним в деревне привыкли – достопримечательность местная, однако.

Байка участвовала в конкурсе Кофе-пауза на К2