Остров Свободы

Дмитрий Бадаев
В конце июня в Крыму, в Феодосии пришёл международный литературный фестиваль «Фанданго», посвящённый самому свободному из жанров – фантастике. Трудно писать об этом празднике, вообще о том, как развивается культурная жизнь, вернувшись в пределы воюющей со собственным народом «державы». Например, услышав, как на самом авторитетном из наших фестивалей народной культуры в Национальном музее Сковороды один из аваковских наместников Варченко называет Харьков «городом Сковороды и Шевелёва» (комментарии излишни!), а пьяная толпа вторит ему, раз за разом нестройно обещая: «душу-тило мы положим..» В «мирном» Харькове другой аваковский прислужник, уличный фюрер Рассоха пакует памятник Шевченко в двухцветные пелёнки (не хватает только соски с трезубом!), и из-под его ног  дирижирует «евромайданом». И это – в тени «антитеррористической операции», на деле вернувшей наш край в кровавые времена гитлеровского нашествия. Очевидно, что уже не война идёт в «державе», а очистка новоявленной «евротерритории» от населения – от «западных» и «восточных», «правых» и «левых», мирных и военных…
Да, трудно писать о свободных и по-настоящему счастливых людях, живущих совсем недалеко от нас… Но писать нужно: в наши страшные дни нельзя забывать о том, что настоящая, радостная, творческая жизнь – по праву наша жизнь! – продолжается и идёт своим чередом совсем рядом с нами.
…Июньский Крым спокоен и улыбчив. Он уверен в своём сегодняшнем дне и с такой же уверенностью смотрит в завтра. Радушие человеческого общения подчёркивается непоказной повсеместной заботой о животных: водитель симферопольского автобуса дважды чуть не съехал с трассы, объезжая выбежавших некстати собак, а в Феодосии целые стада кошек чувствуют себя настоящими хозяевами этого славного города. У Крыма появился новый символ – Кот и Солдат, тот самый «вежливый человек», который принёс сюда новую жизнь, спас от смерти. Эта жизнь – настоящая, не «пиарная», есть в ней и проблемы. В Крыму (так же, как и у нас) растут цены – но и зарплаты, по крайней мере, в «госсекторе». Друзья мне рассказывали о «новых сталинских репрессиях»: в медицинском ведомстве полетели с должностей и пошли под суд начальники, наживавшиеся на краденой гуманитарной помощи беженцам из Донбасса. В «курортной столице» Ялте вовсю хозяйничают шальные деньги «новых русских», но в то же время крымские здравницы одна за другой возвращаются в руки государства – как в советское время, когда они были построены.
На улицах крымских городов ничего не грозит машине с украинским флажком (мне за пять дней попалась парочка таких), хотя куда чаще встретишь совсем другие флаги. В современной России Крым – небольшая, но всё же страна, одна из стран Русского мира, а не «заморская территория», подчёркивающая «евростатус» «державы», и крымчане это очень остро чувствуют. Грозные мартовские дни напоминает о себе нестёртыми надписями на стенах, а близость украинской войны – беженцами в домах отдыха и гостиницах, в том числе в феодосийской «Ай-Петри», где проходил фестиваль «Фанданго». Впрочем, в Крыму слово «беженец» теряет свой страшный смысл: люди быстро возвращаются к человеческой, достойной и осмысленной жизни – жизни, идущей в будущее. В то будущее, которое и есть главной темой произведений фантастической литературы.
Фестиваль в тихой, далекой от главных курортных центров, живописной (памяти Айвазовского) и лирической (памяти Волошина) Феодосии собрал двадцать пять писателей и поэтов из Киева и Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова, Екатеринбурга и Луганска и, конечно же, городов Крыма. Здесь были представлены издательство «Шико», редакции журналов «Фанданго», «Чёрное море. ХХI век», «Искатель. Украина», «Чудеса и приключения», альманаха «Полнолуние», Крымская литературная академия.
Руководил работой этого, уже восьмого фестиваля «Фанданго» Президент Клуба фантастов Крыма писатель Валерий Гаевский – хозяин радушный, «креативный» и даже самоотверженный! Фестиваль состоялся преимущественно его – и его очаровательной жены-писательницы, носящей псевдоним «Ана Дао» – усилиями, без «крутых» спонсоров и при довольно скромных взносах участников. Большую роль сыграл в его организации редактор Луганского издательства «Шико» Юрий Иванов. В первом полугодии 2014-го «Шико» выпустил больше половины всех книг фантастического жанра, изданных на Украине. Теперь его редакция переехала из Луганска в Севастополь и здесь продолжает свою работу.
Особую роль на фестивале «Фанданго» – как и на прошлогоднем харьковском фестивале «Красная звезда» – играл киевский писатель-коммунист, киносценарист и редактор журнала «Искатель. Украина» Андрей Всеволодович Дмитрук. Пожалуй, эту роль можно было бы определить словом «комиссар». Как гласит красноармейская поговорка, «политрук говорит: «делай, как я сказал», комиссар говорит: «делай, как я»». Ненавязчивое, даже увлекательное наставничество – вот «комиссарский» стиль Андрея Дмитрука, уверенно занимающего позицию одного из ведущих авторов фантастического жанра на Украине вот уже тридцать лет, со времён публикации романа в новеллах «Летящая». В позапрошлом году вышло в свет его продолжение – роман «Смертеплаватели», картина коммунистического будущего человечества, в котором побеждена сама смерть и возвращены к жизни люди былых эпох, с трудом и опаской входящие в мир «окончательной свободы» без войн, угнетения и несправедливости. А вот на конкурс «Фанданго» мэтр представил два рассказа, вышедших из-под его пера в совсем другом обществе – в «майданутом» фашистском Киеве. И здесь борьба со злом в его жутком, нечеловеческом обличье иногда кажется безнадёжной – но не прекращается, потому что человечность в человеке никогда не умирает окончательно!
Андрей Дмитрук задавал тон в лекционно-просветительской программе фестиваля. Его доклад «Возрождение утопии» был посвящён одной из главных задач фантастики «всех времён и народов» – созданию «эвтопии», модели совершенного общества. Одними из первых на этот путь встали коммунисты-утописты эпохи Возрождения. Их идеи, на современный взгляд довольно «тоталитарные», создавались в противовес индивидуалистическому хаосу «войны всех со всеми», из которого рождался капитализм. Сам капитализм породил и продолжает продуцировать «дистопию» – страх перед будущим, заставляющий обывателя держаться за «реальные ценности» мещанского благополучия. История советской фантастики была историей возрождения эвтопии, от примитивных агиток до живых художественных миров Ивана Ефремова и братьев Стругацких. А сегодня, когда в условиях глобального кризиса на повестку дня встала необходимость создания позитивной модели общественного развития, творчество фантастов-утопистов вновь становится безусловно востребованным!
В кинозале «Фанданго» был представлен фильм Андрея Дмитрука о жизни великого писателя-романтика Александра Грина, о сохранившихся в Крыму её памятках. Можно сказать, что дух Грина витал над фестивалем, само название которого и воплотившийся в эмблеме фестиваля образ крылатой танцовщицы были подсказаны одним из произведений писателя. Открытие «Фанданго» состоялось в феодосийском доме-музее Александра Грина. О гриновских образах, о значении его творчества для становления отечественной фантастики (хотя сам себя Грин никогда фантастом не считал) много говорилось на фестивале, в том числе в докладе, прочитанном автором этой статьи.
Сегодня творчество Александра Грина – не просто страница в истории литературы 1920-х годов. Если современная ему научная фантастика ставила задачу способствовать принятию обществом достижений НТР, научно-технической революции, то сегодняшняя фантастика (и предвосхитившее её творчество Грина) помогают утвердить в общественном сознании новую картину мира, в которой «виртуал», нематериальные информационно-энергетические субстанции столь же реальны, как и материальные объекты. Эта идея, в частности, фигурирует и в романе Андрея Дмитрука «Смертеплаватели».
На конкурс фестиваля было представлено свыше трёх десятков фантастических рассказов – самых разных по жанрам и содержанию. Щемящие душу рассказы севастопольца Александра Милютина овеяны жарким ветром войны, едва не пронёсшейся над Крымом и выжигающим теперь города и сёла нашего Юго-Востока; в этих рассказах – несломленный дух крымчан: дух двух севастопольских оборон, дух феодосийского десанта в декабре 1941-го… Вообще тема войны была широко представлена в произведениях участников фестиваля. Кто-то пишет о «войнах» между колониями бактерий в человеческом организме, других увлекает эпоха завоевания Мексики Кортесом, а симферопольцы Галина и Сергей Малышевы, выступающие под псевдонимом «Малиновски», презентовали на фестивале вышедший в «Шико» новый роман, связанный с судьбой Черноморского флота после Крымской войны: голос истории всё сильнее звучит в современной фантастике.
Так же властно звучал он и в произведениях нашего земляка, историка и писателя-коммуниста Дмитрия Дудко, чья преждевременная кончина (см. «Красное знамя» №18, 8 мая 2014 г.) прервала его творческий путь. Рассказ Дмитрия Дудко «Гетманский хутор», пролог романа «Битва волхвов: Сковорода и Калиостро», в котором автор успел отразить угрозу, исходящую от «евромайдана» и его западных хозяев, был отмечен особым дипломом фестиваля и крымского Клуба фантастов. Писатели-фантасты Крыма, России и Украины достойно почтили память своего харьковского товарища: ему было посвящено специальное мероприятие в программе фестиваля, а роман «Битва волхвов: Сковорода и Калиостро» рекомендован к печати в издательстве «Шико».
Литературный конкурс фестиваля «судил» суровый ареопаг: редактор «Шико» Юрий Иванов, редактор журнала «Чёрное море. ХХI век» Олег Азарьев и глава фестиваля Валерий Гаевский. Критика была строгой, но доброжелательной. Отдельный вопрос возник по поводу границ фантастического жанра и принадлежности к нему историко-приключенческих произведений; возможно, в перспективе «Фанданго» станет фестивалем фантастической и приключенческой литературы. Двенадцать авторов получили дипломы фестиваля. Валерий Гаевский стал лауреатом премии «Планета Крым» имени Леонида Панасенко за роман «Ангелы времени» и был назван победителем конкурса рассказов московского альманаха «Полнолуние».
Не только писательскому творчеству был посвящён фестиваль. Звучала фортепианная музыка композитора и исполнителя Фёдора Бирючева, сопровождавшаяся прекрасным символом фестиваля – «танцем Феникса» в исполнении Ариоллы Милодан. Прошли выставки графических работ Валерия Гаевского и иллюстраций к произведениям фантастики киевского художника Дениса Короля. Одним из итогов фестиваля стала инициатива создания в Крыму Дома творчества писателей-фантастов – постоянно действующей базы российско-украинских фестивалей-«конвентов», наследницы опыта работы семинаров Всесоюзного творческого объединения молодых писателей-фантастов при ЦК ВЛКСМ, который  существовал в конце 1980-х годов.
Фестиваль «Фанданго», остров художественной свободы – свободы фантазии и творческой мечты – нашёл своё место на карте архипелага фантастической страны Александра Грина и стал его «колонией» в реалиях нашего мира. Он радушно принимает гостей – вольных мечтателей, всегда готовых поделиться своими открытиями на просторах фантазии, и заботливо провожает их в обратный путь. И этот Остров Свободы нам тоже нужно отстоять, как и всё то хорошее, что стоит созидать и за что стоит бороться, как учат книги старой доброй фантастики.