Памяти Дмитрия Дудко

Дмитрий Бадаев
Умер Дмитрий Михайлович Дудко – наш товарищ, мой друг. Писатель, археолог, кандидат исторических наук, сотрудник Национального литературно-мемориального музея Г.С. Сковороды. Один из вдохновителей и постоянных участников фестиваля фантастики «Звёздный мост», исторического фестиваля «Игорев Полк» и этнокультурных фестивалей в Сковородиновке, инициатор проведения фестивалей «Краснозвёздный мост» в 2012 году и «Красная Звезда» в 2013 году. Активист коммунистического и антифашистського движения, секретарь Холодногорского и Золочевского райкомов Союза коммунистов Украины, издатель газеты «Авангард». Автор фантастических романов – четырёх изданных и трёх неопубликованных, четырёх научно-популярных книг, более десятка рассказов, множества статей, очерков и интереснейших докладов. Его литературными псевдонимами были «Дмитрий Баринов» и «Алан Джугаев».
Десять лет назад я взял у Дмитрия Михайловича интервью для молодёжного журнала «Крылатый Вестник». Вот как представился он тогда читателям:
«- Коренной харьковчанин, историк, выпускник Университета – закончил истфак в 1979 году. Работал в архиве, в сельской школе, теперь – в музее Г.С. Сковороды в селе Сковородиновке. Кандидат исторических наук. Я и археолог, и религовед; занимаюсь историей древних славян, североиранских племен – скифов и сарматов, изучаю язычество. А еще я – коммунист, член партии с 1991 года. Когда в партию перестали приходить за карьерой, тогда я туда вступил. Возглавляю две партийные организации – в Харькове и Сковородиновке.
 - Расскажите, как историк Дудко стал писателем Бариновым? Что заставило Вас обратиться к фантастике, к фэнтези?
 - Все началось в 1979 году, в Клубе любителей фантастики Харьковского Университета. Благодаря ему я глубже познакомился с фантастическим жанром, увлекся им и сам стал писать. Мне часто говорят, что лучше бы мне писать историческую прозу. Но я религовед и профессионально имею дело с человеческой фантазией. Мне удобнее писать историко-фантастические романы. Однако пишу я о машине времени, создаю альтернативную историю или космическую фантастику, в этом я так или иначе использую свое знание истории. И, конечно, реальные события нашей жизни…
- Вы спрашиваете о моем месте в жанре фантастики. Оно – на грани исторической прозы и фэнтези. Миры я не создаю принципиально: сценой для меня служит реальная историческая эпоха. Где здесь место для фантастики, где она начинается? Она берет начало в мировоззрении, в нравах наших предков, которые свой мир, свою историю воспринимали мифологически... Такой взгляд и на историю, и на современные события существовал тысячелетия, да и сейчас жив, как жива и религия: социальные и исторические мифы присутствуют в людском сознании, случается, неразрывно смыкаясь с научным мировоззрением, научным взглядом на историю. Этого не учитывать нельзя.
- Фантастика в моем понимании – это литература об обычных людях в необычных ситуациях. Мои герои – самые обычные «варвары», наши предки, жившие на этой земле столетия назад: как они поведут себя, столкнувшись со сверхъестественным? С тем, во что сами же при этом верят? Здесь и открывается возможность нам узнать их получше  не только в поступках, но и в том, что эти поступки направляло – их дух, духовный мир.
…Фэнтези хорошо показывает, что за всяким «черным могуществом» прячутся мелкие и грязные душонки, гниль. Власть имущие «мира сего» не страшней драконов и черных магов, которых вы лихо одолеваете в игре. А если, вернувшись с игры, вы боитесь пойти на митинг, опасаясь «последствий», то Толкин писал не для вас. И Баринов тоже! Тогда фэнтези для вас – наркотик, сивуха».
Особую роль, и не только «по служебным обязанностям», играл в жизни, общественной позиции и художественном творчестве Дмитрия Михайловича образ Григория Сковороды. В интервью он сказал:
«- Для нас, пожалуй, наиболее привлекательно то, что в самое гнусное время процветания пороков – «век золотой Екатерины» – Сковорода дал пример сохранения моральной чистоты и воли к борьбе в сфере духа. Пример того, что можно было жить, не лицемеря: он жил, как учил, и учил, как жил. Главным было (и есть сегодня) сохранить веру в лучшее в человеке, в «сродный» – по призванию – труд как основу счастья и социальной гармонии».
Слова Льва Толстого, сказанные о Григории Сковороде – «он жил, как учил, и учил, как жил» – стоит отнести и к Дмитрию Дудко. В нём вправду было нечто от «мандрівного дяка», странствующего философа – «странного человека». Но «странность» эта не вызывала недоверия – наоборот, приглашала к открытости, к диалогу, к сотворчеству. И в этом Дмитрий Михайлович был истинным Товарищем – с большой буквы. С ним интересно и увлекательно было общаться и работать – и на исследовательской, и на литературной, и на общественной «ниве».
В 2002-2003 годах Дмитрий Михайлович издал четыре труда: написал послесловие к книге «Заратустра. Пламенные гимны и молитвы», опубликовал перевод с комментариями «Велесовой книги», исследования «Матерь Лада» и «Григорій Сковорода у спогадах сучасників і народних легендах». Но ещё богаче его художественное наследие писателя-фантаста.
Особенно близко сошлись мы с Дмитрием Михайловичем в последние два-три года, возводя фестиваль «красной» фантастики на руинах «Звёздного Моста», закономерно – для собрания «пророков»-фантастов – рухнувшего в преддверии общего краха национально-олигархической модели «державности». И душой «Краснозвёздного моста» и «Красной Звезды» был именно он, и эту роль играл по праву.
Читателю фантастики Дмитрий Дудко (и Дмитрий Баринов) знаком по романам историко-фантастического цикла «Золотые дары Солнца»: «Воины Солнца и Грома» (1997), «Ардагаст, царь росов» (2000), «Путь к золотым дарам» и «Ардагаст и Братство Тьмы» (2001). Романы «Ардагаст и его враги» и «Красный всадник. Ардафарн, сын Ардагаста» так и не увидели свет: издательство «Центрополиграф» закрыло серию «Загадочная Русь», в которой публиковался этот цикл. Судьба их рукописей мне, к сожалению, неизвестна.
Это было повествование о варварском (то есть уже не первобытном, но ещё не классовом) обществе 1 века, существовавшем на периферии античного мира, и о его герое – царевиче, а затем царе росов (сарматов и славян) Ардагасте. Его дружина-«интербригада» защищала и объединяла простой народ разных племён «евразийского пространства» в борьбе против родовых вождей-аристократов – почитателей рабовладельческих порядков «великого Рима» и шаманов-колдунов с их подручной нечистью, против козней агентуры Нерона и лжи «апостолов»-оппортунистов. И здесь же разворачивалась борьба международного «Братства Солнца», «революционно-магического интернационала», с «Братством Высшего Света» (Братством Тьмы) – опорой рабовладения и «элитарных» имперско-глобалистских идей. Не стоит и говорить о том, что глубокое знание истории и археологии, занимательный сюжет и великолепные герои, восходящие к мифологическим и эпическим образам, сочетаются в романах Дудко-Баринова с политической актуальностью, «злобой дня» сегодняшнего. И оттого ещё глубже сопереживание героям, больше стремление стать с ними в один строй в борьбе за свободу и справедливость –  «золотые дары Солнца».
Разнообразна тематика рассказов Дмитрия Дудко. Ранние его рассказы связаны с фантастической интерпретацией раскопок археологических памятников Харьковщины – например, «Джинны земли славян» и «Алексей, Перунов воин». Реалии перестройки конца 1980-х и «беспредела» 1990-х отразились в рассказах на модную «вампирскую» тему – «Комиссар Шугай» (1989, опубликован в журнале «Искатель.Украина» №4, 2009) и его продолжение «Упыри на хуторе» (1998). В 2008-2009 годах появились памфлеты о «памятном камне ОУН-УПА» в Молодёжном парке Харькова «Вурдалачий камень» и «Сага о семи берсерках и Вурдалачьем камне», стилизованные под Древнюю Русь.
Великолепно владел Дмитрий Михайлович приёмами жанра альтернативной истории, который позволяет вычленить теневые стороны исторического процесса и напоминает о том, что помимо объективных факторов, подготавливающих событие или явление, формирующих его предпосылки, для его реализации необходим и субъективный, человеческий фактор. Рассказы  «Иван Артурович и Роберт Исаакович» (вышел под названием «Профессор и техасец» в журнале «Искатель.Украина» №5, 2010) и «Москва, Американская ССР» обращаются ко времени Второй мировой войны, которая, согласно «альтернативе 1940 года», обошлась без Великой Отечественной. «Альтернативе 1825 года», предусматривающей успех восстания декабристов, посвящены рассказы «Последний бой фельдмаршала Пестеля»  и «Чеченец на баррикадах». А в №6 за 2013 год «Искатель.Украина» напечатал рассказ «Молния в золотом ковчеге» о том, как четверо скифских воинов вместе с пророком Иеремией раскрыли тайну Моисеева ковчега –древней электрической батареи… Я тогда советовал Дмитрию Михайловичу продолжить приключения «скифских мушкетёров». Не довелось…
За несколько дней до кончины Дмитрия Михайловича его рассказ «Гетманский хутор» прошёл отборочный тур конкурса крымского фестиваля фантастики «Фанданго». Там же на конкурс романов-утопий было представлено последнее произведение писателя Дудко – роман «Битва волхвов: Сковорода и Калиостро». Этот роман создавался не один месяц, но в нём успели отразиться нынешние события, всколыхнувшие Украину. Евромайдан предстал нашествием адских сил, ведомых «отечественными» колдунами с Лысой горы и западными «просветителями»-масонами. А противостоят ему православные святые богатыри и души павших за Киев древнерусских воинов, простые казаки, бурсаки и гусары-«москали» во главе с бывшим «мандрівним дяком», ставшим генеральным писарем Малороссии – добрым волшебником Григорием Сковородой (таким он остался в народных преданиях). В романе обрели новую жизнь персонажи гоголевского «Вия»: сотник, отец панночки-ведьмы, при помощи колдовских сил пытается стать «новым Мазепой», а ученик Сковороды Хома Брут расстраивает его планы. Этот роман обязательно должен увидеть свет и стать лучшим памятником Дмитрию Михайловичу Дудко – писателю, историку, патриоту и гражданину!
Ещё недавно мы виделись с Дмитрием Михайловичем на воскресном митинге, обсуждали политическую ситуацию, планы общественно-культурной работы и планы литературные. Они были большими, эти планы! Но уже не суждено им сбыться. Мы ждали Дмитрия Михайловича на Донецком городище, на фестивале «Игорев Полк» – а его уже не было с нами… Но пока будут проводиться фестивали, к которым он приложил свой труд, свои знания и идеи, свой полёт фантазии, пока будут печататься и читаться его рассказы и книги, будет выходить «Авангард» и продолжаться наша борьба под красным знаменем и «Красной Звездой», мы всегда сможем ощутить рядом с собой незримое присутствие нашего Товарища – борца-коммуниста, писателя-фантаста и «странствующего философа» Дмитрия Дудко.