О вреде самогона

Алексей Горшков
О ВРЕДЕ САМОГОНКИ
Сказка Зелёного Колпака по мотивам старинных народных небылиц

В одной деревне жили мужик со своей женой, в соседней деревне его тесть с тёщей жил. Как-то раз поехал мужик тестя проведать, да заодно и самогону пригубить в гостях. Тесть-то у него шибко гостеприимный был, - любил зятя самогоночкой потчевать, за кампанию, вестимо. Запряг мужик лошадь в телегу, запрыгнул на сенцо и покатил поспеша — чем быстрее приедешь, тем больше выпьешь.
Приехал мужик к тестю с тёщей. Тесть-то обрадовался и тут же приказал своей бабе стол собирать. А теща-то не рада была затю-то. Ну, это знамо дело. На то она и тёща. Пока мужик лошадь распряг, стреножил, да на травку пустил, стол-то был уже собран. Сели мужики за стол, по первому стакан'у прин'яли, - вестимо, что не закусили, как на Руси водится, - и по второму стакан'у тут же вмазали. Через два часа приятственная встреча зятя с тестем закончилась, поскольку оба уже и лыка не вязали. Пошли мужики лошадь в телегу запрягать. Ну, запрягли, как смогли: ну, там не подтянули, здеся не затянули. Велика беда! Главное, что хомут не забыли лошади на шею закинуть. Зять залез в телегу, завалился на сенцо и захрапел. А тесть то заботливый был. Подумал он, что зятёк, не дай бог свалится с телеги-то, и привязал его крепко к телеге верёвкою. Развернул лошадь в сторону деревни зятя и стеганул. Лошадь сама дорогу домой найдёт!
А за деревней колодец был, а лошадь-то была не поена, свернула она к колодку и понесла, а колодец был без сруба, а упряжь-то без шлеи, а узда без повода, а хомут большой, просторный; лошадь наклонилась к воде, а хомут через голову и съехал долой. Вот лошадь напилась пошла спокойно в свою деревню, а мужик с телегою остался у колодца.
А на ту пору из лесу медведь здоровенный выскочил, которого охотники с собаками гнали. Медведь со всех ног набежал на телегу, хотел перескочить, прыгнул — да прямо в хомут и попал! А собаки уж близко. Медведь видит, что беда на носу, и пошел валять что есть силы с телегою. А мужик-то проснулся, видит, что заместо лошади медведь телегу несёт и заорал благим матом: «Батюшки, помогите!» От того крику медведь еще пуще напугался и пошел таскать телегу по кочкам, по яругам*, по болотам. Прибежал медведь на пчельник, снёс с разбегу два улья, ну пчёлы на него и набросились. Медведь от пчёл со страху на дерево полез  и телегу за собой потащил. Взлез на самую верхушку, а телега вниз тянет: бедный медведь и сам не рад, ни взад, ни вперед!  А пчёлы безжалостно медведя и мужика кусают, за их разбойное нападение на их дома. Не выдержал медведь и грохнулся с дерева на земь, а как грохнулся, то из хомута-то выскочил и убежал, куда глаза глядят. А мужик-то лежит под перевёрнутой телегой, еле дышит. Спустя какое-то время охотники подошли и вытащили мужика из под телеги. А мужика-то от пчелиных укусов так раздуло, что он незнамо на кого стал похож. Охотники перепугались, подумали, что с лешим встретились, и дёру дали.
Незнамо как, мужик всё же до своего дома добрался. Перепугал конечно свою бабу. Она запёрлась в доме и не пущает мужика. Он ей говорит, что муж он ёйный, а она в ответ — не муж, а леший, а может и сам черт! В конце-концов баба свого мужа по одной секретной примете признала и пустила в дом.
Через неделю, когда мужик пришел в себя, он взял лошадь и за телегой пошел, а потом сразу к тестю поехал, чтобы ему енту историю поведать. Когда теща стол собрала, мужики прин'яли по первому стакан'у, -закусывать не стали, - и по второму стакан'у тут же вмазали. Тут мужик стал свою историю рассказывать. Даже тёща заслушалась и новую четверть самогона на стол поставила. Ну, когда мужики перестали лыко вязать, погрузил тесть свого зятька на телегу, привязал его покрепче, чтобы не сковырнулся с телеги, стеганул лошадь, и она побрела в свою деревню. А за деревней колодец был, а лошадь не поена была....

*Яруга — глубокий овраг

13.08.2014