Война за теплосчетчики

Сергей Зайков Томск
Одной из самых острых проблем в Томске является жилищно-коммунальное хозяйство. Наиболее ожесточенная борьба томичей с администрацией развернулась вокруг оплаты за отопление.
Чтобы лучше понять суть этой борьбы, надо понять законодательную базу, на которой основываются расчеты тарифов по оплате отопления. В Гражданском кодексе РФ указывается только две возможных формы расчета населения за тепло: либо по нормативам, либо за фактически полученное тепло. Это означает, что население должно оплачивать только то тепло, которое оно получило в соответствии с данными теплосчетчиков (фактически полученное тепло), а если теплосчетчиков нет, то в соответствии с принятыми нормативами. Кроме того,
теплосчетчики должны были в обязательном порядке устанавливаться в жилые дома с начала 1998 года за счет средств, полученных с населения за капитальный ремонт. И в течении 1998 года они должны были быть установлены по всей России.
В Томске оплата за отопление расчитывалась балансовым методом, что противоречит ГК РФ. Этот метод основан на Приказе Госстроя от 06.05.2000 № 105, не имеющего законной силы, т.к. он не был опубликован и не прошел государственную регистрацию. Его суть проста: энергетики заявляют, что они произвели определенное количество энергии, а потом это количество энергии делится на количество квадратных метров жилья в Томске. В результате получается стоимость отопления за квадратный метр. Тем самым грубо нарушались интересы томичей. Например, при этом методе они оплачивали все теплопотери, которые происходили из-за халатности и бесхозяйственности энергетиков.
В Томске существовали нормативы, определенные Постановлением Мэра от 12.04.99 № 270. Хотя эти нормативы и были сильно завышены в интересах энергетиков, тем не менее ими нельзя было назначать практически любые цены, что обеспечивал балансовый метод. На практике расценки по незаконному балансовому методу превышали в полтора-два раза расценки по нормативам. Но поскольку губернатор Томской области В.М.Кресс и мэр Томска А.С.Макаров тесно связаны с энергетиками, то нормативы не применялись.
Томск - город небогатый, и у многих семей доход близок к размеру счетов за коммунальные услуги. Ничего удивительного, что вокруг оплаты за отопление, как наибольшей составляющей жилищно-коммунальных услуг, завязалось сражение. Все началось с Солнечного, поселка в Октябрьском районе г. Томска. Студент мехмата ТГУ Николай Главацкий развернул борьбу за установку теплосчетчиков.
«Томскэнерго» активно сопротивлялось при поддержке администрации и областной прокуратуры. Пожалуй, самой известной из его инициатив была «оплата по Главацкому», использовавшаяся как средство давления на «Томскэнерго» с целью заставить их согласиться на установку теплосчетчиков. Ее суть в том, что часть жителей Солнечного стали платить за отопление 1 рубль в месяц (некоторые платили по 100). Фокус в том, что при оплате в один рубль юридически зафиксирован факт оплаты, размер же оплаты - вопрос очень спорный. Тем более, что присылаемые «Томскэнерго» счета не имели реальных законных оснований, т.е. практически такие же, что и оплата в один рубль.
Прокуратура попыталась возбудить против Главацкого дело. Его вызвали и провели своеобразный допрос. «Почему вы не платите за отопление?» «Мы платим. Один рубль в месяц». «Почему вы не платите за отопление?» «Мы платим. Один рубль в месяц». «Почему вы ...» и так 6 раз. Не добившись от Главацкого нужных слов, что они не платят за отопление, прокуратура не получила необходимой ей юридической зацепки для возбуждения дела. В итоге «Томскэнерго» не стало предпринимать никаких серьезных действий против сторонников «оплаты по Главацкому». Лучше терпеть эту оплату от небольшого в масштабах Томска количества жителей, как бы это не было неприятно психологически, чем пересчитать всему Томску оплату за отопление по нормативам, что очень неприятно экономически. Не говоря уже про установку теплосчетчиков.
Но Главацкий не оставил в покое и прокуратуру, поскольку она была обязана обеспечить установку теплосчетчиков. По его словам, он действовал так: «Например, обращаюсь в прокуратуру, что «Томскэнерго» препятствует установке
теплосчетчиков и прошу принять соответствующие меры. Они в ответ пишут всякий бред. Когда этого бреда набирается целая папка, я отсылаю ее в Генеральную прокуратуру. С небольшими комментариями. Там читают и удивляются».
Некоторые бумаги попадали Главацкому весьма своеобразными путями. Например, однажды в Томске кто-то развешал листовку, где рекомендовалось задавать вопросы о ЖКХ четырем ответственным лицам. И приводились их служебные и домашние телефоны. А также была приписка, что такие-то жители уже добились ремонта своего подьезда, звоня чиновникам, «в том числе и ночью».
Ну и томичи советом воспользовались.
Среди «пострадавших» оказался председатель Томской городской Думы Николайчук. Поскольку во-первых он был депутатом от «Томскэнерго» (бывший главный инженер», а во-вторых, в его избирательный округ входил Солнечный (а Главацкий очень любил присутствовать на его встречах с избирателями), то он сразу заподозрил, что листовку написал его заклятый враг. И обратился в прокуратуру с просьбой возбудить дело в отношении Главацкого. В результате совместных усилий Николайчука и прокуратуры появился интересный документ. Когда Главацкий получил его по почте, он пришел в восторг. Там были пассажи типа «действия Главацкого поставили под угрозу городской бюджет» (что это за бюджет такой, что его студент может «поставить под угрозу»?), но самое главное - там было записано, что оплата ЖКУ используется «для пополнения городского бюджета». И все это с подписью заместителя прокурора области. Главацкий давно мечтал получить официальный документ, что оплата жилищно-коммунальных услуг используется не по назначению. По его словам, он сам бы не смог лучше написать эту бумагу.
В итоге Генеральная прокуратура взяла под контроль вопрос об установке теплосчетчиков в Томске. Но даже после этого бывший в то время прокурором Томской области Сухоплюев особо не торопился.
Чтобы лучше понять ситуацию с правоохранительными органами, опишу положение в Томской области. Фактически в области двоевластие, ею совместно управляют губернатор В.М.Кресс и «Юкос». Причем между ними существует трогательное взаимопонимание и взаимоподдержка. Например, перед прошлой предвыборной губернаторской кампанией «Юкос» кредитовал Кресса кругленькой суммой. Факт, хорошо известный всему Томску. Но возможно, неизвестный президентской администрации. Ничего удивительного, что «Юкос» выиграл тендер на газовое Лугинецкое месторождение, отобрав его у «Востокгазпрома». Также, как и областная и городская администрации, «Юкос» заключил договора со средствами массовой информации, по которым они не могут писать ничего о нем без его разрешения, в результате чего фактически ввел свою цензуру. Кресс и «Юкос» разделили сферы влияния и «Юкос» контролирует север области. Хотя в Томске он
также наращивает свое влияние, но не так явно. Если где-то в Москве и существует противостояние Путин - Ходорковский, то в Томске его нет. Губернатор представляет интересы их обоих одновременно.
Во время губернаторских выборов у Кресса отсутствуют серьезные соперники. Все знают, что огромный административный ресурс (включая карманный облизбирком) гарантирует ему победу. А с соперником после выборов жестко разберутся. Чтобы изобразить предвыборную борьбу, да и вообще не оказаться единственным кандидатом на выборах, администрация создает подставных кандидатов. Иногда доходит до анекдота - на недавних выборах Адам проболтался телевизионщикам, что баллотируется в губернаторы «с разрешения Кресса».
Распоряжения Путина исполняются. Но ряд структур федерального подчинения полностью подконтрольны губернатору. Например: милиция, прокуратура и суд. Вплоть до использования милиции и прокуратуры для совершения противоправных действий в угоду областной власти.
Приведу пару случаев, демонстрирующих губернаторскую власть. Генеральная прокуратура освободила от должности прокурора области Сухоплюева и на его место был назначен приехавший из Удмуртии С.В.Панов. Сухоплюев тут же был назначен замом губернатора. И теперь постоянно ходит в областную прокуратуру. За спиной Панова отдает приказы своим бывшим подчиненным. И те его приказы выполняют. Знают, если что - теплое место в областной администрации им обеспечено. Другой пример - бывший представитель по Томской области Суворов. Во время его работы на этой должности его подчиненные старались не допустить к нему людей, которые могли бы сообщить ему информацию, компроментирующую областную администрацию. То ли по распоряжению администрации, то ли по его личному. Сейчас он не представитель президента, он представляет администрацию Томской области в Совете Федерации. Вопрос о том, когда из человека Путина он стал человеком Кресса остается открытым...
Нарушение законодательства о ЖКХ в Томске было столь откровенным, что на стороне томичей выступило Томское территориальное управление МАП России.
После первой же попытке антимонопольщиков разобраться в ситуации выяснилось, что цифра количества метров жилья в Томске у энергетиков одна, а у Департамента ЖКХ - другая. А при балансовом методе можно легко повысить стоимость отопления на кв. метр, просто занижая количество метров жилья в Томске.
Отдельная война развязалась вокруг непонятно полуприватизированной котельной на ул. Водяной. Эта котельная отапливает половину Ленинского района Томска. Депутаты Томской городской Думы добились установки теплосчетчиков в котельной (до этого котельная просто заявляла, что Томск должен ей такую-то сумму, а мэрия ее безоговорочно поддерживала). Кроме того, после инициированной депутатами проверки КРУ выяснилось, что котельная на Водяной, занижая количество квадратных метров жилья в Ленинском районе, собрала с томичей несколько десятков миллионов рублей лишних.
Не остались в стороне и жители. Например, зимой 2003 года ЦДР «Тепло» (финансовый агент котельной на Водяной) прислало им платежки по 21 рублю за квадратный метр за отопление. После того, как активисты ТОС «Бердский» и ТОС «Черемошники» Курганова, Колесниченко и Губа сразу же провели несколько собраний жителей и надавили на мэрию через депутатов, котельная была вынуждена через три дня после первых платежек прислать вторые, в которых цена за отопление была равна цене «Томскэнерго» (15 рублей).
Кроме того, ТОСы распространяли среди жителей листок с двумя квитанциями за ноябрь 2002 года. Первая квитанция за отопление с квартиры из дома № 18 по улице Пролетарской - около 1.70 за метр. Вторая из дома № 35 по пер. Баранчуковскому - 15 рублей за метр. Дома стоят рядом, неподалеку от котельной. Разница в том, что на Баранчуковском считают по балансовому методу, а на Пролетарской стоит теплосчетчик и хорошо отрегулирована система отопления.
Но и ЦДР «Тепло» старалось прижать жителей. Когда жители дома по ул. 5 армии, 28/1 поставили зимой 2003 года теплосчетчик, то оно в отместку отключило им горячую воду. ЦДР воспользользовалось тем, что дом был оформлен как ЖСК «Тайга» (по ГК РФ нельзя отключать жителей, но можно юридических лиц) и имел небольшую задолженность (жители дома в основном пенсионеры и работники ЛПК с небольшой и нерегулярно получаемой зарплатой). И хотя горячую воду пришлось все-таки включить, это хороший пример, как получая юридическое лицо, можно лишиться законных прав. Например, когда ЦДР присылало платежки по 15 рублей, оно заставило дом на ул. 5 армии, 28/1 платить по 21 рублю.
Ситуация изменилась с приближением губернаторских выборов. И если раньше губернатор Кресс с плохо скрываемым раздражением упоминал лиц, «спекулирующих на проблемах в жилищно-коммунальном хозяйстве», то теперь настало время «встать на сторону народа». И губернатор «встал». Он обьявил, что не сообщил вовремя в «Томскэнерго» данные стоящего в его квартире теплосчетчика и нехорошие энергетики прислали ему слишком большой счет. И он сам убедился, что они присылают народу слишком большие счета. При этом он не учел пару моментов. Во-первых, судя по цифрам в счетах, в скромной квартире «народного защитника» можно было играть в футбол. Во-вторых, если он поставил в своей квартире теплосчетчик, значит прекрасно знал, что по теплосчетчику платить гораздо меньше. И знал, что томичи переплачивают. Сам платил по теплосчетчику, а томичей заставлял платить по незаконному балансовому методу, в интересах энергетиков препятствуя установке теплосчетчиков.
Энергетики ответили публикацией в «Красном знамени» и «Томских новостях» «Открытого письма В.М.Крессу». В нем они признали, что две трети производимого ими тепла теряются в дырявых теплосетях. Последовало разбирательство, в чьих именно, в городских или томскэнерговских. Козлом отпущения оказалось МП «Теплосети», как имеющее меньшую весовую категорию, и было расформировано. Вопрос о том, почему томичи должны были оплачивать бесхозяйственность чиновников, естественно, не вставал. Молча подразумевалось, что так и должно быть.
Продолжая изображать «народного защитника» Кресс обьявил об аудиторской проверке «Томскэнерго». А потом с помпой заявил о их недобросовестности. Оказывается, когда они предоставляли в Региональную энергетическую комиссию количество произведенной ими энергии, то из этого количества они часть тратили на свои нужды. А оплатить-то требовали всю! Правда, об этом можно было догадаться и без всякой аудиторской проверки. Если сообразить, что из той энергии, которую они произвели, что-то им надо использовать и на свои нужды. В общем, гора родила мышь. По сравнению с потерей двух третей в теплосетях - это мелочь. У энергетиков нашли маленькую вину, чтобы скрыть большую. Неплохая дымовая завеса.
Губернатор обьявил программу «Народный счетчик» установки теплосчетчиков. И деньги нашлись, хотя их не было. И эти деньги тут же отдали «Томскэнерго», как заслуженному ветерану борьбы с теплосчетчиками. Несколько штук поставили и на этом успокоились.
Но не тут-то было. Журналистка Зинаида Куницына подала иск в суд с требованием пересчитать ей оплату за отопление по нормативам за три месяца и вернуть ей незаконно полученные с нее сверх нормативов деньги. Поскольку она была поддержана ТТУ МАП РФ, то суд прошел в соответствии с законом, несмотря по откровенную заинтересованность администрации, чтобы она проиграла дело. Ленинский суд вынес решение: Ленинскому ПЖРТ вернуть ей переплаченные ей 868 рублей 59 коп и выплатить ей 500 рублей морального ущерба. Куницына тут же опубликовала статью, где рекомендовала обращаться в ТТУ МАП РФ за образцами иска. И антимонопольщики образцы действительно выдавали.
Сейчас в Томске существует неустойчивое равновесие в отношении оплаты за тепло. Теплосчетчики ставили довольно долго и неохотно, но все-таки поставили. Администрация и энергетики наконец-то осознали, что балансовый метод помер, и теперь берут оплату по нормативам. Вопроса о возврате переплаченных из-за балансового метода денег (а это означает возврат по несколько тысяч каждой семье в Томске) боятся, как черт ладана. От вопросов, почему с томичей не берут оплату на основании показаний теплосчетчиков, раз уж их поставили, либо увиливают, либо отвечают что-то совсем невразумительное. Дому на ул. Профсоюзной, 18 прислали расчет, как и всем, платящим по нормативам, 8.50 за метр. Когда жильцы пошли разбираться, им сказали, что в этой платежке оплата вперед за несколько месяцев. Смысл ясен - им боятся давать в руки квитанции примерно с двухрублевой оплатой, чтобы никто не смог использовать их, требуя, чтобы томичам считали оплату по теплосчетчикам.
В общем, администрацию и энергетиков хорошо потеснили, но не до конца. Борьба продолжается...

25 мая 2004 года Сергей Зайков
Примечание: опубликовано в газете «Россия» (Москва) 26 августа 2004 года под названием «Пол на потолок, доставай кошелек».