Бог торговли

Финн Заливов
"Бог торговли"

Странно и неправильно я воспитан, признаюсь. На каких-то, видимо, ложных предрассудках, и не избавиться мне от них уже никогда, так глубоко они проникли в меня, да и, наверное, и подпортили мое мировоззрение, а с ним и жизнь мою единственную. Вот, взять, хотя бы мое отношение, явно негативное, к торговле вообще и торгашам в частности, и к их богу – Гермесу – негодяю, подлецу и вору. Так это самое отношение, столько мне крови испортило, столько мыслей нехороших пробудило в моем мозгу, и может быть, даже что-то в моем мировосприятии перевернуло с ног на голову.

И ведь сознаю же, что, может быть, я не прав в этом своем подходе к торговле, как самой необходимой деятельности современного человека. Но, когда слышу в очередной раз из уст президента или премьер-министра, что объем торговли «между нашими странами» опять увеличился в несколько раз, или на тридцать процентов, мне становится грустно и, почему-то, противно от констатации этого, якобы позитивного, факта в истории взаимоотношений «наших стран».
И мой предрассудок, глыбоко сидящий в мозгу, начинает разглагольствовать.

Мол, ну скажи, хотя бы себе: – Ты видел за всю свою жизнь, хотя бы одного до конца (или не совсем до конца) честного торгаша или кассира, сидящего на кассе или общаке?
И сам себе отвечаю, со стопроцентной уверенностью и скорбью: – Так и нет, не видал такого экземпляра homosapiens, в жизни!
И тут же добавляю, мол, если прикинуть, так все эти подонки – олигархи – «элита человечества», типа Рокфеллера или Березовского, начинали со спекуляции или подпольной, далеко не честной, торговли. Кто, чтобы разбогатеть, приторговывал паленым «бухлом», во времена «сухого закона», в штатах. Кто промышлял левыми «тачками» с «АвтоВАЗа», кто снабжал население левыми джинсами и жвачкой, или, на худой «конец», обеспечивал страну компьютерами и мониторами из стран Юго-Восточной Азии.
И в каждом этом, с позволения сказать, бизнесмене-торгаше сидела эта сволочь – Гермес, не бог, а бес наживы и воровства, и нашептывал на ухо свои поучения, вводящие в грех обмана ближнего и алчного стяжательства: «Впарь подороже, разведи лоха на бабки. В этом мире главное – деньги!».

Нет, не уважаю я этот «двигатель прогресса» – торговлю, хоть ты тресни, хотя и понимаю, что без неё в нашем мире, всё равно, никак не обойтись. А теперь этих "двигателей" – торгашей-бизнесменов, как грязи в России; каждый третий, а каждый четвертый у них в охранники нанят (ЧОПы – частная охрана преступников). От этого теперь и хлеб на третий день после покупки его в супермаркете, будь он не ладен вместе с его персоналом, плесенью покрывается, даже лежа в «фирменной» хлебнице. А раньше то (при Сталине) такого-то не наблюдалось и через неделю. И по числу отравлений «продуктами питания» на душу населения наша страна вышла в лидеры.

Торговые сети, бляха муха. Куда крестьянину податься?
Помню, с одним торгашом пересекся на одной вечеринке. Так, он, уже хорошо захмелев, всё сам себя «Богом торговли» называл. Я говорит: «Торговал всем, и отовсюду без срока уходил, чистеньким. Сейчас овощами занимаюсь. Торговля дала мне всё! Как сыр в масле катаюсь!» При этом всем демонстрировал «котлы» «Ролекс», якобы, за двадцать штук «зеленых» и стограммовую золотую «печатку» с брюликами, на безымянном пальчике-сосиске. Мне тогда очень на хотелось этому «богу торговли» в рожу его воровскую плюнуть, но сдержался. Теперь жалею.