О незаслуженном вознаграждении. Часть 1-я

Григорий Домб
Философия незаслуженного вознаграждения
   В\на Украине - полное дерьмо. Они все свихнулись, причем, свихнулись как клинически здоровые люди - т.е. абсолютно отвратительным образом, разом догнав выражением морды безумного лица русских, американцев, евреев и прочих шведов.   Поэтому нет смысла как-то комментировать события, а надо изучать безумие. Давно обещал и уже тянуть некуда. Для читателей, таких же ленивых, как я сам, скажу сразу вот что.

Человеческие сообщества могут получать незаслуженные вознаграждения так же, как и "физические лица". Существует когнитивные механизм, который приводит реципиентов незаслуженного вознаграждения к потери адаптивных способностей, т.е., говоря по-просту, - к безумию, имеющему чисто социальное происхождение. Происходящее ныне и на Западе, и на Востоке, и на Юге (но, по понятным причинам, не в Заполярье и не на Северном и Южном полюсах) - следствие получения разных видов и в разное время Новейшей истории НЕЗАСЛУЖЕННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ.

    А теперь все то же самое, но медленно и печально.

1. В гостях у сказки
Всегда хорошо начать со сказки: если уж не займешь читателя идеей, то хоть развлечешь, - и уже почти что прощен.
В волшебных сказках, как об этом замечательно рассказал Владимир Пропп, встречается роль чудесного Дарителя, который передает герою сказки либо какую-то волшебную вещь, либо какое-то чудесное умение, позволяющие достичь поставленных героем целей.
Чуть покопавшись в мировой сокровищнице сказок, обнаруживаем, что есть, по крайней мере, два типа Героев и им соответствуют два типа Дарения.
В первом случае, Герой совершает какой-то ценный поступок в глазах дарителя, и за это получает дар, исполняющий его, Героя, желания.
Во втором случае, Герой получает дар «на халяву», т. е. Дар или просто сваливается ему на голову, или же Герой без права выклянчивает или даже отнимает Дар.
Распространенное доброе дело — освобождение джинов из заточения в лампе или кувшине. Так же, вознаграждается предоставление свободы волшебным обитателям водоемов: золотым рыбкам и щукам. Высоко ценится и находчивость, подкрепленная эрудицией: разгадка заковыристых загадок, как правило, вознаграждается.
Напротив, нежданное и ничем не заработанное обладание неразменным рублем, шагреневой кожей или назойливое выпрашивание Дара у Стекляного человечка или, спаси Господь, - у злого великана Михеля, - все это исполняет желания, но очень недолго и последствия оказываются самыми что ни есть неприятными как для Героя, так и для окружающих.
Сказка, как говорится, ложь, да в ней намек!..
Перейдем от сказок и намеков сразу к определениям.
Вот те и на!..
Ну, чем богаты, тем и рады!
Будем говорить о «незаслуженном вознаграждении» всякий раз, когда цель индивида или социальной группы достигается за счет средств, которые в данной системе человеческих связей и отношений не приводят к достижению цели естественным путем, так сказать, «в норме». Понятие «естественного пути» является, может быть, интуитивно понятным, но, как и понятие «пути дао» требует для понимания предварительной долгой и сложной работы над собой, - куда девается простота! Так что не станем полагаться на интуиции слишком сильно. Приведем примеры.
***

         Приведем простые житейские примеры. Молодой человек добился от юной леди согласия на брак, но умные люди сокрушенно говорят «он её не достоин». Молодой человек получил дар в виде согласия на брак от небесного создания, но несообразно своим достоинствам и поведению. Жаль девушку! Да и молодого человека, ведь он догадывается о том, что ниже своей избранницы, а такое — не прощают ангелам и — падают в самую геену огненную. Версия о том, что Синяя борода был импотентом, на мой взгляд, не слишком литературна, потому что абсолютно жизненна.
               Ну, вот более наукообразные примеры. Это наследственные привелегии. Хорошо это или плохо, но класс феодалов получает власть над вассалами благодаря качествам военного вождя, организатора и политика. Это суть достоинства на которые обменивается власть. Пока дети и внуки этих феодалов пополняют сословие рыцарей и рыцарские умения востребованы, потомство украшает генеалогическое древо, хотя привилегии класса полностью или частично передаются по наследству. Но как только спрос на рыцарство падает, а привелегии остаются, наступает вырождение сословия, аристократия становится жалкой и уже не украшена доблестями предков, как и иными достоинствами. Такова же и судьба служилого дворянства. Строительство централизованных государств в Европе и в России создает потребность в замене обветшавшей аристократии молодым и активным классом государственных служащих. Новые дворяне становятся таким классом и они хороши в своем роде. Но вот привелегии (и земли) закреплены и передаются по наследству. Поколение, два, три и... можно читать «Вишневый сад» Чехова — дворянство выродилось.
          Марксизм связывал «незаслуженное вознаграждение» исключительно с экономической эксплуатацией и, в частном случае, с прибавочной стоимостью. Ленин отсюда вывел «паразитизм» империализма. Это в принципе неверно. Буржуа участвует в создании прибавочной стоимости, организуя производство, принимая на себя все риски плавания по неспокойному морю рыночной экономики. Неравенство распределения совершенно справедливо, ну, насколько вообще справедливо человеческое, а не божеское. Эксплуатация метрополиями сырьевых и человеческих ресурсов колоний так же не может быть отнесено к категории «незаслуженного вознаграждения. Зулусы на Юге Африки никогда не добывали алмазы, золото и, тем более, урановую руду. Арабы никогда не качали нефть в промышленных масштабах и они не создавали технологий и машин для бурения нефти, её добычи и переработки — это все принесли метрополии. Можно сказать — и это будет правильно — что метрополии разрушили традиционный уклад жизни коренных народов. Да, так. Так же точно до этого промышленная революция разрушила традиционный уклад жизни народов метрополий. Наконец, метрополии принесли в колонии рабочие места, прививки от оспы, хинин и гарантированную корзину продуктов питания, а ведь раньше ничего такого там и не было. Так что метрополии действовали естественным — хотя и, возможно, безнравственным с современной точки зрения - образом, желая получить сырье колоний, и были за то вознаграждены вполне и по заслугам.
        Но вот вопрос вопросов. А были ли по заслугам вознаграждены арабские этносы, получившие в свое распоряжение богатства, созданные Западным миром в обмен на нефть, созданную Всевышним? Жизнь показывает, что такое вознаграждение оборачивается проклятием и такое понятие - «нефтяное проклятие» - давно находится в публичном обороте, но не слишком популярно в силу политической конъюнктуры, которую лучше было бы называть враньем по корыстным мотивам.
          Добавим еще, что материальное вознаграждение — штука важная, но то, что люди зачастую отказываются от пищи и подавляют в себе инстинкт продолжения рода ради достижения каких-то нематериальных целей — это факт, от которого лучше не прятаться, а принять во внимание. Тем более, что именно те люди, которые отказывают себе в мирских утехах ради наслаждения правдой, властью, честью, знанием, - именно такие не-марсксистские особи оказывают наибольшее воздействие на общественную жизнь. Поэтому мы должны рассматривать в числе незаслуженных вознаграждений и нематериальные. Вот, например.
       Человек может быть вполне доволен тем, что является пролетарием или русским, или евреем, или мусульманином, или женщиной. Это нормально, - каким родился, таким и пригодился. Другое дело, когда основой самооценки человека являются качества, обладание которыми не являются его собственной заслугой. Я тотально замечательный, потому что я русский (еврей, мусульманин, православный, турок, араб...). В этом случае чувство самодостаточности и полного довольства собой является частным случаем «незаслуженного вознаграждения».

        Так что марксисты ничего не говорили о незаслуженном вознаграждении в том смысле, который вкладывается в это понятие в данном сочинении. Вместо этого, они все запутали и дали повод не-марксисткой социологии политкорректно игнорировать важнейшую — как мы покажем ниже — тему.
         Почему же понятие «незаслуженного вознаграждения» является таким важным, что автор этих строк преодолел свою природную лень и занятость добычей хлеба насущного, - преодолел и и пишет обо всем  этом?
              Потому что человеческие сообщества часто сходят с ума при полном здоровье каждого из своих членов. И ответственность за это, по моему твердому мнению, доходящему местами до самого Знания, - несет коллективное незаслуженное вознаграждение. И все дело в механизме, как это происходит. В когнитивном - бляха-муха! - механизме! Потрясная тема, и я с вами, - с теми, кому еще не надоел