Мои несколько часов спустя сорок лет

Леонид Карантаев
«Ревела буря, гром гремел, во мраке  молнии блистали» - не могу не начать с этой фразы из известной песни. Именно так всё и было: казалось, наступил конец света, и на грешный мир обрушилась кара божья. Гигантские зигзаги молний, в клочки разрывая тьму, непрерывно  вонзались в землю совсем рядом, всесокрушающий грохот до земной дрожи и похожий на орудийные залпы, один эа другим, следовали немедленно за ослепительными вспышками. Небесные «хляби», сравнимые лишь с Ниагарским водопадом,  с рёвом обрушилась на землю  и плотной завесой скрыли от нас «ковчег спасения» - здание отеля, что находилось в пятидесяти метрах. Время заполночь. Другие посетители давно разъехались и разбежались. Но мы, давнишние друзья-охотники не обращая внимания на  позднее время, на ярость бушевавшего природного катаклизма, лишь порой вздрагивая  от долетавших до нас, холодных брызг. Тесно придвинувшись, мы сидели втроём  и, наперебой говорили  и говорили о былом. Потоки «поройного» ливня,  яростно лупиди и гремели по крыльцу, перилам,  крыше летней веранды.  От ударов грома дрожали стены, звенела и стонала тонкая посуда на столе…. Но нас ничто не могло сдвинуть с места, мы не могли наобщаться. Единственной связью с цивилизацией был, вымокший даже под плащом официант заведения. Внезапно возникая перед нами он, улыбаясь, ставил на стол болгарские национальные яства: «агнешко чеверма», шопский салат, чушки бюрек, и пр.   и  домашние напитки, собственной уникальностью которых гордится каждый болгарин: «червено» вино и «сливова ракия».  Сладкого, конечно, ему в этом было мало, но один из нас, как-никак, являлся его работодателем и хозяином заведения. И он старался. Наверное, в другое время мы не выдержали бы этой небесной канонады и давно разошлись. Но это в другое время. А сейчас был случай, радостный повод и неотложная необходимость! Старым добрым друзьям-охотникам, неожиданно вновь обретшим друг друга, никакая гроза нипочём. Мы, Тенчо, бай Христо и я не виделись несколько десятков лет, в общем, потерялись без надежды увидеться вновь. Если бы не случай, который неожиданно привёл меня в Болгарию неделю назад. Стараниями дочери, я оказался  в маленьком курортном городке Павел Баня. Как в старину говаривали - «на водах». Я не считаю себя каким-либо писателем, хоть и принят в ковровское объединение литераторов, но так случилось -  из моих записок об охоте со спаниелем по кличке Айтос сложилось пара книг. В них есть рассказы и об охотах в Болгарии  с моими  болгарскими друзьями.
С тайной надеждой встретить их (хоть адреса давно утеряны) и вручить им книги, пару экземпляров прихватил с собой. Дома, в России эта задача казалась мне решаемой. Но здесь, уже в Болгарии, в маленьком городке, всё оказалось наоборот, неразрешимо. Похоже, как в одиночку пересечь Гималаи. В самом-то деле: адресов нет, ездить по теперь незнакомым дорогам, по изменившимся городам пытать незнакомых людей, не знают ли они Тенчо  и Христо, которых, когда  то знал я? Абсурд! Если и не сочтут за ненормального, пальцем у виска вслед мне покрутят точно. Помог, как всегда, счастливый случай. Даже, спустя сорок лет, языкового барьера для меня в Болгарии не существует. Зайдя в один скромный офис купить местный охотничий журнал, разговорился со служащим. Тот, думается, у многих болгар сохранилось ещё доброе отношение к былой,  нерушимой  в веках, болгаро-советской дружбе,  покрутил рычажки, пощёлкал клавишами какого-то агрегата и выдал мне бумажку с адресом фирмы, где директором Тенчо Илиев. И город совпал – Димитровград, Хасковско.  В день следующий, я отважно пустился в дорогу по НАТОвской стране, на поиски старого друга, как за синей птицей удачи.  Путь лежал на юг мимо городов Казанлык и Стара Загора, через отроги Средногория и по равнине  к самой большой реки Марица. Вспомнилось, раньше мы шутили, что, мол, самая большая река в Болгарии – это Винпром: плевенска Гъмза, Бисер, Слънчев бряг, Плиска и т.д. не иссякали на наших прилавках. Не скрою, немного поволновался на незнакомых развязках вновь построенных трасс. Путешествие это стало ещё и небольшой экскурсией по давно забытым, но таким тревожащим память местам. Многое напомнили и белые аисты,  сидящие на гнёздах, сооружённых на столбах и у крестов на куполах церквей. Парящие же на широко раскинутых белых с чёрными маховыми перьями на концах крыльях, большие птицы  напоминали письма, летящие из далёкого счастливого прошлого, когда не только много мечталось, желалось и ожидалось от будущего, но и случалось в том далёком настоящем.
 неожиданное счастье…. Вот и Димитровград. Нахожу улицу, узнаю здание. Но офис на третьем этаже закрыт. Внутри меня всё опустилось – усилия были напрасны. Накатило такое же чувство опустошения от бесплодности усилий, какое когда то испытал во Враце, чудом вырвавшись туда из недружественной в то время Турции…. Этажом ниже спрашиваю у работающих женщин: « Къде е Тенчо то?» - «Той излезе за почивката.- отвечают - Май, че ще бъде след малко време». В размышлениях, ждать - не ждать, выхожу на крыльцо. Никого. Спускаюсь, направляюсь к машине – в обратный путь что ли? Долго ли ждать. Может, уехал куда по делам и его не будет сегодня, а у меня процедуры  за двести километров отсюда, в Павел Баня. Последний раз оглянулся на крыльцо и … о чудо! Там стоит Тенчо собственной персоной. Немного подобрел, но я сразу узнал. Он тоже увидел меня и, как мне показалось, немного растерялся, не зная как поступить от неожиданности. Мгновенья замешательства, и вот мы горячо обнимаемся. Сыплются вопросы: «Как? Откъде? Ты ли это, Карантаев? Я только вчера искал у знакомых в России твой телефон!». Достаёт записную книжку и показывая последнюю запись спрашивает волнуясь: « Это ведь твой телефон? Я тебя искал, звонил в Россию, а ты вот здесь. Как это?»
Наша встреча мне кажется настоящим чудом, как и та, что случилась во Враце, тридцать лет назад. Необыкновенное чувство обретения, казалось, безвозвратно утерянного не позволяло расстаться и на минуту. Сразу, немедленно, отправились загород увидеться  с Христо. Встреча  для него стала полной неожиданностью. Столько времени прошло! Сколько всего в мире и в личных жизнях случилось. Надо много рассказать. Надо много расспросить. Но,  у меня прописанные процедуры, которые нельзя пропустить. Уеду, вряд ли смогу решиться ещё на такой же марш-бросок. Тенчо поступил как настоящий друг: он оставил дела и  помчался со мной за двести километров в Павел Баню, ждал пока меня терзали бальнеологи, затем мы немедля  вернулись в Димитровград в отель, где ждал  бай Христо…. Вечерело. По небу плыли, клубясь и сгущаясь, чёрные тучи. Свежий ветерок  пошевелил, потрепал зелёные  шевелюры в дубовой роще и успокоился. Всё стихло, даже птицы замолкли.  Только ручеёк, как и много лет назад, скакал по каменному ложу посреди двора, бурлил и клокотал.  Встречу друзей-охотников  решили отметить, как бывало, на открытом воздухе. Собиралась гроза, зарницы освещали бурлящие тучи. На всякий случай перешли под навес веранды. Воспользовавшись моментом, я совершил почти сакрально-ритуальное действо: торжественно вручил друзьям-охотникам, привезённые специально для них, свои книги. Произведённый фурор стал наградой для меня. Они листали, рассматривали свои фото, с волнением в голосе читали отрывки текста, касающиеся лично их. Память!  Приятной неожиданностью для меня стало, что друзья помнили мои вкусовые предпочтения и на столе появлялись блюда, которых в России не попробовать. Ещё приятнее, что из уважения к охотничьей дружбе приготовил их старый ресторатор, хозяин отеля, сам Бай Христо. Перебивая друг друга, вспоминали наши охоты, приключения: как карабкались за кекликами по скалам, как спасали одного из нас с утёса, куда загнал его разъяренный  глиган, про перепелов на хлопковом поле, шакалов и …. За разговорами, да  под домашнюю ракийку время летит незаметно, а воспоминаниям нет конца и края…. Вру-уг, как громыхнёт! И тут началось светопреставление!... Но, бывалых охотников легко так не возьмёшь. В конце концов, «буря с блискавици и громотевици», как называют грозу болгары,  закончилась. Природа успокоилась. Тучи ушли и яркая луна воцарилась на небе, Осветила своим колдовским светом округу, заиграла искорками на мокрых резных листьях  потрепанных бурей крон старых дубов….  Заночевал в  отеле «Афродита» у бай Христо, в том же номере, что и много лет назад.  Оказывается, он помнит…. Утро пришло, как всегда, здесь тёплое и ласковое. Объехал с Тенчо его угодья, ознакомившись с его новым бизнесом. Проезжая мимо полуразрушенных корпусов бывшего нашего УСМ – Димитровград, немного стало грустно. Что ж, вступление Болгарии в ЕС не прошло даром. Но, сколько время ни тяни, пришла  грусная пора расставаться.  Последний раз обнялись, загадали на сентябрь вновь встретиться здесь на охоту. 
Возвращаясь обратно в  Павел Баню, испытывал  чувство счастья.  Я встретил свою молодость…. Но многое изменилось с прежних пор.  Пришла грустная мысль:  удастся ли встретится вновь. Хотя, мне кажется, ответ знаю почти наверняка.

P.S. По дороге получил тревожные СМСки из дома и с Кипра. Не случилось ли что со мной. Непонятная тревога.  Вернувшись в Павел Баня в отель, из новостей по местному ТВ услышал о большом наводнениях в Варне и других городах северной Болгарии. Погибло 12 человек.  Сразу же сообщил, что всё впорядке и находился от этих мест я за триста километров. Хотя думаю, что ночью краешек природного катаклизма коснулся и Димитровграда. Но, слава богу – лишь краешек.
               
                България  19.06.14.