Я бы с дедом закурил

Андрей Гнитецкий
у меня дед курил махорку с вишневым листом. сам сажал. сам сушил. сам смешивал. я малой был. мы не очень общались. он меня любил а я чего то себе думал исходя из потаканию маминым обидам. что -то не заладилось. хотя я везде был вход, во все уголки двора. и на пыльный чердак, и в дедовскую мастерскую, там где всяких инструментов мастеровых - видимо-невидимо было. и в комору-кладовую. где хранились яблоки в сене. копчености. дымари и маски пчелиные (они сейчас у меня дома) и все эти запахи смешивались в сытость и уверенность. мне было позволено крутить медогонку без дела. а это дело не подобное. но и мед я с дедом качал. а еще , уже когда постарше был, носил его кепку восьмиклинку, а зимой одевал тулуп, валенки, ватные штаны. шапку ушанку и варежки . шел за дом и валился в сугроб. вьюга крутит.. снег метет хоть и небо голубое и солнечное. а я лежу в сугробе. хорошо в дедовом тулупе, уютно. аж спать хочется. приду через пару часов. все орут. мол волновались . а он молчит. но глаз у него всегда был веселый с чертиками. жизнелюбивый. И потанцевать. И к женщинам подморгнуть. И рюмку выпить. И песен попеть. Выпьет на праздник или как дети приедут, что одно и то же, рюмашку вторую-третью. А бабушка уже зудит. А гости вокруг, так он ей так душевно и с улыбкой говорил: Маруся. Ну не позорь меня!!! отец мне рассказывал про его жизнь , простая и не простая совсем - я по сравнению с ним за счастье то и не боролся. так  попустительствую и переживаю… а еще мне в детстве можно было кататься на его велосипеде "Украина". сперва под рамой. а потом и над рамой. а когда совсем малым был дед в специальном седле катал. так вот я на велике не просто так ездил . я ему обеды возил. бабушка соберет. в такую сумку жесткую поставит и я везу. аж все внутри сумки штормит. приеду. дед обедает (он тогда уже вахтером на заводе работал) и мне в сумке что то на обед есть. поедим . а потом было еще  развлечения - пойти попить бесплатной газировки в цеху где плавят стекло и дуют стеклопосуду, дед мой "стекольщиком" был по молодости. стеклодувом. ценили его. он и во Львове работал . и в Одесе. и в Луганске и еще где то. мастеровой был. так вот стоишь . газировку пьешь, пьешь. пьешь-пьешь, а она все бесплатно и не заканчивается. из печей огнем так и жарит. рабочие ходят собранные. лица загорелые до черноты. молчат в основном, а потом кто то что то скажет и они ржут все белозубо и розоворото, и такие они в это момент неожиданно беззащитные и живые. и имена у них у всех были для меня тогда  очень странные: Владзьо. Тадэуш, Бронько, Льосик. моего деда звали Францишек. дедушка Франек. так вот было , что и не в цех ходили а в соседний магазин. даже не так в кооперацию. и там мне доставалась целая бутылка лимонада "Ситро". с наклейкой "улыбочкой" и с корковой подложкой под крышкой. если выпить лимонад, потом выковырять грязным ногтем такую пробку и положить за щеку, то еще какое то время можно наслаждаться лимонадным послевкусием. с дедом все всегда здоровались, спрашивали кто это такой? дед всегда с гордостью рассказывал обо мне, о своем внуке. его знакомые улыбались. отвешивали мне и деду комплименты. вместе с комплиментами мне иногда отвешивали и всяких вкусностей.  это были очень провинциальные вкусности или булочка с корицей. или пирожки домашние, или конфеты подушечки с повидлом в какавовой присыпке. таяли в карманах и липлиии... но такие вкусные))). потом дед в магазине покупал хлеб "кирпичик". уж сколько буханок не помню, но помню, что расчет был. сколько на еду, сколько для домашних животных, и не больше, что бы не испортился. хлеб был зажаристый. с душистой корочкой. до сих пор его люблю. у меня в соседнем селе такой есть в продаже. иногда как заеду, возьму хлебушка, молока домашнего, варенья или меда - ну чистое детство. так вот сложит он этот хлеб в сумку и я с этим ценным грузом - домой. но не просто так, а каждый раз все новой дорогой. все более дальней и извивистой . "для бешеной собаки десять километров не крюк", как приеду так бабушка уже и не ругалась. привыкла к моим поездкам. кстати и другая бабушка тоже очень мудро относилось к моим поездкам в неизвестном направлении. хорошие они у меня. мудрые. но это другая история. вот про деда и велосипел еще . когда его дети  решили ему вместо старой "Украины" подарить новенький гламурный "Аист" на маленьких колесах, складной рамой и мягкой сидушкой . он мне его переподарил. ох и рад я был.  ОХ И РАД Я БЫЛ!!!! уж и не помню поблагодарил ли , но то что был счастлив - факт. и намотал я на нем по разным округам ого-го. но это тоже другое. так вот. а еще мой дед был лесным человеком. вот пойдешь с ним в лес, он идет, молчит, но с ним вдруг все в лесу понятно и просто становится. и лес становится своим и родным ( я как то даже своих двоюродных младших  братьев и сестер в лес потащил, мне было лет девять. гуляли мы далеко и долго. вернулись все и во мною прогнозированное время. ох мне и досталось. но дед ничего не сказал. и лес не обидел). да так я про что хотел сказать, про самокрутку. так вот когда дед садился под вечер на лавочке у дома. доставал кусочек газетной бумаги, из кисета насыпал домашнего табаку-махорочки, закручивал самокрутку «козью ножку» и закуривал от спички, чиркнув, о синей бумагой поклеенный, деревянный коробок с затейливой картинкой-наклейкой . вдыхал первых затяг, а потом выдыхал на весь двор от края до края…  ох и вкусно же пахло. до головокружения. я тогда в чистый нюх превращался . усядусь. нос вперед вытяну. и не шевелюсь, что бы ветер не поднимать, концентрацию удовольствия надо бережно поддерживать. так вот, что я говорил по поводу закурить? ))) ты куришь?