3. Поэт большого города

Михаил Самуилович Качан
НА СКАНЕ: Вырезка из газеты ЗНВС (№2 от 5 января 1967 г.) со статьёй Р.Л. Берг «Поэт большого города».


В отличие от предыдущей статьи Раиса Львовна Берг считает, что картины Николая Грицюка написаны «уверенной рукой зрелого мастера, хорошо знающего, что такое искусство». Она видит в нём «поэта большого города».

Статью предваряет краткая аннотация, где говорится, что Раиса Львовна Берг - «известный  генетик, доктор биологических наук Раиса Львовна Берг сама владеет кистью. Художники прислушиваются к её мнению, так как, кроме вкуса и чутья, Раиса Львовна обладает глубоким пониманием природы творчества.

А вот и статья:

Город имеет свои законы роста и дифференциации. Город не модет существовать без электриков, водопроводчиков, без штукатуров, маляров, без нянь, часовщиков, учителей, переводчиков, без продавцов, шоферов, окантовщиков, без людей тысяч других профессий.

Город не может существовать без музыкантов, художников, поэтов. Живой город – это поселение, способное впитывать, вбирать, накапливать культуру. В новом клубе нашего города мы увидели произведения Николая Демьяновича Грицюка, созданные уверенной рукой зрелого мастера, хорошо знающего, что такое искусство. Николай Демьянович – поэт большого города. Контрасты растущего обиталища миллионов – гордые небоскрёбы и рядом скромные уютные домики, старина и новь, кристаллическая угловатость строений и обтекаемые формы автомобилей, окна и фары, пряничные узоры церквей и суровые абрисы индустриальных районов – его стихия. Он делает с домами, с церквами, с машинами что хочет, и что только захочет, он делает с помощью форм, красок, композиций с нами… Он заставляет нас посмотреть на мир кго глазами. Он суров, этот мир городских пейзажей, он страшен, да, но он и нежен, прозрачен, хрустален. Он голубой, розовый, он возносится ввысь куполами Василия Блаженного, круглится автомобилями на Красной площади. Он засасывает, перемалывает, усредняет = этот мир, но он и увлекает.

Они разоблачают, материализуют порок, делают его посмешищем.

Но деформации никогда не выводят Грицюка за рамки красивого. Его картины – красота на службе красоты. Он преображает перспективу, когда он ищет и находит ритм города. Он упрощает форму, чтобы постичь её закон. Никогда не отрывается он от действительности, не отказывается её изображать, но он не понимает её как повседневность, как обыденность. Он не даёт ей возобладать над своим творческим началом. Покорённая, преображённая, претворённая в действие действительность блещет всеми цветами народного лубка, предстаёт в новом ракурсе, знаменуя свободу духа, духа вольного и одновременно скованного теми искусами, без которых нет искусства, как нет красоты, гармонии, даже игры без границ, поставленных волей человека.

Поэтом нашего городка Николай Демьянович ещё не стал. Безумная дерзость – диктовать художнику сюжеты. Но мы хотим увидеть друзы кристаллов, коралловые заросли, цилиндры стволов, квадраты светящихся окон, белоснежные, голубые, синие искрящиеся плоскости нашего городка его глазами, нп его картинах. То, что мы увидим, будет нашим будущим. И нам надо знать его, чтобы любить, чтобы приблизить хорошее, чтобы предотвратить дурное. Академгородку очень не хватает именно такого художника, как Грицюк = смелого, размашистого, поэтичного.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/08/13/1782