Лама, озеро, Красноярский край - этимология

Сергей Колибаба
Все реки текут в море (ЙАМ), но море (ЙАМ)
не переполняется: к тому месту, откуда реки
текут, они возвращаются, чтобы опять течь
Екклесиаст 1:7

Лама — крупное пресноводное озеро, примерно в 120-150 километрах восточнее Норильска, простирается в длину на 80 км, ширина — 8 км, глубины 300-600 м. Протокой (рекой) Лама соединено с озером Мелким, впервые исследована советским исследователем доктором геологии Николаем Урванцевым, им  названа Ламой  по названию озера, из которого она вытекает. Река Лама впадает в озеро Пясино, из него вытекает река Пясина, которая через 818 км впадает в Карское море.

Имя объекта всегда обладает информативностью, так как оно возникло в результате осмысленной деятельности, этническая группа (носители языка), переселяясь на новое место, приходит туда со своей идеологией (сакральной лексикой и именами) и с религиозной идеей, которая обосновывает их право на завоевание и колонизацию. Следовательно, колониальные  топонимы содержат идеологическую и политическую информацию, в смысл которой современная ономастика проникнуть не может или не хочет, в связи с тем, что «национальная»  интерпретация имен и терминов входит в противоречие с глобальной системой иудеохристианства.

Прежде чем мы займемся конкретно этимологией гидронима Лама, нам необходимо «окунуться» в социально-политическую и религиозную обстановку в регионе  реки Енисей на севере Восточной Сибири.

1) История освоения  Пясинской тундры (междуречье Енисей-Пясина)

а) Указ  царя Михаила Фёдоровича Романова (1596—1645) от 1621 года

«По нашему указу поморских городов торговым и промышленным людям морем в Мангазею ходить не велено, а велено им ходить через сибирские городы; и в том нашей десятинной мяхкой рухледи перед прежними годы будет недобор великой, … И вперед нашей десятинной мяхкой рухляди в сборе будет мало. И нам бы тебе о том велети указ свой учинить. И как к вам ся наша грамота придет, … и вы б и вперед поморских городов торговым и промышленным людям велели ходити теми ж дорогами в Мангазею через сибирские городы и через Камень, а мимо тех дорог из Мангазеи морем к Руси отнюдь ходити им не велели. А нашу десятинную мяхкую рухлядь велели б есте сбирать с торговых и с промышленных и со всяких людей неоплошно с великим радением, чтоб одноконечно нашу десятинную соболиную казну перед прошлыми годы собрати с прибылью. Писан на Москве лета 7129-го марта в 3 день». Так  Россия отстаивала свои пушные ресурсы (до 1/3 дохода казны) и природные богатства в период после Смуты (1598-1613).

б) Старотуруханск и Туруханск

Опорным пунктов для русских промышленников и купцов в  XVII веке в нижнем течении Енисея был Старотуруханск (Новая Мангазея) — сегодня село, находящееся на территории Туруханского района Красноярского края, при впадении реки Нижняя Тунгуска в Енисей, ранее – центр региона.  Первое поселение (зимовье) основано в 1607 году, на реке Турухан (в 35 км к северу от позднего Туруханска), после пожаров 1642, 1662 гг. перенесено к Свято-Троицкому монастырю (село Монастырское, затем Туруханск). Во 2-й пол.  XVII века и в течение всего XVIII веков — крупный торговый центр, по продаже  пушнины, на Туруханскую летнюю ярмарку съезжались купцы и торговцы  со всей России.

в) Миссионерская деятельность

Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1657 году, первоначально пустынь (скит, монашеское поселение), в 1670 г. в него были перенесены из Старотуруханска мощи первого в Сибири святого Василия Мангазейского, к монастырю началось паломничество. Царскими указами 1662, 1664, 1689  годов за монастырем были закреплены места лова рыбы  и земли, на которых  развивалось разнообразное монастырское хозяйство.

В XVIII веке центрами духовных правлений в Восточной Сибири были 5 монастырей - Туруханский Троицкий, Енисейский Спасский, Киренский Троицкий, Якутский Спасский, Селенгинский Троицкий. Миссионерскими были 4 монастыря (Туруханский Троицкий, Якутский Спасский, Селенгинский Троицкий, Посольский Преображенский), наиболее важные в распространении православия среди коренного населения. Монастыри распространяли  грамотность в Восточной Сибири, в четырех из них (Туруханском Троицком, Енисейском Спасском, Иркутском Вознесенском, Якутском Спасском) в XVIII в. действовали учебные заведения,  во всех монастырях имелись библиотеки, и велось летописание.

г) Первопроходцы

Поморские мореходы; http://www.booksite.ru/dejnev/01.html

«Первые поморские ватажки вышли к устью Енисея и в Пясинскую тундру вслед за основанием Туруханского острога. По данным древнейшей ясачной книги Мангазеи, поморы и служилые люди вышли к устью Енисея уже к 1607 году.  Жившие здесь родовым строем энцы были подчинены Москве.

Одновременно с продвижением на Пясину по речкам и волокам торговые люди Туруханска пытались пройти туда и по «студеному морю». Весной 1610 года северодвинцы во главе с Кондратием Курочкиным и Осипом Шепуновым на судах, построенных под Туруханском, вышли к устью Енисея с намерением пройти дальше морем на восток. …
Из известных нам арктических походов на реку Пясину экспедиция Курочкина и Шепунова является первой. Однако, по всей вероятности, кто-то из поморских мореходов приходил морем на Пясину раньше Курочкина, так как в 1609 году в Москве была составлена карта Севера России и Сибири, на которой довольно точно нанесены устья Енисея, Пясины и берега Гыданского полуострова. К этому же времени относится открытие Пясинских островов, сделанное в ходе морских промысловых плаваний поморов на Таймыр.

Сообщим читателю историко-топонимические данные о реке Пясине. Она была знаменита тем, что раньше вся низовая область реки Енисея называлась ее именем. Слово «пясина» в ненецком языке означает ровную, безлесную землю – тундру (?).  … К 20-м годам XVII века северные промышленники прочно обосновались на Пясине. По реке Большой Хете возникло несколько промысловых зимовий и под 1626 годом упоминается пясинский Орлов городок. К сожалению, точных данных о его местоположении нет».

г) Коренное население

Энцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — один из коренных малочисленных самодийских народов, различают этнические группы тундровые  и лесные,  сегодня менее 300 человек (религия шаманизм, православие). Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно две трети численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой, зимой откочевывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озером Пясино.

* Сайт Хантайское озеро

«В XVII веке на Таймыре в числе первых русских поселений появляется зимовье Хантайское: «Хантайское ясачное зимовье около 1610 года было построено при устье реки Хантайка. Опираясь на это зимовье, промышленные и служилые люди обследовали Хантайское озеро и три более северных – Лама, Кета и Пясино (исток одноименной реки). В горах этого района они начали добывать руду и выплавлять медь и серебро». В 1626 г. «поставлено Хантайское ясачное зимовье со слободой на базе зимовья промыслового»» (Денисов В. «Хронология Таймыра», Норильск, 2009, С. 28; 34).

2) Озеро Лама

Из приведенного выше доступного исторического материала ясно, что в период XVII века, русские первопроходцы-промышленники и купцы освоили пространство нижнего Енисея и соседствующей с ней территории бассейна реки и озера Пясино  и Хантайского. От реки Пясина и озера Пясино до озера Лама – «рукой подать»,  судоходная (летом) река Норильская (Норилка, длина 57 км) выводит в озеро Мелкое, затем через протоку Лама в озеро Лама – естественный водный путь. Здесь мы подошли к собственно к теме статьи – этимологии гидронима Лама.
 
а) Существующая этимология

* Википедия. Озеро Лама

«Название озера происходит от тунгусско-маньчжурского слова «лааму» — море, океан или эвенкийского «ламу» — море, большая вода. На карте азиатской России, изданной в 1911 году Российским генеральным штабом, Лама изображена весьма условно, далеко от реальных очертаний, и называется озером Давыдово, хотя это название местным жителям было незнакомо».
 
* Мурзаев Э. М. - Словарь народных географических терминов.- М.: Мысль, 1984, с. 203

«ЛАМ 2, ЛАМУ - море, океан (эвенк., эвен.). Собственное название оз. Байкал. В некоторых других тунг.-маньч. яз. нам, наму - "море". Отсюда уст.  этноним ламуты (поморы), т. е. эвены. Охотск у якутов известен под названием Ламы, у тунгусов - Намы; Охотское море - Ламы баjагала. Слово ламу часто встречается в донесениях рус.  землепроходцев, под которым понимаются тихоокеанские и ледовитые моря, Байкал и даже реки Лена и Амур. "Ламу называют брацкие люди Байкалом озером" [В. Л. Серошевский. Якуты. СПб., 1896, 1]. Брацкие, т. е. бурятские».

*  Н. Н. Урванцев. Таймыр – край мой северный. М., 1978

http://www.skitalets.ru/books/taimyr_urvantsev/

«Рассказывали, что в горах к востоку от района Норильска лежит много длинных и узких озер, а некоторые столь велики, что требуется четыре-пять и больше аргишей, чтобы их пройти. Это значит, что длина их может достигать 100 километров. ... Из одного такого озера как раз и вытекала река Норильская».

б) Национальный корпус русского языка. Применение термина в русском языке

*  А. Н. Радищев. Сокращенное повествование о приобретении Сибири (1773)
 
«Тунгусы, разделяющиеся на многие роды и поколения, к которым принадлежат Ламуты,  то есть: поморские жители, кочуют от Енисея до пределов Китайских и до берегов Охотского моря. Лама по Тунгусски значит море. Судя по пребыванию различных сих племен, усматривается, что переселения в Сибири были весьма частые и дальние».
 
* В.Н.Татищев. История российская в семи томах. Том второй (1750)
 
«2. Волок Ламской разумеют между Днепра и Волги и впадающими в них реками, яко Лама река впадает в Шошу и Волгу».

в) Московская река  Лама, БСЭ

«Лама, река в Московской и Калининской области РСФСР, впадает в Шошинский залив Иваньковского водохранилища. Длина 139 км, площадь бассейна 2330 кв. км. Питание преимущественно снеговое. … По Ламе проходили древние водные пути с р. Волги на р. Москву (Волок на Ламе). В 12 веке на Ламе возник Волоколамск».

г) Ламь (Лама) — река в Тверской и Ярославской области России, длина 57 км.

д) Город ЯмЪ, современный  Кингисепп, один из крайних ЗАПАДНЫХ городов Руси.По словам Новгородской первой летописи младшего извода, город Ям был построен в 1384 году: «Того же лъта поставиша новгородци город каменъ на Лугъ, на Ямъ».

3) Обобщение и вывод

а) Лама европейская

*  Один и тот же гидроним Лама находится в европейской части России и на севере Восточной Сибири, как объяснить это противоречие, ведь на Руси неизвестны  носители  тунгусо-маньчжурских языков? Город Волоколамск упоминается впервые в Лаврентьевской летописи в 1135 году как Волок на Ламе, хотя археологические исследования убедительно доказывают, что город существует с 1024 года; т.е. задолго до монгольского нашествия 1241 г. …  Волок Ламский стал важным торговым пунктом на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли (Википедия).

* Отметим, что с XVII века в эвенский язык начала проникать русская лексика, письменность создана в 1932 на латинской графической основе, с 1937 — на основе русского алфавита. Тунгуссо-маньчжурские языки  территориально разделены громадным сибирским пространством (ок. 3000 км), одна группа (эвены) дислоцируется на Енисее и Таймыре, другая на Дальнем Востоке, Амур, побережье Охотского моря. Носителей этой языковой семь сегодня не более 80 тыс. чел., родственны маньчжурам Китая.  Переводы библейских произведений (отдельные книги Нового Завета) на языки этой семьи регистрируются с середины XIX века (алфавит русский), проследить термин «Лама» в этих языках невозможно, не было письменности до 1930 гг.

б) Лама дальневосточная

В первой половине XVII века русские начали прямое продвижение на восток, от местных жителей были получены сведения  о «Теплом» море и весной 1639 года на разведку пути к «морю-океану» из Бутальского зимовья на р. Алдан вышла группа из 39 служивых людей, под руководством И.Ю. Москвитина.  Основная цель экспедиции - «приискания новых неясачных землиц», сбор пушнины и розыск легендарной горы Чиркол, где по слухам были залежи серебряной руды. Через два месяца тяжелого пути Москвитин первым  вышел на побережье Охотского моря в районе современного поселения Улья, затем поднялся примерно на 500 км к северу и открыл Тауйскую бухту (Магадан). Казаки указали в донесении: «до Ламы (Охотское море) идучи, кормились деревом, травой и кореньем, на Ламе же по рекам можно рыбы много добыть и можно сытым быть» (И.П. Магидович. Очерки по ист. географ. открытий. М., 1983, т.2, с. 285).
 
Вывод
* Для истолкования тунгусо-маньчжурский вариант, явно, не подходит, т.к. в средневековых европейских землях России, не было носителей  языка – версия заимствования гидронима из тунгусо-маньчжурских языков маловероятна.
 
* Из исторических источников ясно, что термин (гидроним) Лама существовал в русском языке задолго до освоения Сибири, им обозначали  географические объекты, находящиеся на водных торговых путях, от Москвы, а позже и до «окраин». У нас есть сведения о проводимой в Сибири христианской миссионерской деятельности связанной с процессом колонизации, коренное население учили русскому языку и христианству. Отмечено также влияние ислама с XIV века в Тюменской и Омской обл.,  (вода –  араб. майя, иврит маим (множ.)).  Таким образом, очевидно, что гидроним Лама связан с религиозной терминологией, нам осталось найти значения термина в сакральном языке иудеохристианства – иврите.
 
4) Терминология иврита

а) Электронная еврейская энциклопедия, http://www.eleven.co.il/article/13784

«По некоторым данным, первые евреи — пленные, захваченные русскими войсками в ходе войны 1632–34 гг. с Польшей, — появились в Сибири в 1630-х гг. Хотя после заключения мира «литовские и немецкие люди и жиды» получили возможность вернуться на родину, некоторые из них (в том числе, возможно, отдельные евреи) предпочли остаться в Сибири. В 1659 г. власти выслали из Москвы в Сибирь семьи, угнанные в плен во время русско-польской войны 1654–67 гг. и тайно поселившиеся в домах лютеран в Немецкой слободе (в это время в столице разрешалось жить только христианам)».

б) Приведем гидроним в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень – Л+АМА.

Л+АМА = иврит - Л предлог: к, ко, указывает на принадлежность, направление движения, отвечает на вопрос «куда?» + ЙАМ (ИАМ), ЙАМА  море, озеро, бассейн, запад (западный город ЯМЪ), множество, обилие.

* О букве русского языка «Й» (йотированная И, краткая И) современная лингвистика ничего вразумительно  не высказывает, начинающихся с буквы Й русских слов всего 22, все заимствованы из других языков. «Знак Й происходит из церковнославянской письменности XV—XVI веков, представляя собой сочетание буквы И и заимствованного из греческой письменности знака краткости — бреве, однако несколько видоизменённого. … При введении гражданского шрифта в 1707—1711 гг. были отменены все надстрочные знаки, то есть особый символ Й исчез.

Он был восстановлен в 1735 году (часто эту дату указывают как дату возникновения буквы Й), но формально отдельной буквой не считался: не включался в перечень букв азбуки, не имел порядкового номера, в словарях объединялся с И и т. п.  Официально буквой алфавита Й стало только в XX веке (Википедия, Й).

* ЕЭБЕ в ст. Алфавит сравнительный отмечает в отношении буквы ЙОД (и): «йод = (j) и: Иаир, Иосия, Иевус; но перед гласным звуком и исчезает: Исаак, Иссахар (вместо Иисаак, Ииссахар)». Следовательно, при транслитерации термина на русский язык в слове ЙАМ буква Й (йод)  – исчезала.
 
5) Библейский образ

* Иисус Навин 15:5: «Пределом же к востоку море (ЙАМ) Соленое (Мертвое, реально озеро длиной 67 км, шириной 18), до устья Иордана; а предел с северной стороны начинается от залива моря, от устья Иордана».

* 3-я Царств 9:27: «И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море (ЙАМ), с подданными Соломоновыми».

Таким образом, мы получили  гидроним, сложенный из предлога и термина иврита, заимствован из библейских текстов – ЛАМА = Л принадлежность + ЙМА – озеро; т.е. принадлежит к классу озер,  что соответствует  действительности, а значит - истинно.

Очевидно, что русские первопроходцы: воеводы, казаки, купцы, монахи, были хорошо знакомы с  Божественной терминологией  и использовали её при даче имени географическому объекту - вводили её (освящали) через сакральное имя в культ Бога Яхве.