Не солнцем единым

Леонид Старцев
Действующие лица:
Арсений - худощавый брюнет выше среднего роста, вполне еще молодой человек.
Рита - на редкость красивая и обаятельная девушка. В свои двадцать два она выглядит еще моложе. Короткая стрижка рыжеватых слегка вьющихся волос,  огромные ироничные голубые глаза с чертовщинкой, гладкая бархатистая кожа на лице с обворожительной родинкой на щеке  делают  ее образ притягательным и неотразимым.
Арсений 2 – практически копия Арсения.
Официант, посетители кафе (2-3 человека).

Действие 1.

Интерьер  обычного летнего кафе на набережной. Утро, посетителей мало, за одним из столиков сидит Арсений, перед ним чашка кофе. Он явно кого-то ждет, периодически посматривая на часы.

Откуда-то сверху раздается грустный голос (приятный мужской баритон):

Ты самой прекрасной была,
Судьба нас навек развела -
Разрыв по касательной тел…
Ты этого разве хотел?

Арсений:  (мысли вслух) Все, надо кончать уже эту бодягу. Эта любовь уже вымотала донельзя. За что такие страсти? Рита играет мной как игрушкой, сколько уже можно? То приласкает, то беспричинно видеть не хочет. Может у нее еще кто-то есть? Нет, не похоже, не такой она человек. Да и трудно найти второго такого дурака, который станет терпеть все ее фокусы и капризы. Люблю ли я ее, скорее да, чем нет, но уж очень беспокойное и хлопотное это чувство…
Уже половина десятого, а ее все нет. Ну вот, пожалуйста, даже сегодня она опаздывает. Ну, все, финита ля комедия, сегодня, наконец-то, я разрублю этот проклятый гордиев узел…

Внезапно в кафе входит Рита, и помещение сразу же, как будто наполняется жизнью и светом. Звонко цокая каблучками, она подлетает к столику, чмокает Арсения в щеку и удобно устраивается в кресле напротив.

Рита: Привет! Не скучал здесь без меня?
Арсений: Привет! Мы же на девять договорились, хотя бы сегодня можно было не опаздывать? Уже десять, или ты думаешь, у меня больше других дел нет?
Рита: А что, сегодня какой-то особенный день? Ну ладно, не заводись, это все проклятые пробки.
Арсений: Знаю я твои пробки…

Они помолчали. Арсений смотрит и помимо своей воли любуется собеседницей. Рита вытаскивает из сумочки пачку сигарет, элегантно достает сигарету и вопросительно глядит на Арсения. Он раздраженно разводит руками:

Арсений: Ну, извини, ну нет у меня зажигалки, ты же знаешь, что я не курю. Да и ты, помнится,  обещала бросить это дело.
Рита: Брошу, брошу, вот сейчас покурю и брошу…

Она ослепительно улыбается, роется в своей сумочке, находит зажигалку, закуривает, затягивается и пускает струйку дыма прямо ему в лицо. От неожиданности тот даже вздрагивает.

Арсений: Ну и шуточки у тебя!
Рита: Миль пардон! Ну и что же ты хотел мне сказать?
Арсений: Рита, прошу тебя, только не перебивай. Я тебя люблю, но я устал и больше так не могу, нам надо расстаться. Я старше, и не могу тебя больше привязывать к себе. Пойми, мы разные люди, у нас разные интересы, цели, у нас все разное… Наконец, если ты не забыла, я женат, у меня сын, я не могу вот так все бросить. Но и продолжать наши отношения в качестве любовников я тоже не хочу. И именно из-за того, что я тебя люблю. Ты молода, красива, но все это, к сожалению, преходяще. Ты еще можешь встретить хорошего человека, создать свою семью и быть счастливой.
Рита: Но мне никто другой не нужен, я же тебя люблю и не хочу с тобой расставаться. Если мы любим друг друга, почему мы не можем быть вместе? Ты собирался развестись, или забыл?
Арсений: Я ничего не забыл, но развод ничего не решает. Ты пойми, я много думал, ты не представляешь, как мне больно все это говорить, но у нас нет совместного будущего…

У Риты задрожали руки, пепел от сигареты падает на стол, по щекам текут слезы. Чуть заикаясь, стараясь сдержать рыданья, говорит:

Рита: Мне все ясно, я тебе надоела, ты меня разлюбил… Прощай!

Она вскакивает из-за стола, отшвыривает стул и выбегает из кафе. Арсений цепенеет от неожиданности, потом бросается ее догонять, но запинается об опрокинутый стул, поднимается и вдруг из-за кулис слышится душераздирающий визг тормозов, глухой удар и страшный пронзительный женский крик…

Арсений: Все кончено!

Гаснет свет, через несколько секунд на экране появляется вид звездного неба, всполохи и яркие вспышки небесных тел на фоне космической музыки (а ля «Space»).

Откуда-то сверху раздается торжественно-таинственный голос (приятный мужской баритон):

Прошли мириады зим-лет,
И Солнце уж Красный Гигант,
И Жизни отнюдь не гарант…
Ты этого разве хотел?

Иссохла земля в горизонт,
Ничтожен, бессилен здесь зонт,
Но кто нацарапать успел:
Ты этого разве хотел?

А Солнечный шар все тускнел,
И Карликом Белым вдруг стал,
Состарился Йорик, устал…
Ты этого разве хотел?

Осколки планет собрались,
Воскликнул: Земля, возродись!
Да, реинкарнации тел!
Ты этого разве хотел?

Экран гаснет.


Действие 2.

Интерьер  обычного летнего кафе на набережной. Утро, посетителей мало, за одним из столиков сидит Арсений, перед ним чашка кофе. Он явно кого-то ждет, периодически посматривая на часы.

Арсений 2:  (мысли вслух) Все, надо кончать уже эту бодягу. Эта любовь уже вымотала донельзя. За что такие страсти? Рита играет мной как игрушкой, сколько уже можно? То приласкает, то беспричинно видеть не хочет. Может у нее еще кто-то есть? Нет, не похоже, не такой она человек. Да и трудно найти второго такого дурака, который станет терпеть все ее фокусы и капризы. Люблю ли я ее, скорее да, чем нет, но уж очень беспокойное и хлопотное это чувство…

Неожиданно к столику подходит Арсений.

Арсений: Извините, можно к Вам присесть?

Подняв голову, Арсений 2 смотрит стоящего рядом со столиком мужчину.

Арсений 2: Это Вы мне? Вообще-то у меня здесь встреча.
Арсений: Я Вас ненадолго задержу, и уйду еще до прихода Вашей девушки. У меня к Вам очень важный и неотложный разговор.

Не ожидая ответа, незнакомец садится за столик.

Арсений: Официант, чашечку кофе, пожалуйста.

Официант приносит кофе. Арсений с интересом разглядывает наглеца. Его лицо кажется очень знакомым.

Арсений 2: Мы уже где-то встречались?
Арсений: И да и нет… Я сейчас расскажу, и Вам все станет ясно. Я не представился: Арсений. Да, да, я знаю, что мы с Вами тезки. Может быть, перейдем уже на «ты», тем  более, если учесть, что ты это я, но через этак, - новоявленный двойник задумался, что-то прикидывая в уме – пять миллиардов семьсот с копейками лет.
Арсений 2:  Черт возьми, что это все значит? Вы в своем уме? Да, согласен, Вы на меня чем-то похожи, внешне, но это не дает Вам право вот так врываться в мое личное пространство с безумными заявлениями. По-моему, я уже сказал, что сейчас ко мне придет девушка!
Арсений смотрит на часы.
Арсений: Она придет ровно через сорок семь минут, и мы успеем обо всем поговорить и все обсудить.
Арсений 2: Я не хочу ни о чем с Вами говорить. Может быть, Вам нужны деньги на поправку здоровья, так и скажите, я дам?
Арсений: Арсений, не надо меня оскорблять, у нас действительно мало времени. Я прошу тебя всего лишь выслушать меня внимательно, поверь, это очень серьезно.
Арсений 2: Ну, хорошо, хорошо, только побыстрее и поконкретнее.
Арсений: Когда-то очень, очень много лет назад, ты даже себе представить не можешь сколько, я был таким же молодым как ты, - рассказчик иронично улыбнулся, - у меня была любимая девушка, я ее очень любил, но она трагически погибла, и я считаю, по моей вине.
Это был для меня страшный удар. Я готов был себя убить, но это бы не решило проблемы. А я хотел исправить свою ошибку, то есть вернуть девушку, чего бы это мне не стоило. Невозможная цель для ее достижения требует невозможных усилий и невозможных путей и решений. Я не буду сейчас рассказывать все подробности поисков. Я тогда также, как и ты сейчас, занимался научными исследованиями, в том числе и вопросами долголетия. Мне с моими сотрудниками удалось значительно продвинуться в этом направлении и найти эффективный способ управления длиной теломер, концевых участков хромосом,  отвечающих за продолжительность жизни. Другими словами, была практически решена проблема бессмертия. Я стал свидетелем эволюции человечества, лавинообразного технического и информационного прогресса. Реальностью стало перемещение людей на другие планеты не только в пределах нашей солнечной системы, но и в другие системы. А это со временем стало жизненно необходимым из-за постепенного старения Солнца, а потом и его гибели. Конечно, это все продолжалось долго, миллионы, миллиарды лет.

Рассказ Арсения сопровождается слайд-фильмом или анимационным фильмом на большом экране, иллюстрирующим катаклизмы в солнечной планете, гибель солнца и последующие потрясения.

Солнце сначала превратилось в красного гиганта, а затем и в белого карлика. Эти изменения сопровождались колоссальными потрясениями в солнечной системе, и Земле только чудом удалось избежать гибели. При катаклизмах на Солнце, оно стало сбрасывать лишнюю материю, при этом Земля была отброшена на более удаленную орбиту, где она и пережила разрастание звезды и сохранилась в зоне притяжения белого карлика. Я опущу подробности существования жизни на Земле в эти периоды, когда резко возросла температура, уровень ультрафиолетового облучения, растаяли все льды в полярных районах, усилились ветры, обыденными стали циклоны, бури и смерчи. Огромные территории сотрясали мощнейшие землетрясения, приводящие к гибели мегаполисов и целых стран… Уцелевшие люди на оставшихся клочках суши укрывались в подземных катакомбах, превратившись в настоящих кротов. Мизерная часть людей сохранилась в колониях на других планетах, а также на космических станциях с замкнутым циклом жизнеобеспечения.  При этом они находились в состоянии глубокой гибернации или спячки, что позволяло существенно экономить необходимые ресурсы. На одной из таких станций обитал и я. В итоге длительной агонии Солнце превратилось в газовое облако и исчезло. Да, да, представь себе, исчезло. И зря ты так иронично улыбаешься. К сожалению,  нет ничего вечного в этом мире, и Солнце – не исключение, увы.
Так вот, после гибели Солнца Земля окончательно сошла с постоянной орбиты, и улетела в бескрайнее космическое пространство.  При этом она в пути сталкивалась с другими планетами, их обломками, астероидами, метеоритами. В конце концов, это изрядно потрепанное космическое тело, ранее именуемое планетой Земля, оказалось в зоне притяжения новой, только что родившейся звезды, которую вы здесь называете Солнцем, и стала вращаться вокруг нее. Так счастливо случилось, что новые условия на многострадальной Земле оказались очень близкими тем, в которых она существовала в солнечной системе. Не удивительно, что со временем на ней вновь зародилась жизнь. Сохранившиеся на других планетах и на автономных космических станциях очень немногочисленные земляне периодически навещали свою альма-матер, по мере сил помогая нарождавшейся жизни, а со временем и первобытным людям, однако стараясь при этом не делать никаких резких, радикальных вмешательств. Кстати, потом эти посещения новые земляне называли визитами инопланетян.

Арсений  грустно улыбнулся, помолчал и продолжил:

По законам эволюции жизнь на новоявленной Земле проходила все этапы, что переживала и первородная Земля. Я тоже неоднократно наведывался на Землю, все ждал момента, когда можно будет встретиться с тобой и попытаться предостеречь от той роковой ошибки, которую когда-то сам и совершил.

Рассказчик замолчал, задумчиво устремив взгляд в пространство, как будто хотел рассмотреть там какие-то подробности той ошибки.
Арсений 2 продолжал с недоверием изучать собеседника.

Арсений 2: И что это за ошибка, и какое отношение она имеет ко мне?
Арсений: Неужели ты еще не понял, что ты это я, но только через пять с лишним миллиардов лет. Эту уйму времени назад я вот так же, как и ты сидел в точно таком же кафе и ждал свою девушку и совершил ту самую ошибку. Я сказал, что расстаюсь с ней, и она погибла… А я до сих пор не могу простить себе этого. У тебя большее преимущество передо мной, у тебя есть выбор: или сделать так, как я в свое время, погубить девушку и свою любовь, или послушать меня и не расставаться с Ритой, спасти ей жизнь, и, тем самым, сохранить любовь…
Арсений 2: А почему я тебе должен верить?
Арсений: Ты мне ничего не должен. Но ты пойми, что я не для того прошел через все невероятные муки, страдания, поиски и ожидание в миллиарды лет, чтобы заниматься пустой болтовней. Теперь только от тебя зависит, был ли смысл в моих страданиях или все эти миллиарды лет прожиты мной совершенно напрасно.
Арсений 2: Ну, хорошо… Допустим, я тебе поверю…  А что будет дальше?
Арсений: Ты спасаешь Риту и вы живете долго и счастливо…
Арсений 2: И умираем в один день?
Арсений: А вот этого я обещать не могу. Скажу лишь одно – Рита – необыкновенная, замечательная, восхитительная девушка. Поверь, за прошедшие миллиарды лет я видел очень много девушек, но ни одной, такой как Рита, я не встретил.
Арсений 2: А что будет с тобой?
Арсений: Я исчезну в прямом и переносном смысле. Ты себе даже представить не можешь, как я устал жить, какая это пытка - бессмертие! Я стал как тот пресловутый Горец – Дункан МакЛауд. Но меня грела моя цель. И вот сегодня я ее достиг – я предупредил тебя о роковой ошибке. И сегодня я самый счастливый человек во Вселенной!

Арсений смотрит на часы.

Арсений: Все, через две минуты здесь будет Рита, и мне надо уходить. Арсений, я в тебя верю, только не подведи. Я сейчас уйду, а ты постарайся забыть меня, надеюсь излишне говорить, что этот разговор должен остаться между нами. Не провожай меня. Удачи и счастья тебе, вам! Прощай!

Он встает и стремительно, не оглядываясь, выходит из зала.
 

Арсений 2 сидит в полной прострации. Машинально берет чашку и залпом выпивает остывший кофе. Рита появляется внезапно, и кафе сразу же как будто наполняется жизнью и светом. Звонко цокая каблучками, она подлетает к столику, чмокает Арсения в щеку и устраивается в кресле напротив.

Рита: Привет! Не скучал здесь без меня?
Арсений 2: Привет! Еще как скучал!
Рита: Ну и что ты хотел мне сказать такого экстраординарного?
Арсений 2: Я хотел сказать, что люблю тебя и не могу без тебя жить!

Рита с подозрением всматривается в лицо Арсения, стараясь понять, шутит он, или все говорит всерьез.

Рита: Это что, ты так шутишь?
Арсений 2: И не думал шутить, а почему тебя это удивляет?
Рита: Но ведь раньше ты мне никогда не говорил таких слов…
Арсений 2: То было раньше, а теперь я понял, что очень боюсь тебя потерять…
Рита: Как это, потерять?
Арсений 2: Давай больше никогда не расставаться?

Арсений встает, подходит к Рите, нагибается и крепко целует ее в губы.
Она улыбается и говорит тихим голосом:

Рита: Кто бы спорил, а я нет…

Откуда-то сверху торжественный голос (приятный мужской баритон):

И Солнце вновь будет сиять,
Мы вместе и нас не разнять!
С улыбкой на все он глядел…
О, Боже, ты это хотел!

Занавес

21 августа 2013 г.