YouTubу! Джибо

Юрий Якунин
https://www.youtube.com/watch?v=CozLQS_xERM
Коллеги, где инвалид пишет, там ему и паперть. Не стесняйтесь помочь! https://yurayakunin.livejournal.com/14290572.html


Был у меня сосед армянин по кличке Джибо. Настоящего имени его я не знал, так как и все в семье его звали Джибо, хороший был человек, добрый, но... невезучий. Мы прекрасно дружили, хотя и были совершенно разными.
Джибо знал шесть языков: русский, грузинский, армянский, азербайджанский, курдский и как я потом узнал, все устно. Мне нравилось его непревзойденное чувство юмора, дружелюбие, открытость, готовность помочь, любовь к музыке и технике.

Водил он КамАЗ. Частенько я с ним ездил по выходным, от скуки, да и поболтать с ним было интересно. Однажды, мы куда-то ехали, решили сначала заехать в его гараж за зарплатой и какое же было мое удивление, когда он вместо подписи в ведомости поставил крестик и это в конце – то двадцатого века. Видимо, на моем лице все было написано и Джибо улыбнувшись сказал:
– С отцом ездил, помогал, учиться некогда было, да и не особо это мне мешает, конечно я научился писать фамилию печатными буквами, только ведь крестик поставить легче.

По возрасту мы были почти ровесники. Так как он постоянно был за рулем, то почти не пил, как и я, правда в отличие от меня, раз или два в месяц мог уколоться и забыться. Когда он женился, то его симпатичная жена трижды рожала ему девочек, на четвертый заход, наконец, был мальчик, внешне нормальный, но как потом оказалось немного с "приветом".
Джибо частенько ездил работать дальнобойщиком в Россию. Полгода ездил и на заработанные деньги семья жила год,  да и КамАЗ смог выкупить.
Как-то встретив меня с работы как электронщика попросил посмотреть, что с его теликом, мол показывает все зеленым. Поев поднялся к нему с чемоданчиком, включил телевизор и вижу, что экран ...  красный.
– Ты что дальтоник? Зеленое и красное путаешь ... – пошутил я понимая, что он водитель.
– Ну да, дальтоник, а что?
После некоторой паузы, которая мне понадобилась, чтобы переварить ситуацию, спросил:
– Как же ты ездишь на машине? Как светофор отличаешь?
– Во даешь! Я же дальтоник, а не идиот! Горящий светофор я вижу и прекрасно знаю, что сверху горит  красный, а зеленый снизу и вот какого хрена в ГАИ бедных людей мучают тестами? На комиссии в карман червонец и ты не дальтоник!
Я вспомнил как мой друг, который видел одним глазом, так же за червонец счтал видеть обоими.
Однажды в его КамАЗе потребовалось что-то отремонтировать и Джибо в выходной из гаража вызвал друга мастера, а сам сына повел на карусели. Мастер у дома долго колдовал с ходовой машины, а когда Джибо пришел его на месте не оказалось. Инструмент лежал в кабине, а мастера не было. Джибо подумал, что он куда-то отошел, сел в машину и… поехал проверить работу. Кто мог знать, что его друг заснул в теньке под КамАЗом. Эта была жуткая ситуация. Я знал обоих и что это была роковая случайность никакого сомнения не было, но жена друга на суде заявила, что Джибо был под наркотиками и задавил её мужа специально, чтобы не расплачиваться. Грязи в душах у людей было много и тогда. Джибо дали год срока (ну понятно же было всем, что это была роковая случайность), но денег, чтобы получить всего год, стоило столько, что семья осталась нищей. Через месяц после того как посадили Джибо умер отец, который до конца таксовал на своей старенькой Волге и этим кормил всю семью. Через еще какое-то время умерла и мать. Отец Вазген и мать Нана были очень добрые люди, их любили все соседи, в том числе и я.

В середине девяностых я женился во второй раз и с того адреса съехал, оставив квартиру первой жене. С Джибо после этого встречался всего несколько раз. Это был уже другой человек. Сломленный, отпустивший бороду и уже не шутивший. В последний раз я его встретил на остановке автобуса, посадил его к себе в машину и мы поехали выпить пива. Сидели в хинкальной и Джибо, с поседевшими не по возрасту висками, неухоженный, немного выпив пива вдруг сказал:
– Юра, ты отличный мужик, соседи тебя уважали, а я  гордился, что был твоим другом. И хоть мы и совершенно разные люди, ты имеешь высшее образование, а я не умею писать, нас скрепляла мужская дружба.
Я похлопал его по руке:
– Джибо, ты о чем...  Мы всегда были друзьями, друзьями и останемся.
И тут Джибо сказал мне такую фразу, которая запомнилась на всю жизнь и когда я пытался её осмыслить бросает в дрожь:
– Ты знаешь, мне кажется, что я прожил чужую жизнь, а до своей так дело и не дошло.
Домой мы ехали молча, у меня в голове крутились тяжелые мысли. Уже у дома, Джибо посмотрел на меня и тихо произнес:
– В жизни у меня было мало светлых пятен, одно из них ты.
Он вышел из машины. В подъезд входил сгорбленный, сломленный жизнью старик.

Потом я случайно узнал от общего знакомого, работавшего на бензоколонке, что старшая дочь, пока Джибо сидел, пошла по рукам, а последним ударом, который он уже вынести не смог, был рак жены.
Джибо продал свой КамАЗ, чтобы у семьи были на первое время деньги и … сделал себе смертельную дозу наркотика.
Я заплакал. Мне было его очень жаль.