Ходасевич. ч 5 Проза

Майя Уздина
Значительное место в творчестве Владислава Ходасевича занимает проза. О ней и продолжится рассказ, но прежде, дорогие читатели насладитесь  маленьким эссе Владислава Ходасевича         http://create-daydream.narod.ru/index/0-33-
 
 МЕЧТАЙ!

Послушайте Ходасевича  и посмотрите.

                ВСТРЕЧА.

И каждый вам неслышный шепот,
И каждый вам незримый свет
Обогощают смутный опыт
Психеи, падающей в бред.
Теперь себя я не обижу:
Старею, горблюсь,- но коплю
Все, что так нежно ненавижу
И так язвительно люблю.

 А теперь о прозе. «Владислав Ходасевич  - подлинный мастер русской прозы, серьезнейший историк литературы, выдающийся литературный критик, для которого "литература была все или почти все" (М. Алданов - известный исторический романист) и сейчас  остается одним из самых "непрочитанных" авторов русского зарубежья, причем не только в нашей стране, но и во всем мире.

 
Он заслужил права на благодарность читателя и  память не только как поэт,- но и  как литературовед, мемуарист, критик, переводчик. «В каждом из этих своих качеств он был незауряден. Им написано около трехсот литературных статей, на его счету открытия в пушкиноведении. Он оставил  «образцы той критической мысли и того критического стиля, которых так мало всегда было в нашей литературе и которые сейчас ушли из нее вовсе» (Н. Н. Берберова).
 
Первая книга прозы Владислава Ходасевича  "Державин", издана в Париже, изд. "Современные записки", 1931.

ПАМЯТНИК ( фрагмент стихотворения Державина)

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

;Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных,;
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал…

Особое отношение Ходасевича к Пушкину общеизвестно. Выступая в 1921 году вместе с Блоком вечерах,  посвященных Пушкину  в Петрограде, Ходасевич призвал людей уходящей культуры "аукаться , перекликаться" именем Пушкина "в надвигающемся мраке".

 Ближе современников и потомков, друзей и родных, к Пушкину стоял Державин.
В краткой заметке, предваряющей книгу, автор  писал, что "не ставил себе неисполнимой задачи сообщить какие-либо новые, неопубликованные данные". Его "целью было лишь по-новому рассказать о Державине". Как именно рассказал Ходасевич о Державине? М. Алданов – его современник  почувствовал это, сформулировав своё ощущение. "Это чисто пушкинская проза».

Но главное не только в стиле автора. Не располагая свежими материалами и не прибегая  к приемам романизованной биографии a la Mopya, поэт подошел к материалу, используя психологические особенности Державина. Герой романа рассказывает о себе в третьем лице.

 В предисловии к роману о Державине  наш современник Андрей Зорин пишет: «Читателю, который хотел бы познакомиться с судьбой Державина, трудно порекомендовать более ответственное чтение, чем книга Ходасевича. И в то же время это очень исповедальное произведение, вернее, начало той исповеди, которая должна была быть продолжена и увенчана давно задуманной биографией Пушкина».

Андрей Зорин.

Я люблю читать настоящую поэзию. Но могу в день прочесть лишь одно, от силы  два стихотворения. Это относится и к стихам Владислава Ходасевича. Но я с трудом отрываюсь от прочтения прозы поэта. Особенно это  касается  мемуаров «Некрополь».
Некрополь-http://az.lib.ru/h/hodasewich_w_f/text_0020.shtml
                http://www.litmir.net/br/?b=76245

В 1939 году, в самый год смерти поэта, вышла эта книга  его воспоминаний, быть может, лучшее из написанного о серебряном веке. Время дышит в этих воспоминаниях.
Воспоминания Владислава Ходасевича  переплетаются с исследованием. В них присутствует его редкая наблюдательность и удивительное знание человеческой природы. Многие из его окружения  считали его злым человеком, но его воспоминания  не были бы созданы без любви к людям. Если отличительная черта лучших стихов Ходасевича — духовность, то в мемуарах  чувствуется  сдержанность  и  правдивость – стиль его таланта.

«Некрополь».

 Вступление Ходасевича.

«Собранные в этой книге воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого основаны только на том, чему я сам был свидетелем, на прямых показаниях действующих лиц и на печатных и письменных документах. Сведения, которые мне случалось получать из вторых или третьих рук, мною отстранены. Два — три незначительных отступления от этого правила указаны в тексте».

В воспоминаниях об Андрее Белом Ходасевич сформулировал свой взгляд на обязанности мемуариста. Высказывание это хочется здесь привести не только потому, что по смежности предметов оно может служить и определением задач биографа, но и потому, что оно как нельзя лучше характеризует личность автора:
 
"Я долгом своим (не легким) считаю — исключить из рассказа лицемерие мысли и боязнь слова. Не должно ждать от меня изображения иконописного, хрестоматийного. Такие изображения вредны для истории. Я уверен, что они и безнравственны, потому что только правдивое и целостное изображение замечательного человека способно открыть то лучшее, что в нем было.

 Истина не может быть низкой, потому что нет ничего выше истины. Пушкинскому "возвышающему обману" хочется противопоставить нас возвышающую правду: надо учиться чтить и любить замечательного человека со всеми его слабостями и порой даже за самые эти слабости. Такой человек не нуждается в прикрасах. Он от нас требует гораздо более трудного: полноты понимания".
 
СОДЕРЖАНИЕ
   
   Предисловие
   Конец Ренаты
   Брюсов
   Андрей Белый
   Муни
   Гумилев и Блок
   Гершензон
   Сологуб
   Есенин
   Горький

Уже первый мемуар «Конец Ренаты» передаёт колорит  странной эпохи, отношения между писателями, поиски и ожидания. Всё ярко, необычно. Это эссе вызвало ссору между Брюсовым и Ходасевичем.

В  мемуарах притягивает желание узнать больше и честнее об известных деятелях Серебряного века. Многое, очень многое не совпадает с тем, что просачивалось к читателям. И оценки творчества известных писателей и поэтов неожиданно изменяются. И совершенно новых, ранее неизвестных людей, узнаёшь. Свой долг - «исключить из рассказа лицемерие мысли и боязнь слова» — Ходасевич-мемуарист выполнил с  достоинством, даже если писатели, о которых он рассказывает, совсем  ему не близкие.

На меня сильнейшее впечатление произвели мемуары о Горьком. Я даже скопировала эту статью и поместила на сайте. Но она была удалена. Статья открыла классика советской литературы совсем не так, как мы привыкли к нему.

Открытая вражда Зиновьева, устраивавшего у Горького обыски и грозившего ему, а затем и ссора с Лениным, вынудили Горького  покинуть не только Петроград, но и советскую Россию. В 1921 году он жил в Германии, на побережье.

Годы 1921-1925 в жизни Ходасевича неразрывно связаны с Горьким.  Писатели познакомились в 1918 году, при организации издательства Всемирная литература. В 1918 году в Москве возник союз писателей. Для вступления в союз требовались две рекомендации членов правления.  Одну рекомендацию написал  Ходасевич.

 С 1921 года, несмотря на «разницу… литературных мнений и возрастов», знакомство это приняло характер тесной дружбы. Горький  был одним из самых известных писателей этого периода времени. И тем не менее, Горький находился под влиянием молодого и не такого известного друга.
 
В ноябре 1923 года Горький пишет Ходасевичу, что «зверство» и «духовный вампиризм» большевиков, именно — Н. Крупской и М. Сперанского, устроивших в России разгром массовых библиотек , побуждают его «писать заявление в Москву о выходе… из русского подданства».
 
Речь шла об "Указателе об изъятии антихудожественной и контрреволюционной литературы из библиотек, обслуживающих массового читателя",который запрещал книги Платона, И. Канта, А. Шопенгауэра, В. Соловьева., И. Тэна, Д. Рёскина., Ф. Ницше, Л. Толстого, Н. Лескова, И. Ясинского. Отделы религии в библиотеках должны были впредь содержать только антирелигиозные книги. Все это и вызвало возмущение Горького.

Политическая ориентация Горького, при котором почти постоянно находились эмиссары Москвы, быстро менялась. Во время первой встречи с ним в июле 1922 года Ходасевич был поражен тем, что отношение Горького к советскому правительству шло много дальше его собственного, критического: оно было открыто враждебным. Примирение Горького с советской властью было продиктовано психологической невозможностью для него разрушить массовую иллюзию: легенду, сложившуюся вокруг его имени, образ передового борца за пролетариат, испортить свою героизированную, лубочную биографию. Так понимал это Ходасевич. О тщательно оберегаемой биографии Горького он писал:
 
"…я бы не сказал, что Горький в нее поверил или непременно хотел поверить, но, влекомый обстоятельствами, славой, давлением окружающих, он ее принял, усвоил себе раз навсегда вместе со своим официальным воззрением, а приняв — в значительной степени сделался ее рабом… Но я не уверен, что он любил ее".

Ходасевич  относился к Горькому, как к личности, тепло. Однако, определённые черты характера писателя, из которых самым уязвимым считал «крайне запутанное отношение к правде и лжи, которое обозначилось очень рано и оказало  воздействие как на его творчество, так и на всю его жизнь»  Горького, резко осуждал.
 
Об отношении Горького к Ходасевичу:  «Я бы сказала, что перед Ходасевичем он временами благоговел — закрывая глаза на его литературную далекость, даже чуждость. Он позволял ему говорить себе правду в глаза, и Ходасевич пользовался этим. Горький глубоко был привязан к нему, любил его как поэта и нуждался в нем как в друге. Таких людей около него не было: одни, завися от него, льстили ему, другие, не завися от него, проходили мимо с глубоким, обидным равнодушием".
Н. Н. Берберова. Курсив мой, 1972.

Горький о Ходасевиче:

"Ходасевич пишет совершенно изумительные стихи".
13.03.1923, к М. Л. Слонимскому.
 
По словам Ходасевича, лучшего, на мой взгляд, поэта современной России…
15.03.1923, к К. А. Федину.

Из воспоминаний Берберовой:
 
"Охлаждение Горького к Ходасевичу наметилось во второй половине 1923 года и затем прогрессировало. Ему способствовали эстетические и политические разногласия, бывшие изначально — и лишь временно заслоненные взаимной человеческой симпатией. Но его подлинной причиной было, несомненно, отношение Ходасевича к творчеству Горького, — а возможно, и конкретная обида, с этим отношением связанная. Легко представить себе, что Ходасевич не вызывал Горького на разговоры о его сочинениях, но на прямые вопросы давал прямые ответы. Вот характерный диалог между писателями:
— А скажите, пожалуйста, что мои стихи, очень плохи?
— Плохи, Алексей Максимович.
— Жалко. Очень жалко. Всю жизнь я мечтал написать хоть одно хорошее стихотворение".

Ходасевич. Горький, 1936.
 
"Я и знаю, и хорошо чувствую, как тяжело положение писателя в современной России. Но почему-то все крепче надеюсь, что это скоро минует…
Может быть, это самоутешение? Не знаю. Но я «люблю верить», как на днях упрекнул меня поэт Ходасевич. Верю же я только в человека. Только в него. Это вся моя религия, весьма мучительная, но в той же мере и радостная. Так-то". Горький.

Ходасевич тяготился своей невольной обязанностью и страдал не меньше Горького. Разрыв назревал с двух сторон.  18 апреля он и Н. Н. Берберова уезжают в Париж, ставший к тому времени столицей русской литературной диаспоры. Поэт понимал значение этой разлуки с Горьким.
 
«…Ходасевич сказал мне: мы больше никогда его не увидим. И потом… добавил с обычной своей точностью и беспощадностью:
 
— Нобелевской премии ему не дадут, Зиновьева уберут, и он вернется в Россию».
Н. Н. Берберова. Курсив мой, 1972.

Зоил (пройдоха величавый,
корыстью занятый одной)
и литератор площадной
(тревожный арендатор славы)
меня боятся потому,
что зол я, холоден и весел,
что не служу я никому,
что жизнь и честь свою я взвесил
на пушкинских весах, и честь
осмеливаюсь предпочесть.

Многие читатели, ранее не знакомые с «Некрополем», будут удивлены взглядом Ходасевича на известных  и малоизвестных литераторов, взглядов, резко отличающихся от привычных . Думается,  Вас, дорогие читатели ждут неожиданности. Пересказать это невозможно и не нужно.
 
О значении книги «Некрополь» говорит то, что советские литературоведы (Ц. Вольпе, Вл. Орлов и т.п.)  заимствовали и фактический материал книги, и целые куски — в форме пересказа или цитаты под ремаркой «один наблюдательный современник пишет».

Фрагменты Некрополя — нечастый случай для мемуарной прозы — имели хождение в самиздате. Эти приметы подтверждают важность и интерес «Некрополя».

Вот ещё ссылка на прозу Ходасевича: http://az.lib.ru/h/hodasewich_w_f/text_0990.shtml-   проза Ходасевича

 Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3: Проза. Державин. О Пушкине. -- М.: Согласие, 1997.  OCR Бычков М. Н.
 
СОДЕРЖАНИЕ

   Ночной праздник. Письмо из Венеции
   Город разлук. В Венеции
   Иоганн Вейс и его подруга. Сантиментальная сказка
   Заговорщики. Рассказ
   Помпейский ужас
   Бельфаст
   Из неоконченной повести
   Жизнь Василия Травникова
   "Атлантида"
   Младенчество
   Виктор Викторович Гофман
   Московский Литературно-Художественный кружок
   Памяти Сергея Кречетова
   О меценатах
   Неудачники
   Памяти Б.А. Садовского.

В 1954 году, в Нью-Йорке, Н. Н. Берберова издала еще один сборник Ходасевича: "Литературные статьи и воспоминания". Он содержит работы о русских классиках: Дмитриеве, Вяземском, Дельвиге, Гоголе, о современниках поэта (от В. Маяковского до Б. Поплавского) и некоторые из его воспоминаний, в основном, о годах военного коммунизма.

Собранные Н. Н. Берберовой очерки мемуарного характера не уступают лучшим страницам Некрополя — и естественно дополняют их. Замечательны и отзывы о литераторах, с которыми судьба столкнула Ходасевича.

Оценки творчества Владислава Ходасевича.

 Лучше и точнее всех дал ему оценку Ходасевичу ВЛАДИМИР НАБОКОВ:

«Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он остается гордостью русской поэзии, пока жива последняя память о ней».


АНДРЕЙ БЕЛЫЙ о стихах Владислава Ходасевича:

«В кликушестве моды его заслоняют все школы (кому лишь не лень): Маяковский, Казин, Герасимов, Гумилев, Городецкий, Ахматова, Сологуб, Брюсов — каждый имеет ценителей. Про Ходасевича говорят: «Да, и он поэт тоже…». И хочется крикнуть: "Не тоже, а поэт Божьей милостью, единственный в своем роде"…»

 1922.

«Ходасевич — величайший из современных русских поэтов…»
Максим Горький. Письмо к редактору бельгийского журнала.

Обширный архив Н.Берберовой, включающий переписку с И. А. Буниным, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, А. И. Куприным, М. И. Цветаевой и др., хранится в библиотеке Йельского Университета.

БИБЛИОГРАФИЯ

 сборник «Молодость». Первая книга стихов. — М.: Книгоиздательство Гриф, 1908. — ??? с.
сборник «Счастливый домик». Вторая книга стихов. — М.: Альциона, 1914. — 78 с.
сборник «Из еврейских поэтов», 1918. — ??? с.
сборник «Путём зерна», 1920. — ??? с.
сборник «Счастливый домик. Стихи». — Петербург - Берлин: Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — ??? с.
сборник «Тяжёлая лира». Четвёртая книга стихов 1920—1922. — М., Петроград: Государственное издательство. — 1922. — 60 с.
цикл «Европейская ночь», 1927. — ??? с.
биография «Державин», 1931. — ??? с.
сборник статей «О Пушкине», 1937. — ??? с.
книга воспоминаний «Некрополь», 1939. — ??? с.

Ходасевич В. Ф. Державин. — М.: Книга, 1988. — 384 с. (Писатели о писателях) Тираж 200 000 экз. ISBN 5-212-00073-4
Ходасевич В. Ф. Собрание стихотворений. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 183 с. ISBN 5-235-01129-5
Ходасевич В. Ф. Стихотворения. — Л.: Сов. писатель, 1989. — 464 с. (Библиотека поэта, Большая серия, Издание третье) Тираж 100 000 экз. ISBN 5-265-00954-X
Ходасевич В. Ф. Стихотворения. — Л.: Искусство, 1989. — 95 с.
Ходасевич В. Ф. Стихотворения. (Библиотечка журнала "Полиграфия") — М.: Детская книга, 1990. — 126 с.
Ходасевич В. Ф. Стихотворения / Сост., вступ. ст., прим. В. П. Зверев. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 223 с.
Ходасевич В. Ф. Некрополь. — М.: Сов. писатель - Олимп, 1991. — 192 с. Тираж 100 000 экз. ISBN 5-265-02572-3
Ходасевич В. Ф. Колеблемый треножник: Избранное. — М.: Советский писатель, 1991. — ??? с.
Ходасевич В. Ф. Собрание стихотворений. — М.: Центурион Интерпракс, 1992. — 448 с. ISBN 5-7085-0058-1
Ходасевич В. Ф. По бульварам. Стихотворения 1904-1937 гг. Литературно-исторические статьи. (Из поэтического наследия.) / Редактор-составитель И. А. Курамжина. — М.: Центр-100, 1996. — 288 с.
Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений в 4 т. — М.: Согласие, 1996—1997.
Ходасевич В. Ф. Некрополь. — М.: Вагриус, 2001. — 244 с. ISBN 5-264-00160-X
Ходасевич В. Ф. Стихотворения / Сост., подгот. текста, вступ. ст., примеч. Дж. Малмстада. — СПб.: Академический проект, 2001. — 272 с. (Новая библиотека поэта, Малая серия) ISBN
Ходасевич В. Ф. Стихотворения / Сост. В. Зверев. — М.: Звонница-МГ, 2003. — 320 с. ISBN 5-88093-035-1
Ходасевич В. Ф. Стихотворения. — М.: Профиздат, 2007. — 208 с. ISBN 978-5-255-01558-0

Литература

 Лев  Аннинский Владислав Ходасевич: «Так нежно ненавижу и так язвительно люблю». Глава из книги «Серебро и чернь»

Автор:  Лев Аннинский
Советский и российский литературный критик,
писатель, публицист, литературовед.


Богомолов Н. А. Жизнь и поэзия Вячеслава Ходасевича // В кн. Ходасевич В. Ф. Стихотворения. — Л.: 1989. — С. 5-51.
Сергей Гандлевский «Орфей в подземке». Поэтическая кухня. СПб, Пушкинский фонд,1998
Из воспоминаний Анны Ивановны Ходасевич, урожденной Чулковой // В кн. Ходасевич В. Ф. Собрание стихов. — М.: 1992. — С. 413—433.
Из истории русской поэзии начала 20 в. — М.: 1976.
ЮРИЙ КОЛКЕР. АЙДЕССКАЯ ПРОХЛАДА, Геликон-плюс, Петербург, 2008.

Нерлер   Павел «Дар тайнослышанья тяжёлый»… Владислав Ходасевич
Семь искусств» № 6(53)  Июнь 2014 года http://7iskusstv.com/2014/Nomer6/Nerler1.php.


Ирена Ронен. Стихи и проза: Ходасевич в творчестве Набокова. «Звезда» 2009 № 4.


Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть xx века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.
Строфы века. Антология русской поэзии — Минск-М.: 1995.
Энциклопедия для детей. Русская литература. XX век. Аванта+ — М.: 1999.
Шубинский В. И. Владислав Ходасевич. Чающий и говорящий. — СПб.: «Вита Нова», 2011. — с. 720 — ISBN: 978-5-93898-329-8 — Серия: Жизнеописание.

 Ссылки
  Владислав Ходасевич в Викицитатнике?

  Владислав Ходасевич в Викитеке?

  Владислав Ходасевич на Викискладе?

Владислав Ходасевич Стихи
Владислав Ходасевич стихи в Антологии русской поэзии
Ходасевич на Стихии
Владислав Ходасевич в библиотеке Максима Мошкова
chodasevich — сообщество в Живом журнале
Ходасевич В. О Тютчеве.
Ходасевич Вл. Стихотворная техника М. Герасимова // Горн.       1918.2-3.                56-57
Владислав Ходасевич на сайте «Век перевода»
Владислав Ходасевич Собрание сочинений
Телеальманах Поэты России XX век. Владислав Ходасевич





 

ЗАПИСЬ БИОГРАФИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ.


1886 16 (28) мая родился в Москве шестой и последний ребенок Фелициана Ивановича и Софии Яковлевны (урожд. Брафман) Ходасевичей. С самого раннего детства часто болел.
 
1892 Первые стихи.

1894 Поступление в училище Л. Н. Валицкой.

1896 Поездка в Озерки и Сиверскую (близ Петербурга), встреча с А. Н. Майковым. Поступление в московскую третью классическую гимназию. Среди друзей гимназических лет — Виктор Гофман и Александр Брюсов, через которою происходит знакомство с его старшим братом В. Я. Брюсовым.

1898 Женя Кун — первая детская любовь.

1901–1902 Увлечение поэзией Брюсова и К. Д. Бальмонта.

1903 «Стихи навсегда»*. «Нелегально» попадает на заседание Литературно-художественного кружка, где Брюсов читает знаменитый доклад о Фете (январь). Переезд от родителей на квартиру старшего брата Михаила. «Тарновская» — первая серьезная любовь.

1904 Слушает лекции на юридическом факультете Московского университета. Знакомство с Андреем Белым.

1905 Март: первые стихи в печати (альманах «Гриф»). Женитьба на Марине Эрастовне Рындиной (17 апреля), одной из первых московских красавиц. Слушает лекции на филологическом факультете Московского университета.

1906 Принимает все большее участие в московской литературной жизни. Печатается (стихи, рецензии, статьи) в символистских журналах («Весы», «Перевал», «Золотое руно») и в московских газетах («Руль», «Голос Москвы» «Русские ведомости», «Утро России» и др ).

 Знакомство с московскими литераторами: Б. К. Зайцев, П. П. Муратов, В. И. Стражев, Муни (С. В. Киссин), и др. «Карты».

1907 Уход жены (30 декабря), увлекшейся осенью того же года С. К. Маковским.

1908 Первая книга стихов — «Молодость» (М.: Гриф), посвященная «Марине». «Голод».

1909 Начало переводческой (с польского, французского) и редакторской (издание сочинений И. Ф. Богдановича, А С. Пушкина, составление антологий) работы для московского издательства «Польза» (В. Антик и Кo), серия «Универсальная библиотека». Остается на этой работе до 1916 г.

1910 Увлечение Евгенией Владимировной Муратовой, бывшей женой П. П. Муратова. «Карты, пьянство».

1911 «Пьянство, карты». Поездка в Италию (июнь—начало августа), где кончается роман с Е. В. Муратовой. Смерть матери (погибла 20 сентября от несчастного случая). «Босячество». Сближение с Анной Ивановной Гренцион, младшей сестрой Г. И. Чулкова, которая в 1913 г. станет его женой. Смерть отца (24 ноября). «Голод».

1912 «Мусагет» (1912—1913). Дружба с Б. А. Садовским. Портрет работы племянницы, Валентины Михайловны Ходасевич.

1913 Работа для театра-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева.

1914 «Футуристы. Пьянство». Вторая книга стихов — «Счастливый домик» (М.: Альциона), посвященная «Жене моей Анне». Сотрудничает в журнале «София». «Война».
1915 Поездка в Финляндию, Царское Село. Сдвинул себе один из спинных позвонков, когда в темноте шагнул с балкона на даче Любови Столицы. Встреча с М. О. Гершензоном.

1916 Самоубийство Муни (22 марта). Туберкулез позвоночника. Лечится летом в Коктебеле, живет у М. А. Волошина. «Армяне, финны, латыши» (переводы на русский).

1917 «Революция. Клуб писателей». Лето — в Коктебеле. Сотрудничает в «Народоправстве», «Новой жизни» М. Горького. «Октябрь». «Евреи»: работа над переводами из еврейских поэтов.
1918 Работает секретарем третейского суда при комиссариате Московской области. Работает в театрально-музыкальной секции Московского Совета, в ТЕО Наркомпроса. Чтение лекций о Пушкине в московском Пролеткульте. «Еврейская антология» (М.: Сафрут). Организация вместе с П. П. Муратовым Книжной лавки писателей. С конца года (до лета 1920 г.) заведует московским отделением изд-ва «Всемирная литература».

1919 Заведует Книжной палатой Московского Совета. «Голод». Болезнь.

1920 «Голод». Заболевает фурункулезом, летом лечится в санатории. Третья книга стихов — «Путем зерна» (М.: Творчество). 17 ноября — переезд в Петроград по инициативе М. Горького.

1921 Поселяется в Доме Искусств («Диск»). В феврале выступает с докладом «Колеблемый треножник» на Пушкинском вечере. Конец лета — Вельское Устье, колония Дома Искусств.

1922 «Из еврейских поэтов» (Пб.: Изд-во 3. И. Гржебина). 22 июня — отъезд из Советской России с Н. Н. Берберовой. 30 июня — приезд в Берлин. «Статьи о русской поэзии» (Пб.: Эпоха). Четвертая книга стихов — «Тяжелая лира» (М.; Пг.: Гос. изд-во). Сотрудничает в берлинских газетах и журналах. Дружба с М. Горьким. Осень–зима — на курорте Saarow (Сааров). Второе издание «Счастливого домика» (Пб.; Берлин: Изд-во 3. И. Гржебина).

1923 Новое издание «Тяжелой лиры» (Берлин; Пб.; М.: изд-во 3. И. Гржебина). Редактирует вместе с Горьким и Андреем Белым журнал «Беседа» (май–июнь до марта 1925 г.).

 Сентябрь — разрыв с Андреем Белым. Ноябрь — переезд в Прагу, Мариенбад. Третье издание «Счастливого домика» (Берлин; Пб.; М.: Изд-во 3. И. Гржебина).

1924 Март–октябрь — скитания по Европе: Венеция, Рим, Турин, Париж, Лондон, Белфаст, Неаполь. С октября до апреля 1925 г. живет у Горького в Сорренто. «Поэтическое хозяйство Пушкина» (Л.: Мысль) издается без участия автора.

1925 Апрель — поселяется в Париже. Пишет для газет «Дни», «Последние новости», сотрудничает в журнале «Современные записки» Дружба с В. В. Вейдле, А. В. Бахрахом, другими молодыми литераторами.

1926 Снова фурункулез. П. Н. Милюков объявляет, что Ходасевич «совершенно не нужен» «Последним новостям». Бедность.

1927 Участвует в литературно-философском обществе «Зеленая лампа». Начинает сотрудничать в газете «Возрождение», где до конца жизни ведет литературно-критический подвал «Книги и люди» и (под псевдонимом Гулливер, позже — совместно с Н. Н. Берберовой) «Литературную летопись». Обостряется полемика с Г. В. Адамовичем о возможности существования эмигрантской литературы и о русской поэзии. «Собрание стихов» (Париж: Возрождение) — последняя книга стихотворений, включая «Европейскую ночь», выходит 1 ноября.

1929 Начинает работу над книгой «Державин».

1930 Апрель — «Современные записки» и «Возрождение» отмечают 25-летие его литературной деятельности.

1931 Выходит в свет «Державин» (Париж: Современные записки).

1932 Апрель — уход Н. Н Берберовой.

1933 Женится на Ольге Борисовне Марголиной.

1937 Издание книги «О Пушкине» ([Берлин]: Petropolis).

1939 В январе серьезно заболевает. Выходит «Некрополь» (Брюссель: Petropolis). 14 июня — смерть. Похоронен на Биянкурском кладбище в Париже.
       
«Владислав Ходасевич. Собрание сочинений», 2009-2014
Проект литературного общества «Треугольный стол»


 















































.