Отверженные мертвецы

Олег Бутрамьев
Знаете ли вы,
Каковы страдания того,
Кто хочет убить себя,
Но не может сделать этого?..

В шести километрах от города,
В котором я родился и вырос,
Есть старое кладбище
С деревянной, покосившейся часовней
И низкой каменной оградой.

Туда и привезли меня друзья.
Вечером тридцатого апреля.

Они знали,
что я суеверен
И до смерти боюсь
Мертвецов и могил.
Особенно в ночное время.

Они знали
И поэтому решили
Пошутить.
Привязали меня
К засохшему дереву
На окраине кладбища,
Пожелали «спокойной
Вальпургиевой ночи»
И уехали…

Здесь давно уже
Никого не хоронили,
Все места заняты.
Но за оградой
Время от времени
Появляются новые могильные холмики.
За оградой,
На неосвящённой земле
Закапывают самоубийц.
Зарывают, как собак.
Без молитв,
Без свечей,
Без венков.
И крестов не ставят,
А только необтёсанные камни
С кое-как нацарапанными именами
И датами.

Самоубийцам ведь один путь –
В Бездну,
На муки вечные.
Молиться за них бесполезно,
Креста они не достойны
И даже все свечи мира
Бессильны перед адской тьмой.
О самоубийцах лучше забыть.
Навсегда.
Во всяком случае
Так считают священники…

Я кричал, зовя друзей.
Пытался освободиться.
Старался не паниковать.
Напрасно.
Всё напрасно…

Догорел закат.
Мгла покрыла всё вокруг,
Сгустилась
И превратилась в ночь…

Когда я перестал вопить и дёргаться,
То подивился той тишине,
Которая воцарилась на кладбище.
Она была поистине мёртвой.
Ни единого звука.
Лишь стук моего сердца.

«Всё будет хорошо, –
Мысленно сказал я себе. –
Ничего страшного не случится.
Так вся ночь и пройдёт.
Тихо и спокойно».

Увы.
В какой-то момент
Послышался шорох.
Он донёсся из-за ограды.
Повернув голову,
Я в тусклом свете звёзд и полумесяца
Увидел, как самоубийцы
Вылезают из земли.
Бледные скелеты
В обрывках саванов.

От ужаса я едва не обезумел.
Всё тело будто лёд сковал.
Стало трудно, очень трудно дышать.

Зачем я смотрел на это?!
Есть вещи,
Которые живым людям
Видеть нельзя!
Лучше бы я ослеп!

Покинув свои могилы,
Мертвецы принялись медленно бродить
Вдоль ограды.
Их было не больше дюжины.
Постукивая костями,
Они ощупывали каменную кладку.
Похоже, искали проход,
Хотя высота стены
Не превышала метра.

Трижды скелеты
Обошли вокруг погоста.
Трижды они надолго
Останавливались перед закрытыми
Железными воротами.
А затем,
Отчаявшись попасть за ограду,
Стали биться черепами о её камни.
У некоторых мертвецов
Были ножи,
И они резали и рубили себя ими.
А один скелет,
Раздобыв где-то верёвку,
Повесился на молодой рябине.

Не двигаясь и почти не дыша,
Я наблюдал за этим кошмарным действом.
Не мог отвести взгляда.
Не мог закрыть глаза.
Самоубийцы пытались
Вторично убить себя.
Но черепа не разбивались,
Ножи не рассекали костей,
А верёвка висельника
Вспыхнула зелёным пламенем
И мгновенно сгорела…

Бесплодные попытки
Продолжались, до тех пор
Пока звёзды не потускнели.
Потом все мертвецы
Неохотно вернулись в могилы.
Один за другим.
Один за другим.
И последний,
Прежде чем заползти под землю,
Долго скрёб костяными пальцами
Своё надгробие.
Видимо, хотел оставить
На нём какую-то надпись.
Быть может, послание
Живым...

Кошмар закончился.
Светало.
Скоро должны были вернуться
Мои друзья,
Эти жестокие шутники.
Я мог вздохнуть с облегчением…

Только… не было облегчения.
Наоборот,
Стало ещё тяжелее.
И эта необъяснимая тяжесть
Породила непреодолимое,
Безумное желание…
Умереть.

Непреодолимое…

Есть вещи,
Которые живым людям
Видеть нельзя…

Я не дождался друзей.
Я всё же сумел освободиться сам.
Перебрался через ограду…
Но далеко не ушёл…

Непреодолимое желание
Умереть…

У меня была верёвка.
Та, которой меня привязали к дереву.
И она не сгорела.
В тот раз она сделала своё дело.
И жажда смерти исчезла…
На время…

Нет, Вальпургиева ночь
Не может быть спокойной.
Особенно для меня.
Когда она приходит,
Мне снова хочется умереть.
Поэтому я вынужден
Покидать свою тёмную,
Подземную обитель.
И тогда я вижу кресты.
Кресты за оградой.
Они светятся.
Излучают мягкий, золотистый свет.
И мне кажется,
Что, если я смогу прикоснуться
Хоть к одному из них,
То навсегда обрету покой,
Навсегда избавлюсь от желания
Убить себя.

Но ограда не пускает меня.
Отталкивает,
Обжигает холодом.
А ворота всегда
Заперты…

Знаете ли вы,
Каковы страдания того,
Кто хочет убить себя,
Но не может сделать этого?..