Интолерантность

Гадаев Алексей Вениаминович
М.М.Решетников в своем докладе "Агрессивность и интолерантность" констатировал, что "впервые научный анализ агрессивности провёл З.Фрейд. Он обратил внимание на хроническое существование любви и ненависти к одним и тем же персонам. При этом феномен навязчивости выводится с одной стороны из реакции крайне преувеличенной сознательной нежности, а с другой из садизма продолжающего действовать бессознательно. Тогда же З.Фрейд формулирует идею о тесной взаимосвязи навязчивых идей преувеличенной сознательной нежности и садизма.
Альфред Адлер указывает на страх, как одну из фаз влечения к агрессии, то есть в качестве основной причины агрессивности является влечение к отвоёвыванию удовлетворения у враждебного мира и характеризует страх как одну из фаз в развитии влечения к агрессии. Адлер отмечает, что одним из решающих факторов в жизни любого человека является его отношение к тем задачам, которые он перед собой ставит или которые жизнь ставит перед ним. Отношение человека к тем или иным задачам всегда есть что-то наступательное, хотя, нужно признать, что это не для всех людей и не для всех стоящих перед ним задач. Задачи могут быть и вполне пассивными и оборонительными. Адлер уточняет, что человек ставит в своих целях задачи именно агрессивного влечения, которое лежит в основе удовлетворения жестокости, властолюбия и садизма. В качестве характерной особенности к реализации любых влечений человека, Адлер указывает на то, что они обязательно обретают культурную трансформацию. Адлер считает, что агрессивность претерпевает не только окультуренную трансформацию, но и приобретает определенную утонченность и специализацию, в том числе сублимацию влечения к агрессии и превращение её в противоположность, якобы в любовь, доброту, всепрощение и т.п. Реализация объективного влечения всегда связана, по Адлеру, в собственную высоко-ценимую личность, при этом усиление агрессивного влечения происходит всегда, когда честолюбие и тщеславие личности не получает удовлетворения, то есть агрессивность это свойство личности страдающей чрезмерным честолюбием или тщеславием. Усиление агрессивного влечения происходит тогда, когда честолюбие или тщеславие личности не получает удовлетворения. И не случайно такой человек всегда ходит с высоко поднятым подбородком, на всех сморит с высока, очень любит говорить только о себе, о своих взглядах на жизнь, на культуру, на политику и т.п. Такой человек страдает недостаточной связи личности с окружающим миром и перестает тестировать реальность, а это признак психического расстройства.
Осуществление агрессивного влечения, подчеркивает Адлер, впрочем, как и любых других влечений человека связано с чувством удовлетворения, а появления препятствия к пути его реализации с неудовольствием. То есть агрессия так же доставляет человеку удовольствие. Влечение к агрессии является столь сильным, что его невозможно преодолеть, если не обращаться к психологам и психотерапевтам. Большинство из тех кто испытывает месть и ненависть не испытывает дискомфорт от этого состояния. Наоборот, они наслаждаются не только реализацией своей агрессией, но даже своим предчувствием своего мстительного осуществления и ощущениями сопровождающими фантазиями на тему их только планируемых действий. Как отмечает Адлер: люди имеющие склонность к агрессии не редко выбирают профессии, где эту агрессию можно легко реализовать (забойщик скота, полицейский, военнослужащий, врач, педагог и т.п.). Адлер отталкиваясь от идей введенного им комплекса неполноценности переходит на уровень идеи парциальной неполноценности, то есть неполноценности того или иного или иного органа. Адлер пишет, что у неполноценного глаза больше влечение видеть, у не полноценного желудочно-кишечного практа больше влечение к еде и питью, у неполноценного сексуального органа больше сексуального влечения. И т.п.
В случае нарциссического развития личности, у неполноценного интеллекта больше претензий на гениальность тех или иных идей, включая человеконенавистнические. При неполноценной этической установки больше претензий на особую эстетику и к предъявлению их сообществу. Сейчас наблюдается большая распространенность к приемлемости эстетики зла, где говорится что зло не так уж опасно. Эстетизация зла делает зло чрезвычайно опасным. Чрезвычайно опасным становится извращение демократических идей с широким отказом от всех культурных, этических запретов любой информации поощряющей человеконенавистнические пороки и в первую очередь поощрение агрессивности.
Тезис о том, что у всех людей на ряду с высокими потребностями имеются низменные, которые ни при каких условиях не должны удовлетворяться, почему-то вызывает неприязнь даже в научной среде. На протяжение тысячелетий существовала только элитарная, высокая культура и искусство. Переход от элитарной культуры к массовой культуре приобретает всё более отталкивающий характер. Мы даже не заметили, как постепенно поп-арт спровоцировал появление поп- сайнс (пересечение науки и искусства). Самым ярким проявлением этого направления тема «Конца света».
Ещё в 1908 году, когда существовали патриархальные семьи, Адлер отмечал, что формирование влечения к агрессии происходит преимущественно в раннем детстве от контакта и со значимыми взрослыми. Сейчас же, наблюдается компьютеризация детских игр, которые предлагаются для развития детей в агрессивном удовлетворении. Дети уже давно играют не со взрослыми, а с техническими устройствами. А психика ребенка так устроена, что он любит не игру а тех, кто с ним играет. Говоря об удовольствии от агрессии, Адлер отмечает, что в случае препятствия к её реализации, возможна аффективная трансформация потребностей к агрессии. Ведь хорошо известно, что аффективные чувства мало поддаются рациональному контролю: известны случаи, когда дети убивали родителей ограничивающих доступ к компьютерным играм и другим техническим устройствам.
В целом анализ влечений к агрессии, Адлер упоминает и в религиозных, межнациональных и расовых конфликтах. А так же ссылка на фразу Г.К.Лихтенберга: «Это просто удивительно, как люди живут по своим религиозным заповедям, и как охотно они за них воюют».
Эрих Фромм описал отличия человеческой агрессивности от агрессивности животных в своей работе «Анатомия человеческой агрессивности». В отличие от животных человек обладает высокой внушаемостью и фантазией и может реагировать агрессией на воображаемую опасность, в том числе в силу тех или иных присутствующих у конкретной личности асоциальных установок, а кроме того, только у человека можно вызвать агрессию методом №промывания мозгов».
Агрессия сообщества социальных (стадных) животных в основном направлена на установление иерархии и здесь много подобия в человеческом обществе. Установление иерархии в животном сообществе осуществляется в борьбе и побеждает тот, кто более агрессивен и более силен. Факт победы конкретного вожака стаи в установлении иерархии признается всем стадом и все особи знают вожака «в лицо» и строго ему подчиняются. В животном сообществе нет агрессии и ненависти в человеческом понимании, хотя некий прообраз существует у высших приматов. Доминирующие особи могут вымещать своё настроение и обиды на субдоминантных боевых самцах, а те в свою очередь на низы и т.д. У человека такой возможности нет в силу культуры, но агрессия накапливается. Поэтому мы наблюдаем как агрессия растет в обществе. Таким образом, любые социальные пирамиды состоят из верхов, средней части и низов. Низы всегда проигрывают в этой в борьбе за среду обитания, еду, продолжение рода. Но ничего другого сделать нельзя так как именно иерархия способствует сохранению вида, она устраняет бесконечную борьбу за власть, она представляет право выживание наиболее сильным. Еще одна закономерность хорошо известную психологам, когда после предварительного исследования в лабораторных условиях над крысами, разделили их на категории более умных и более агрессивных, а затем объединили их в одной клетке. Власть тут же захватили самые агрессивные и это нормально. Власть же захватили самые агрессивные. К власти приходят не самые умные, а самые агрессивные особи. Но в человеческом сообществе особую роль играет самоуважение, достоинство и признание, поэтому не реализованная и не имеющая возможность для реализации агрессии низы, накапливают её, что может привести к всплеску агрессии казалось бы без какого-либо повода на замещающий объект и тогда возникают акты вандализма.
Хищные животные, нападая на свое жертву не испытывают чувства мести или ненависти. В этой связи Э.Фромм отметил, что человек по своей натуре не хищник. Хищник убивает, чтобы есть. Человек убивает, чтобы убить. В этой связи, Адлер констатирует, что агрессивное влечение господствует над всей человеческой деятельности.
В 20 веке агрессивность стала рассматриваться не только как допустимое, но и как позитивное качество. А низкий уровень агрессивности уже давно подается, как некий недостаток человека. Адлер отмечает, что агрессивное влечение создает жесткие образы в искусстве, когда повседневная реальность, страхи, садистские идеи и навязчивые галлюцинации смыкаются и становятся как бы неразличимыми. Фактически всё современное массовое искусство предлагает человеку видео, аудио ряд всё более изощренной агрессивности и жестокости.
К типичным проявлениям агрессии Адлер так же относит: восхищение тиранами, например такими как Наполеон, Сталин и др., а так же к извещениям о смерти, трагическим событиям и происшествиям, суевериям , болезням, эпидемиям и т.д. В итоге, не только разрушаются позитивные связи с внешним миром, с общественным укладом, но и возникает чувство обреченности и страха в этом «сумасшедшем мире» кадастров и лишений. Возникает страх людей в отношениях связанных с привязанностями в браке, дружбе и любви, при этом формируются вторичные привязанности к материальному благополучию, к деньгам и странностям. Современная действительность нам так же дает массу примеров этих странностей в поведении и взглядах на происходящее событие, при этом вызывающее наше недоумение и удивление. А такие вторичные привязанности как деньги, и финансовые достижения вызывают удовольствие как всеобщее благо и цель жизни человека.
В работе «Влечение и судьба» З.Фрей пишет, что «в душевной жизни людей владеют три разных полярности: субъект, объект, принцип удовольствия». В другом месте Фрейд пишет, что «судьба влечений может быть превращаться в противоположность. ..Судьба влечений может превращаться из любви в ненависть и там где была дружба может появиться агрессивность и при этом объект и внешний мир становится или воспринимается как более враждебный, когда принцип удовольствия от агрессии торжествует. Там где было влечение к жизни появляется влечение к смерти». В настоящее время мы имеем качественно новое проявление агрессивности. Известный американский психопатолог Джеймс Фокс пишет следующее: « Существуют определенное число людей, которые озлоблены на окружающий мир полностью или считают свою жизнь разрушенной и не хотят больше жить. Эти люди испытывают недостаток эмоциональной поддержки со стороны семьи и друзей и решают жестоко отмстить тем, как они считают, несут ответственность за их неудачи и не дают им шанса справиться с жизненными неудачами, поэтому они выбирают между суицидом и кровавой расправой. Они, как правило, выбирают и то и другое. При этом многие эксперты считают, что проявление агрессии зависит от уровня инстинкта самосохранения или самореализации субъекта-террориста. Учитывая число самоубийств таких преступников, после совершенных терактов, вряд ли стоит говорить о инстинкте самосохранения. Террорист с удовольствием принимает смерть и никакой инстинкт там не работает. А вот тот факт, что самореализация криминальной личности во многом оказывается связанной не только с уровнем способностей, но и с уровнем агрессивности. И когда способностей для адекватной самореализации (в профессии, в любви. В семейной жизни. В бизнесе и т.п.) оказывается недостаточно. то вполне возможно допустить. Что такая криминальная личность, может совершить убийство одного или множество людей. Хотя бы для кратковременной всеобщей известности.