Отказ от жизни

Анатолий Жгун
Августовский теплый денек. Конечно, большинство жителей районного центра, расположенного на берегу Азовского моря, устремляются на берег. Приятно барахтаться в теплой морской воде.
Семья следователя справилась с домашними хлопотами к десяти часам утра. До центрального пляжа 2 километра. Ходит автобус, в воскресный день забит людьми. Ждать его не стали, пошли . пешком с определенным настроением - в дороге заберет.
Но расклад событий таков, что полностью пришлось в жаркую погоду с сумками еды пройти все расстояние пешком. Но самое большое неприятное ощущение ждало впереди. Искупавшись, стали разбирать сумки, чтобы с целью увеличения удовольствия влить в себя немного спиртного и сладко закусить. Возможно, спиртное в организме и не нужно было, но таков порядок и обычай.
Не успев хорошо закусить, следователь увидел старшину милиции - он кого-то высматривал. И как только они узнали друг друга старшина обрадовался. Оказывается он и разыскивал следователя. Сообщил, что на Обиточенской косе море выбросило на берег труп. А обнаружил его первый секретарь обкома, который вез члена ЦК в конец Обиточенской косы в заповедную зону.
Чувство досады и разочарования скользнуло по телу. Но еще мгновение и понятие необходимости сделало свое дело.
- А какой будет транспорт? Где работник уголовного розыска?
~ Я сегодня помощник дежурного. По графику машина с организации не пришла. Никого из работников уголовного розыска нет. Все на берегу, подальше спрятались. Это ты молодой на городском пляже, а мы местные старожилы обычно в разных местах находимся, берег же бесконечный, в уединении рыбку ловим, уху готовим.
- Не поеду пока не будет транспорта, без уголовного розыска обойдусь, не первый раз. А транспорт где я сейчас найду?
- Дело твое, я свое сделал - сообщил, а приехал я видишь двухколесным своим старым мотоциклом, на нем туда не поедешь.
Так они разошлись в разные стороны. Следователь еще раз искупался, лег на теплый песок. Но нежиться дарами берега моря он уже не мог, чувство обязанности давило его и он понимал, что это уже не отдых.
В правилах дорожного движения записано, что работники правоохранительных органов на осмотр места происшествия могут привлекать частный транспорт и организаций, делая об этом отметку в путевом Листе. У следователя и был это один выход.
Если на место происшествия никто не поедет, то завтра начнутся разборки. Формально он прав, но прокурор и начальник милиции будут иметь собственное свое мнение.
-Слабак.
- Нам тоже много не хватает и не дают. Л за состояние преступности спрашивают без веских скидок.
А работники милиции, оправдываясь, еще скажут, что транспорт мы нашли, но следователя не было. Приехать в райотдел и беспомощным сидеть возле беспомощного дежурного отдела милиции тоже нет смысла.
Отогнав от себя все отрицательные эмоции, следователь решил действовать. Он уже имел опыт приглашения на выезды постороннего транспорта: Иногда получалось, а в большинстве случаев и такие были вопросы:
- А кто ты такой, чтобы я ехал?
- Номер запишу .
- Записывай, хоть десять раз.
Следователь стал обдумывать ситуацию: легковой транспорт привлечь трудно - будут отговариваться. Проехать по косе легковым нельзя. Шторм работал три дня, возможны промоины.
Действительно гарантий давать нельзя, что на легковой машине можно проехать. За прибрежной полосой песка вдоль берега моря проходила реденькая лесопосадка и гам стояла большегрузная машина. Завода имени Сталина уже не было, а машина ЗАС в натуре. Водитель находился в кабинете и употреблял пищу.
- И что, на сухую потребляешь пищу?
- Да нет, с бутылкой винца, ехать к вечеру - выветрится.
Следователь прокуратуры протянул удостоверение и потребовал документы.
- А зачем, отдыхаю - сегодня воскресенье, да ты же и не работник ГАИ, чтобы тебя интересовали документы водителя.
Ехать нужно на место происшествия.
У следователя, осматривавшего документы, мгновенно появились вопросы. Торг состояния - следователя не интересует вопрос состояния документов, соответствие их действительности, хотя он понял, что у водителя какая-то левая поездка.
Водитель готов был ехать, пришлось поехать дозаправиться и заехать в райотдел. Дежурный предпенсионного возраста, жара оказывала на него влияние, находился в полудремотном состоянии. Положение не изменилось - ни машины, ни работника уголовного розыска. Двое указников, лиц, отбывающих арест на 15 суток за хулиганство, сели на скамейку в кузов автомашины - будущие понятые при осмотре места происшествия. Во дворе найден кусок брезента для переноски трупа.
Полтора часа прошло, прежде чем машина достигла места нахождения трупа, преодолев 40-километровое расстояние. Безлюдный берег моря, дорога действительно местами с промоинами.
На песке лежал на спине труп в пиджаке и брюках. Один рукав пиджака отсутствовал, море поработало, вероятно, за что-то зацепился и рукав оторвался. Брюки приспущены ниже колен, в любой момент море могло забрать и их. На ногах туфли отсутствовали. К осмотру трупа предъявляются требования привязки его к неподвижным предметам с двух сторон. Набегавшая волна подмывала нижнюю часть трупа и перемещала регулярно по береговой линии. Объективная привязка невозможна. И нужна будет ли для установления обстоятельств происходящего в конкретной ситуации привязка к неподвижным предметам, а если их и положение самого трупа каждая волна его меняет?
Существенными признаками, что к каждой руке привязана веревка, а посредине веревки находятся 8 металлических стержней. Но все это, что существенно, нужно забрать с собой, а там оно уже будет предметом детального исследования.
Судебно-медицинская экспертиза определила, что причина смерти не известна. Так же не ясно - живым ли он попал в воду или после смерти? Эксперт отмежевал, что смерть не наступила от перелома костей и от острого- отравления, а другие варианты насильственной смерти возможны. При этих обстоятельствах нельзя категорически сделать вывод - убийство это или самоубийство.
Нераскрытые преступления для прокуратуры - очень отрицательный показатель, но и не выяснить обстоятельства тоже предмет для постоянной критики. Поэтому дело возбуждено по факту доведения до самоубийства.
Осмотр одежды ничего не дал. Единственным полем деятельности оставалась веревка и железные поручни. Веревку специалисты оценили - это высококачественный канат под названием лаглинь. Он применяется для определения скорости в узлах. К нему крепится специальный прибор. К канату предъявляется высокое требование эластичности.
Металлические стержни - поручни трапа, который соединяет борт морской посудины с краем берега, по нему проходят пассажиры и держатся за веревку, которая вставлена в специально приваренную проушину.
На территории района нечего выяснять, на акватории моря тоже нет никаких предприятий, причалов, которые могли бы быть связаны с морским делом. Заключение морской метеорологической службы - труп мог приплыть только с востока на запад по господствующим условиям работы моря.
Район расположен в промежутке портов Геническ - Бердянск. Следовательно, проверка в Геническе не имеет смысла, работа в городе Бердянске работниками морпорта не в состоянии что- либо прояснить. Такого качества веревки у них не бывает, да и сами поручни высококачественные заводского производства.
Следователь в тупике, что можно сделать, запросы о пропаже лиц сделаны в многочисленные территориальные органы. Производство следствия уже но нему не проводится.
Однажды в прокуратуре района появился прокурор области. За ним ходила молва, что он заставлял показать все содержимое сейфа. После этого у некоторых появлялись серьезные неприятности. Другие работники областной прокуратуры этот прием не делали. Некоторые осуждали такое поведение - нетактичность, вмешательство в личную жизнь. В отношении прокуроров крайне редко проводилось мероприятие, а в отношении следователей почаще.
Следователь был молод, шел пятый месяц пребывания его в должности. Следователь вывалил все содержимое сейфа. Особенно ему переживать не пришлось. Там ничего неположенного не было, что любят скрывать от людского взора и прятать подальше: ни ценностей, ни денег, ни золота не было, и вещдоки соответствовали записям в журнале.
Прокурор кое-что выслушал с доклада, а кое-что сам почитал и полистал, сделал вывод: большая нужна производительность, недооценка пользования планом расследования и календарным планом.
Ознакомившись с делом по факту обнаружения трупа, прокурор спросил:
- Какое мнение, что здесь - убийство или сам покончил жизнь самоубийством?
Следователь отдал предпочтение версии убийства, ведь у него руки связаны и пригружен железом.
- А сколько знаешь видов самоубийства на суше?
Следователь ответил:
- Шесть видов.
Прокурор остался доволен.
- А какие виды самоубийств знаешь на воде?
- Следователь не знал.
-Два вида: первый - бросится под винт корабля, второй - привязать себя к грузу. Ведь умеющему хорошо плавать трудно самому утопиться. Поскольку обстоятельства смерти неизвестны, не будем спорить, но при расследовании необходимо проверять и версию о самоубийстве.
Он согласился, что действительно следственные действия на территории района выполнены и обещал помочь, но чем - не сказал.
Через пять дней прокуратуру посетил начальник областного управления внутренних дел, генерал. Следователь и ему доложил обстоятельства дела. Генерал посмотрел на фотографии, почитать дело не пожелал.
- Попытаемся помочь установлением личности погибшего.
Следователь впервые в жизни разговаривал с генералом. Ранее ему казалось, что генерал такая недосягаемая личность, недоступная и поражающая своим видом и убедительностью. Генерал был ладно скроенный мужик, лет пятидесяти: сними генеральские погоны - чем не похож на мастера производства или председателя колхоза?
Генерал приехал в районный центр перед наступлением обеда. В райотделе его встретил дежурный, а из руководства никого не было. Ему стало известно, что областное руководство проводит совещание с руководителями всех районов на базе одного колхоза, расположенного в районе. Совещание началось в 10 часов и должно закончиться в 14 часов.
Генерал знал замашки областного руководства - на длинные поучительные речи способны, вовремя не закончат. На райотдел легла задача обеспечить общественный порядок при большом скоплении автомашин. Генерал понимал, что после окончания совещания будут массовые пьянки. Колхоз - организатор совещания, будет принимать руководство области. Руководители других районов обязательно тоже заранее подготовились: запаслись водкой и закусками. Ведь не у всех же есть море, как не использовать такую возможность?
Море упоительное и ласковое, на берегу его время летит быстрее, чем в сухой пыльной степи.
Генерал понимал, что начальник райотдела к областному руководству не попадет, он в группе председателей своего района пьет водку. Другого мероприятия не придумают. Но он обязан явиться в райотдел и узнать оперативную обстановку.
Чем больше проходило времени, тем больше у него портилось настроение. Он уже осознавал, что начальник отдела милиции сегодня уже не появится на глаза.
Так оно и случилось. Следователь прокуратуры района не уровень для генерала и провождения с ним времени. После окончания рабочего времени генерал поразил следователя тем, что сказал - если в гостинице нет одноместного номера, то он будет спать на полу в прокуратуре. Ему нужно твердое ложе и он храпит.
В гостинице действительно не было никакого места. Но начальник комбината коммунальных предприятий был решителен в этой ситуации, кое-кого выселил в кладовую, а для генерала появился номер.
Утром он явился только в прокуратуру, а начальник милиции, стоя перед ним на вытяжку, утверждал: «Не хотел Вас будить, когда приехал - Вы уже спали».
Через неделю из Таганрога приехал инспектор уголовного розыска. Ему была выдана копия протокола осмотра места происшествия, вещественных доказательств и фотографии.
После его отъезда прибыла женщина с мужчиной. По фотографиям она никого не опознала. Сидя на стуле, стала осматривать одежду. Пиджак она долго крутила в руках, но ничего не говорила, а когда осмотрела брюки лицо ее стало бледнеть, глаза закрываться и тело стало сползать со стула. Мужчина, находившийся рядом, придержал - она теряет сознание. Обрызгали водой, но она не приходит в сознание. Скорая помощь. Обращена в сознание и следующий ее рассказ:
- Эта одежда принадлежит моему сыну. Я сама швея, работаю на трикотажной фабрике. Когда он вернулся с армии, покупали Этот костюм, и сама ушивала пояс, свою работу узнаю. Служил сын на Балтике, на подводной лодке. Во время аварийной ситуации при заправке лодки с ядерным топливом получил облучение и полностью лишился половой потенции. Перед 1 Мая этого года после двух лет службы его комиссовали.
Первого мая я организовала вечеринку по случаю его возвращения домой. На обеде около 10 человек, соседи и мой родной брат, присутствующий здесь, это он меня сюда привез на автомашине. В этот день сын был веселый, внимательный ко всем. В армию он уходил мальчиком, а вернулся возмужавшим, рослым, красивым.
На второй день за завтрак садились мы вчетвером: брат с женой и мы с сыном. Сын был хмурым и расстроенным. За стол не сел и произнес:
- Простите меня, я не жилец и вы меня не увидите.
И стал уходить. Его придержал брат и дал пощечину и сказал:
- Разве с. матерью так поступают? Ведь она тебя вырастила.
Сын сделал вид, что успокоился, за столом выпил рюмку водки, поковырялся в еде и как только очутился на расстоянии от брата, повторил то же самое и скрылся. Сколько мы его не искали, не нашли.
Мать захотела посмотреть, где захоронен сын. После этого решили, что она заберет сына для перезахоронения у себя на родине. Прокуратура против перезахоронения не будет иметь никаких возражений, выдаст все необходимые документы.
Следователю стало известно из событий с ним, что, находясь в армии, он принимал участие, как спортсмен в парусной регате на соревнованиях в Таллинне. Гам он познакомился с десятиклассницей из Ростова на Дону. Особых общений с ней не было. Она подарила свою фотографию и адрес места жительства.
После ухода из дома третьего мая он посетил в Ростове девушку в послеобеденное время. Общение тоже краткое. С наступлением темноты мать забрала девушку в дом.
Направив дело в таганрогскую прокуратуру, следователь уже не узнает, были ли выяснены другие обстоятельства или нет? Но и известных хватало, чтобы с полной объективностью сделать вывод: умышленного убийства не было, а действительно произошло самоубийство.
Следователь некоторое время находился в сомнениях и размышлениях. Истина не так просто открывается. Ведь в начальной стадии расследования он по своему внутреннему убеждению считал, что это убийство. Путь к истине сложен и всегда будет его разночтение и следствием этого разномнения оказывается, что преступник находится на свободе, а невиновный отбывает за него наказание. И нельзя всегда только обывательски оценивать, что подобное всегда результат злоупотреблений. Даже при самом добросовестном подходе возможна ошибка. И какие высокие требования следователь должен предъявлять себе, и какой высокой должна быть профессиональная организованность людей этой профессии.
А каким раздиранием души подвергается невиновное лицо, но признанное виновным и отбывающее наказание. Как это лицо оценивает действия работников правоохранительных органов, и почему оно попало в столь роковые обстоятельства?
Впереди у следователя будут сложнейшие моменты, когда обвинение в убийстве состоялось и суд вынес самое строгое наказание - смертную казнь.
В своей жалобе в Верховный суд подсудимый будет признавать себя виновным и просить только снизить меру наказания, а суд отменит приговор по мотивам недоказанности обвинения.
Дополнительное следствие не сможет расширить доказательственную базу и дело прекратится. Следователи с хрипотой в голосе будут спорить, утверждая, что он или не он совершил убийство. Следователь в своей практике не знал такого случая, когда его обвиняемый был приговорен судом к высшей мере наказания, и которое исполнено.
А через несколько лет объективно с полной доказательственной базой выясняется, что преступление совершено другим - серийным убийцей, который в течение многих лет постоянно, совершая убийства, оставался вне поля зрения правоохранительных органов, пока не попался на очередном.
Сколько горя и страданий причиняется этими действиями. Никакие оправдания перед потерпевшими не могут соизмерить горе родственников, пострадавших.

Февраль 2009 г.