Бейтар - буй т1ар

Зерг Алдар
               


В начале января 2013 года, в г Грозный приехала делегация из Израиля
в сопровождении Российских евреев   для закладки  капсулы для будущей синагоги.  Местные власти тепло приняли гостей и обменялись дружественными пожеланиями двухстороннего культурного и экономического сотрудничества.  Двумя годами раньше, в Израильском селении Абу Гош, было начато строительство мечети им. Ахмата Кадырова, завершившегося в марте прошлого года. Так началась эпоха Чечено –Израильских взаимосвязей.

За тем, по приглашению тогдашнего владельца футбольного клуба «Бейтар» Аркадия Гайдамака, в Израильскую команду были приглашены два Чеченских  футболиста из клуба Терек. Казалось, что все идет как говориться «по плану», осуществляется ране намеченное сотрудничество. Но вот, неожиданно, СМИ сообщают о выступлениях Израильских националистов против мусульманских игроков в клубе «Бейтар».  Конфликт получил международную огласку и вызвал много недовольства действиями националистов,  в самом Израильском обществе.

Если сказать честно, то мне понятен патриотизм Еврейских националистов с той точки зрения, что и я сам ратую за то, что-бы в Тереке играли только Вайнахи и приносили победы. Но,  современный футбол  интернационален  и ничего с этим не поделаешь. Футболисты, те же наемники, играющие только ради денег. Ну да Бог с ним, с футболом, как говориться: «каждому свое».

Вот и мне, не интересен ни футбол, ни политика, ни движение капиталов из одной страны в другую. Мне интересна история..., история слова «Бейтар».
Покопавшись в Википедии я узнал, что «бейтар» это аббревиатура связанная с личностью  Российского офицера еврейского происхождения,  некоего  Иосефа Трумпельдора, именем которого ранее названна молодежная сионистская организация. И все бы ничего, если бы та же Википедия не выдала мне название «крепость Бейтар», захваченную римлянами  и разрушенную при подавлении   иудейского восстания  в начале веков н.э.

И как всегда, я это название положил под нахский этимологический микроскоп, который выдал мне смысл «буй» (кулак) и «т1ар» (ладонь).См. русск."бей","бить". Общий смысл этих слов «драться, сражаться». Фонетическая  вариация выдала мне форму тюркского «батыр» и  монгольского «батор» (богатырь).
Возможно это всего лишь совпадение,  но уж очень совпавшее.
Если учесть, что название «ханаан» происходит от нахского «хи нана» (воды мать), а хананеи это доеврейское название народа жившего на территории современного Израиля, то думаю,  версия имеет право на существование.

Зерг Алдар